14 апреля 2016 г.

Программка к матчу Лиги Европы : ФК Краснодар - Спарта Прага Чехия 25.02.2016



22 февраля, в минувший понедельник, “Краснодару” исполнилось восемь лет. По мировым меркам - совсем еще маленький ребенок. Однако за эти годы детище Сергея Галицкого, планомерно и грамотно развиваясь, достигло успехов, которым позавидуют многие. График результатов устремлен резко вверх, были уже у “быков” выход в финал Кубка России, бронзовые медали чемпионата, еврокубки, памятная победа над грозной “Боруссией” из Дортмунда. И вот теперь - первое попадание в плей-офф Лиги Европы.

А мы все уже настолько привыкли к неизменному прогрессу, что ежегодно повышаем планку и ждем от “Краснодара” все новых и новых успехов. К тому же известный максималист Олег Кононов ставил и продолжает ставить перед собой и командой самые высокие цели. “Почему бы нам не замахнуться на финал?” - говорил тренер “быков” декабре. И что-то подсказывает, что это была не просто вскользь озвученная мечта. Увы - не суждено.


Тем обиднее было увидеть краснодарскую команду такой, какой она предстала в Праге неделю назад. “Спарта” - безусловно, очень крепкий соперник, это подтвердит и ЦСКА, помучившийся с чешским вице-чемпионом летом. Однако “быкам” он был больше, чем просто по зубам. Но в прошлый четверг коллектив Зденека Щасны столь мощно выглядел на фоне российского клуба, что становилось грустно. У “Краснодара” не получилась игра в центральной зоне, слабо выглядела оказавшаяся без мячей атака, допускала ошибки оборона, и лишь Дикань оказался в полном порядке. Если бы не опытный голкипер - шансов в ответном матче могло не остаться вовсе.


Срок на осознание и исправление ошибок у команды Кононова был короткий, однако первые минуты дали надежду, что мы увидим совсем другой “Краснодар”. В среднюю линию “быков” вернулся мощный и цепкий Каборе, которого, возможно, и не хватило в первой игре. Жоаузинью отправился на лавку, а его позицию в атакующей тройке занял Мамаев. А пару Гранквисту в центре обороны составил не Сигурдссон, а Страндберг.

И выглядела российская команда в первом тайме не то чтобы совсем здорово, но очень живо. “Спарта” осталась без мяча, к воротам Диканя почти не приближалась, тогда как краснодарцы задорно и с большим желанием атаковали. Уже на четвертой минуте на табло должна была загораться “единичка” - Ари сыграл в классную “стенку” с Перейрой, ворвался справа в штрафную и покатил мяч в дальний угол. Чуть-чуть мимо под дружный вздох разочарования солидно заполненного стадиона.


Моменты у команды Кононова возникали с обнадеживающей периодичностью и в дальнейшем. Мог забить Смолов, когда фантастическую передачу со своей половины поля ему выдал Страндберг, но у российского форварда вместо мягкого “парашютика” через голову голкипера получился удар выше ворот. Имел неплохой шанс Мамаев. “Краснодар”, словно извиняясь за отсутствие ударов в первом матче, бил из любых положений. В сумме за первый тайм “быки” нанесли 10 ударов. Игра “Краснодара” позволяла верить в лучшее. Не было в ней лишь одного - голов.


Во втором тайме голы пришли. Но, увы, вопреки всякой логике, в ворота Диканя. Легкий всплеск активности “Спарты” привел к серии угловых и аутов, и, задержавшись на чужой половине поля на минутку, пражане расчертили комбинацию, ставшую для команды Кононова роковой. Маречек забивал с нескольких метров без всяких помех. “Краснодар” попытался не опустить руки, сунулся вперед - и тут же получил второй гол. После высокого навеса с фланга Страндберг и Калешин не поделили одинокого Фридека. Выход Жоаузинью и Вандерсона оказался запоздалым и изменить что-либо уже не мог никак. К тому же “Спарта” поймала сумасшедший кураж и смогла отправить ошарашенный “Краснодар” из нокдауна в нокаут, издевательски легко забив и в третий раз. Голов могло оказаться и больше.


Это было похоже на то, что опытный еврокубковый боец преподнес урок новичку. С нервами и разочарованием в итоге не справился Каборе - и заработал за ненужную отмашку глупое удаление. Матч-история, как окрестил его Кононов накануне, увы, “быкам” совсем не удался. И вряд ли стоит объяснять поражение исключительно невезением до перерыва. “Спарта” была ощутимо лучше российской команды в трех таймах противостояния из четырех - и свой успех полностью заслужила.

Шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном “Краснодар”, безусловно, сделал. Еврокубковый год закончился на той стадии, которая прежде не покорялась. График развития по-прежнему устремлен вверх. Однако щелчок по носу, нанесенный “Спартой”, оказался очень уж болезненным. И, наверное, так быстро в Краснодаре его не забудут.


Программка к матчу Лиги чемпионов : Зенит Санкт-Петербург - Бенфика Португалия 09.03.2016



Мы очень любим громкие вывески. Обожаем говорить о “матчах года”, о “последних боях”, о “моментах истины”. И ведь ответная игра “Зенита” с “Бенфикой” во многом соответствовала этим затертым определениям. Когда на кону стоит достижение, ранее тебе ни разу не покорявшееся, это ли не событие ? Однако к матчу, исход которого должен был подвести важный итог, “Зенит” отнесся без фанатизма. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Три недели назад, когда петербуржцы играли в Лиссабоне, их хладнокровие скорее вызывало симпатию: молодцы, не разменивают эмоции по мелочам. Относятся к 1/8 финала так, как и должен относиться к этой стадии клуб, претендующий на нечто большее, чем просто выход из группы.

Увы, эта уверенность оказалась всего лишь имитацией. Важничать “Зениту” пока рановато. И на ответный матч он вышел со спокойствием гранда, но в результате получил граблями по лбу. “Зенит” споткнулся о соперника, лучше которого, наверное, у него быть просто не могло, и тем самым провалил очередной экзамен на получение статуса по-настоящему большого клуба.
А вот “Бенфика” аналогичную задачу выполнила - мы как-то упустили из виду, что ей тоже повезло со жребием. И она, в отличие от фаворита (а мы смели надеяться, что “Зенит” - фаворит) все сделала правильно. Именно португальцы стали богатырями Невы, сумев не только сравнять счет, но и вырвать победу. Есть соблазн назвать это поражение несчастным случаем. Но делать этого не стоит, иначе сразу начнем походить на тех, кто, совершив очевидную ошибку, все валит на обстоятельства. Согласен, мяч, который влетел в ворота Лодыгина, не был продиктован ничем - ни логикой игры, ни желанием “Бенфики”, ни какой-либо расслабленностью со стороны “Зенита”. У Хименеса получился невероятный удар - в самую девятку. И тем досаднее для нас, что Лодыгин его достал - вот только мяч от перекладины отскочил прямо к Гайтану. Жуть, как обидно. Гораздо обиднее возможного поражения в дополнительное время или серии пенальти.


Но если мыслить таким образом, то гол в первой игре - тоже в какой-то степени случайность. Немного недотерпели, чуточку недоглядели, еще что-нибудь “недо-”. В общем, везде - случай, везде виноваты не мы, а так получилось. Не думаю, что это правильный путь. Что такое достойное поведение, когда ты ошибаешься, недавно продемонстрировала Мария Шарапова. Многим другим спортсменам следует у нее поучиться - даже если ошибаешься в чем-то другом. Да и едва ли болельщикам будет легче, если мы все спишем на фортуну. Пускай в каждом отдельном эпизоде еще можно говорить о невезении, но в целом-то картина вырисовывается весьма складная. “Бенфика” оказалась командой, более готовой к четвертьфиналу Лиги чемпионов - и морально, и физически. Ее спокойствие было продиктовано вполне конкретным опытом и четким пониманием сил и возможностей. У “Бенфики” эти возможности реальны, у “Зенита” - виртуальны. И чем больше команда будет зависеть от настроения одного отдельно взятого Халка, тем дольше она будет оставаться виртуальной силой.


Что ж, судя по всему, срок годности у настроения Халка истекает летом. Уйдет Виллаш-Боаш, уйдет Витсель, и вслед за ними, похоже, куда-то отправится и бразилец. Вне всяких сомнений, сильнейший футболист нашего чемпионата, но в то же время оказывающий несоразмерное с остальными влияние на команду. У такого дисбаланса не может не быть побочных эффектов. Их негативное влияние могли бы сгладить знакомый тренер, успехи в Европе и проверенные партнеры, но скоро не будет ни первого, ни второго, ни третьего. Жаль, что у Виллаш-Боаша по большому счету не получилось в “Зените”. Жаль, что исход важных для российского чемпионата исполнителей становится еще более реальным. И, конечно, жаль, что “Зенит”, так впечатливший в Лиге чемпионов осенью, упустил отличный шанс порадовать нас и весной. Стало быть, что-то делал неправильно.



