19 февраля 2017 г.

Программка к матчу Лиги чемпионов : Ростов - Бавария Германия 23.11.2016




В это было сложно поверить. Мысль никак не укладывалась в голове. “Ростов” - наш, российский “Ростов” - ведет со счетом 3:2 в матче Лиги чемпионов с “Баварией”! Лучшая команда Германии, одна из лучших в мире на стареньком стадионе “Олимп-2” несется вперед и пытается отыграться, будто перед ней “