Юрий ГОЛЫШАК из Санкт-Петербурга

Всякому посоветую хоть раз да рвануть в Питер радищевским путем. Заезжая в деревни. Никакой “Сапсан”, никакой самолет не порадует так любителя приключений. Что увидишь из окна “Сапсана” ? А плетешься тихонечко на машине мимо деревень, мимо сползающих набок домишек - и видишь на этом тракте жизнь настоящую. Чуть съедешь в сторону - вот они, чудеса. Вот оно, интересное. Какой-то домик выстроен на фундаменте того постоялого двора, где заночевал Радищев. Вот другой - где от екатерининских времен сохранилось много больше.
А вот деревенька Мясной Бор - кто знает, тот мимо не проедет. Чуть поодаль “Долина смерти” - здесь произошло одно из самых страшных сражений Великой Отечественной. Полегла целиком 2-я Ударная армия, десятки тысяч человек. А генерал Власов бродил по этим лесам - чтобы несколько дней спустя сдаться в деревеньке рядом.

Неподалеку погиб под налетом 20-летний солдат, сын поэта Багрицкого. А памятник ему на деревенском кладбище оформлял сослуживец Вучетич. Это потом он станет великим скульптором - создавшим Родину-мать в Волгограде, Феликса на Лубянской площади, советского воина в Трептов-парке… Кто-то проскочит этот указатель “Мясной Бор” - и не заметит. А кто-то к Лиге чемпионов приурочит грандиозную ознакомительную часть. Сделав обычное путешествие в Питер незабываемым. Вот как я.


Город встречает противной изморосью - и я жмусь к обочине. Качу себе тихонечко. А мимо пролетают добрые питерцы - слякоть им в радость. Непогодой здесь никого не удивишь. Зато назавтра распогодится - и все внезапно успокоятся. Я, разогнавшись до 120, чувствую себя Айртоном Сенной. Самолеты жирным брюхом зависают прямо надо мной - кажется, кого-то из пилотов охватил азарт. Собирается приземляться со мной наперегонки. Но нет - вон оно, Пулково. А вот указатель - “Киккенка”… Кому ж, думаю, выйдет киккенка на “Петровском” ? Не “Зениту” ли ? Португальцы хороши ! Как же я люблю этот город, как люблю окрестности ! Какое чудо - древний Ораниенбаум. Так люблю, что останавливаюсь там на полдня - и брожу, брожу по талым сугробам. Бреду в порт, где разгружаются суда - и оторваться не могу от этой красоты. Вот корабль “Шуя”, вот ржавый ледокол “Буран”… Вот гора желтого мартовского льда у пристани…

- А вы сходите на кладбище, - внезапно окликает меня какой-то бездельник. Заметив фотоаппарат на груди.

- Господи, - отозвался я. - Зачем ?

- Там царские адмиралы. Все позабыто-позаброшено. Очень живописно. Только бронзу с памятников содрали, рядом прием вторчермета…

Я забираюсь в Кронштадт - и чувствую, как прихватывает ветром щеки. Исполнилась бы дедовская мечта, стал бы нахимовцем - держал бы здесь вахту. Замерзали бы ленточки на моей бескозырке в направлении ветра. Зато выдали бы кортик. Это плюс. Питер - совсем другой. В каждой улице, в каждом повороте. Барышни в метро достают толстенные бумажные книги - а не вздорные айпады. Слюнявят пальчик, перелистывая страницу. Я шарю глазами по сторонам - натыкаясь глазами на плакат: “Давайте говорить как петербуржцы”. А давайте! Тем более взят в поручители Горький с неуклюжей цитатой: “Слово - одежда всех фактов, всех мыслей”…


У “Петровского” то, что не всякий местный замечает, - а зоркий москвич выхватывает сразу. Наставление на часовенке: “Бога бойтеся, царя чтите”. Всякого тугодума на зебре подстегивает гневливый женский голос: “Заканчивайте переход, заканчивайте переход!” В Москве к судьбе пешехода относятся безразличнее. Португальские фанаты кучкуются под красными знаменами с птичкой. В глазах паника от питерских ветров, неулыбчивости, - но при виде русских дам опасливо оттаивают на секунду. Подмигивают. Хочется приключений, но страшно.

Блаженный, ответственный за VIP-калитку, внезапно принимается голосить при виде меня: “Все на матч!”. Шапка-петушок приподнимается на темени, как у Юрия Палыча в лучшие годы. Я смотрел на толпу, стекающуюся к “Петровскому”, - и поймал себя на забытых ощущениях. Как в юности охватывала меня дрожь за пару часов до матча - достаточно было увидеть такую вот людскую мощь, огни прожекторов. Представлял себе: вот команда выходит из автобуса, вот сидят сейчас в раздевалке, переговариваются вполголоса…
На секунду все вернулось. Та самая дрожь.


Было тревожно - не знаю, как смотрелось у вас в телевизорах, но мне на студеном “Петровском” “Бенфика” казалась командой почти образцовой. При всех своих кадровых потерях. Говорили про вратаря, троих центральных… В “Зените” отсутствовал Гарай по причине довольно странной - если верить тому инсайду, что получил прямо перед матчем. В Краснодаре внезапно охватила дрожь, приступ панического страха. Такое случается. Помню, рассказывал мне народный артист Лев Дуров про актера Мартынюка: “Стал бояться сцены”.

Наворотят ли заменившие трех центральных у португальцев - вот это вопрос! Кто-то из них начинал перекладывать мяч с ноги на ногу, играя последнего - торпедовец Александр Полукаров в такой ситуации отправлял мяч прыгать на Восточную улицу. Такие вольности обещали “Зениту” сладкую жизнь. Но недолго - ветреного португальца одернули свои же. “Характер игры таков…”, - донесся с верхнего ряда осипший голос человека с радио. Каков - хотелось бы понять. Но договаривал тот в микрофон шепотом. Как обессилевший полярник с льдины. Впрочем, все мы в этот вечер были немного полярниками.

От холода, не иначе, Элизеу начал вдруг огрызаться на самую звонкую, самую злую трибуну “Петровского”, - с той минуты освистывали его персонально. Бедолага Элизеу, почесывая ушибленное ухо, уходил к докторам. Ухо оперативно восстановили, Элизеу голосил у бровки - но арбитр о нем позабыл. Не оборачивался. Халк старался, пластался - но не получалось вообще ничего. Как и у всего “Зенита”. Был бы вял один Халк - можно было бы поступить, как с Ковальчуком. Эксклюзивный невский способ взбодрить команду.


Ветераны ленинградской журналистики, протирая заиндевевшие окуляры, кинулись в перерыве куда-то наверх. Как оказалось, за дармовыми бутербродами. Их резвости позавидовал бы Элизеу. Уж точно завидовал я, примерзший к креслу №35. На события вокруг реагировал легким поворотом головы. Кажется, издавая при этом волнующий скрип. Все мы начинали второй тайм в чем-то обновленными - Виллаш-Боаш вышел с лицом столь значительным, будто вот-вот начнет передавать сигналы точного времени. Мне тоже было что показать - пальцы замерзли в одном, экзотическом положении. Я бы назвал это положение “снежинка”. Допечатывать пламенный репортаж пришлось указательным пальцем - оттопырив его левой рукой.

- Это у нас еще грелки стоят, - указал коллега на светящийся прибор. - Но эти, кажется, только подмораживают. Вот в Эйндховене грелки так грелки…

Птичка с флагов “Бенфики” смотрела все более хищно. Как же мне хотелось, чтоб стало птичку жалко ! Но Халк заряжал чуть ли не с центра поля - и было во всем этом что-то обреченное. “Зенит” был совсем весенний. Трибуны требовали гол, позабыв про Элизеу. Пахнет жареным, что нам Элизеу ! Победа нужна ! На упущенный Дзюбой момент откликался трудовым подвигом Лодыгин, даря шанс. Но с каждой минутой на “Петровском” шансы эти уходили куда-то далеко. Таяли в ледяной темноте, как контуры Владимирского собора…

Но единственная счастливая секунда перевернула все - Жирков сделал гол “от” и “до”. Халку оставалось голову подставить. Скамейка португальцев кинулась толкать ни в чем не виноватого резервного арбитра - а главный тренер Руй Виториа шагнул в сторону нашего доброго Боаша. Что ему резервный ? Разве уровень ? И “Зенит” уже казался не таким весенним, и Халк не таким предсказуемым. Творческие личности, и даже Нету - творческая. Когда принялся юлить с мячом, обводя троих португальцев. Ломбертс смотрел на эти фокусы, выпучив глаза. “Бенфика” сжалась в почтительном недоумении. Дзюба, момент! “Петровский” аплодирует !

…85-я минута запомнится надолго и Лодыгину, и всем нам в ложе. Как тянулся вратарь “Зенита” за мячом ! Как тянул свое “гооол” португальский комментатор в микрофон ! Какой грустный, нелепый вечер…


“ЗЕНИТ” В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ ПОКИДАЕТ ЕВРОКУБКИ, ПРОПУСТИВ В КОНЦОВКЕ

До 85-й минуты матча в Санкт-Петербурге “Зенит” вел со счетом 1:0, позволявшим чемпионам России рассчитывать на дополнительное время. Однако два пропущенных в концовке гола поставили крест на надеждах питерцев. Отметим, что “Зенит” уже в четвертый раз в истории упускает на своем поле устраивающий его результат в последней 10-минутке. Ранее подобные неудачи настигали сине-бело-голубых в Кубке Интертото, Кубке УЕФА и Лиге Европы. Теперь настала очередь Лиги чемпионов.


Встречаем лучший альбом весны 2016 года - "Zero Assoluto" с альбомом "Di me e di te" !


Откуда мы всегда ждем хороших новостей из мира музыки ? Правильно ! Выбор не велик. Либо Франция, либо Италия. В крайнем случае - Германия. 

Ну с Францией все уже давно понятно. Если там Мари Ли Пэн в ближайшее время не придет к власти, то скоро в ней не только музыки не останется, но и настоящих французов - одни негры да арабы...

В Италии с этим дела пока обстоят значительно лучше, а значит и хороших новостей больше. Например, 16 марта 2016 года, свет увидел новый альбом от итальянской команды "Zero Assoluto" под названием "Di me e di te", который моментально был признан мною, на текущий момент, лучшим альбомом года ! Я уж не говорю про самих итальянцев, где он ворвался во всевозможные чарты и бьет рекорды по продажам.

"Zero Assoluto" - это дует (Thomas De Gaspari, Matteo Maffucci) на счету которого уже шесть альбомов (первый вышел в 2004 году), но настоящий успех свалился на головы ребят только сейчас. И вполне заслуженно ! Практически каждая песня на альбоме - 100 % хит ! Вот уже неделю у меня в наушниках играет только эта группа !




Последний император итальянского кино... Бернардо Бертолуччи - 75 !


75 лет уже как исполнилось Бертолуччи. До круглого юбилея совсем недалеко, да вот только не каждый до него доживает. Поэтому настало время многое подытожить.

Гениальный режиссёр Бернардо Бертолуччи обессмертил себя уже при жизни. Он занял, наверное, недосягаемую высоту и какое-то совершенно особое положение в кинематографе. Феномен Бернардо объяснить непросто, видимо потому, что он слишком талантлив и универсален. Б.Бертолуччи не только режиссёр, но ещё журналист, поэт, писатель и кинокритик. И для того, чтобы понять его как личность, вам придётся просмотреть все 25 его кино-работ и прочесть все литературные творения. А ведь есть ещё выступления на фестивалях, пресс-конференциях и просто интервью. Но вот проблема – на русский язык  мало что переведено. Тогда остаётся прочесть хотя бы его книгу «Моё прекрасное наваждение», 2012 года издания. Исследовать его творчество, поверьте, очень интересное занятие. Читайте, смотрите, наслаждайтесь, делайте выводы.

«Каждая моя картина – возвращение к поэзии», - любит говорить Бернардо. Он ведь сам поэт, но своими работами в кино хвастать не любит, хотя ему-то как раз и есть чем. Его кино-поэзия это свой язык, своя манера подачи, свой кино-почерк. Все работы режиссёра чем-то похожи, и в то же время они очень разные. Сложно представить, что «Трагедию смешного человека» и «Последнего императора» сделал один и тот же человек. Это, между прочим, кардинально отличает Бертолуччи от других мэтров итальянского кино: Феллини, Висконти, Антониони. Эта троица, дошедшая, условно говоря, до императорского звания в кинематографе, всегда была узнаваема по своим шедеврам, особенно Феллини с незаменимым композитором Нино Рота. Все они, к сожалению, один за другим ушли из жизни ближе к концу прошлого века, и все они были широко известны далеко за пределами родных Апеннин.

Здравствующий, к счастью, Бертолуччи остался единственным и, наверное, последним императором кинематографической Италии. Это вполне афористично прозвучит по аналогии с его картиной «Последний император»(1987), и за что был вручён ему «Оскар», причём не для иностранцев (что и в то время было очень трудно и почётно заполучить), а самый что ни на есть голливудский. Просто ещё в золотые 70-е Бертолуччи понесло покорять неведомые дали и выси, так что он ушёл далеко в отрыв от своих земляков. Это вовсе не означает, будто бы Бернардо обставил многих итальянских режиссёров по уровню профессионализма. Но он одним из первых инициировал широкомасштабные мировые проекты как внутри Апеннинского полуострова, к примеру «Двадцатый век»(1976), так и в других странах и континентах. Своего блистательного эпического «…Императора» он снимал на американские деньги, причём в Пекине! Китайцы впервые сделали исключение для иноземца, пустив его в знаменитый Запретный город – бывшую вотчину императоров Поднебесной. Да если бы вы знали, через какие ещё исключения приходилось проходить нашему Бернардо.

В 1973 году по решению итальянского суда была сожжена киноплёнка фильма «Прощальное танго в Париже». Одну копию решено было оставить как вещественное доказательство, а негатив смог заныкать втихаря сам режиссёр и контрабандой вывезти во Францию. Но как такая экзекуция с искусством могла произойти в демократической стране? Вообще-то неудивительно. Италия в то время была последним оплотом католического консерватизма. Не могли римские судьи и прокуроры мириться с присутствием матерщины и мазохизма в одной ленте сразу. Сейчас мы их понимаем. Тем не менее, Бертолуччи не пытался зарабатывать дешёвую популярность с помощью эпатажа, ведь по-любому почти каждый его фильм может считаться шедевром.

Знаменитая фраза режиссёра: «В моём кино нет никаких посланий», - удивила многих. А зачем, спрашивается, ты тратишь средства и плёнку, если не несёшь никаких идей и не учишь народ уму-разуму ? Мы традиционно ещё продолжаем ждать от кино глубокого смысла и нравоучений для зрителя, а Бертолуччи отказывается нам пудрить мозги. Его принцип вполне уложится в простую присказку: умный промолчит, дурак не догадается. Да ведь любой человек, если задумается, найдёт немало идей и смысла в картинах Бернардо. Есть в них понемногу и народная мудрость, и высшая философия, есть цитаты великих мыслителей. Но сильно напрягаться никому не следует, а просто смотрите его фильмы целиком, и они вряд ли сотрутся из вашей памяти. Настанет время и захочется их снова пересмотреть. 

И в XXI веке знаменитый итальянец не перестаёт нас потрясать. «Мечтатели»(2003), снятые в Париже, - это, скажу вам, нечто удивительное. Гениальный мэтр здесь впервые прибёг к самоцитированию, и Жан-Пьер Лео из «Прощального танго…» вдруг мгновенно состарился на 30 лет в образе директора Парижской синематеки. Здесь у Лео всего лишь эпизод, но он, наверное, единственный актёр, отметившийся у Бертолуччи дважды (обычно такое не практикуется). Кстати, «Мечтатели» сугубо молодёжный фильм, а ведь режиссёру было 62 года! Ну а если взять последнее творение «Ты и я», то это тоже молодёжная картина по своей направленности и чисто итальянская по изготовлению. И опять-таки трудно представить, что автору уже перевалило за 70. 

Удивительным образом происходит и совпадение вкусов – фильмы Бертолуччи одинаково нравятся любителям что арт-хауса, что мейн-стрима. Но ведь великое кино и должно быть на все вкусы и на все времена. Да и сам Бернардо, благодаря своим творениям, должен (и будет) жить вечно – per l’eternita (итал.).

Ковбой Джейн. Рецензия на фильм "Джейн берет ружье" от Николая Абрамовича.


В марте состоялась премьера фильма «Джейн берёт ружьё», и по названию, без труда можно определить его жанр - western.

Вестерны, похоже, снова в моде. Ведь недаром два последних фильма Тарантино как раз на эту тематику. Но моду в 10-е годы нового века задал вовсе не он, - ранее даже братья Коэны вдруг удивили подобной постановкой. Тем не менее, шедевров здесь крайне мало, и если говорить о текущих 10-х, то кроме ленты «Выживший» я ничего суперского не нахожу. Ну, есть ещё пара-тройка вестернов просто хороших (как датский «Спасение») или неплохих. А вообще-то этот жанр, надо признаться, неблагодарный. Его любит большинство мужского населения, включая меня, но все мы понимаем, что 90% вестернов, к сожалению, полная туфта. Такая вот, понимаешь, обречённость жанра. В основном это кич, штамповка, примитивный экшен и т.д. К тому же идеальный образец типажей для ковбойских героев – Клинт Иствуд сейчас уже глубокий старик, и ныне выступает только в качестве режиссёра и продюсера, да и то в других жанрах.

Но куда, в таком случае, отнести новый вестерн «Джейн берёт ружьё», - к удачным или отстойным ? В принципе, этот фильм не самый плохой по своей сути и содержанию, и его можно, да и нужно хотя бы раз посмотреть. Здесь не только ковбойские кино-штампы, но и наблюдается крен в сторону драматизма. Джейн – хозяйка ранчо, вынужденно и временно становится ковбоем в юбке, чтобы защитить свою семью: тяжело раненного мужа и 5-летнюю дочь. Бедолага Джейн понимает всю обречённость, - вряд ли кто-то из них останется в живых, но выхода нет, да и некуда бежать. И тут как палочка-выручалочка, на помощь приходит её первый муж, которого она считала погибшим ещё в годы Гражданской войны Севера и Юга. Интересно, что в этой роли снялся Джоэл Эдгертон, которого мы видели в фильме «Подарок». Но там он выглядел каким-то мутным лузером, да и весь фильм был соответствующим, а в нашем случае роль фермера и бывшего бойца армии северян немного приподнимает его в глазах зрителей. А вот если взять «правильного» персонажа по сюжету – крутого ковбоя Хэма (нового мужа Джейн), то он почему-то начисто лишён фактурности супермена. Лишь только у МакКэна – главаря ковбоев-головорезов и его «плохих парней» налицо все отрицательные черты. Здесь клише не подвело, в точку.  

Вся проблема нынешнего жанра western в США в том и заключается, что нет более у них такой яркой стереотипности, какую воплощал «вечный ковбой» Клинт Иствуд. Поэтому и убедительных супер-героев в этом жанре создавать уже трудновато. Увы, они исчерпались. И тут, видимо, голливудским киношникам пришла спасательная мысль: ну была же у нас ещё не так давно несгибаемая солдат Джейн, как и одноимённый фильм, то теперь пусть будет и ковбой Джейн, как своеобразная находка. А то, видите ли, русские хвалятся, что их бабы «коня на скаку остановят», а наши красавицы в лице Натали Портман неужели не круче? Такая фабула прокатить может, но наверное только однажды. А тут главные  герои ленты ещё и на воздушном шаре полетали! Ранее в вестернах такой романтики замечено не было. Хотя это мы наблюдаем в мемуарных флэш-беках, но всё равно интересно. Все флэш-беки расставлены правильно, с указанием даты и места. Нынешнее действо обозначено 1871 годом и проходит в штате Нью-Мексико.

Природные места в картине живописны и величественны, особенно скалистые горы. Этот видеоряд неплохо подчёркнут хорошей фоновой музыкой. Её совсем немного, но это к лучшему, ведь драматичность сюжета не позволяет разгуляться мажорным аккордам. Но фильм определённо зажат в жанровых тисках и ни в коем разе не претендует на шедевральность. Номинаций на «Оскар» здесь, вероятно, не будет вовсе, а главные актёры в подобном амплуа могут больше и не повториться. Н.Портман с винчестером и кольтом конечно хороша, но в её дальнейшем творчестве такой образ вряд ли желателен. А помните эту Натали в самой первой роли – Матильды в триллере «Леон» ? Такая маленькая бандитка поневоле, помощница киллера. Правда, это был всего лишь кич Люка Бессона, но ведь до чего талантливый! Просто путёвка в жизнь, не иначе.

Итак, преступление  на суровых просторах Дикого Запада будет отомщено и зло наказано. Эта схема предельно проста. Как раз и получается, что печать схемы, которая лежит на многих вестернах, не способствует громадной популярности этого жанра. Да такая ситуация сейчас уже во многих кино-жанрах. Тем не менее, следующий вестерн на большом экране мы будем ждать с интересом, хоть и не ясно когда это будет и каким он будет, но что-то ведь должно быть.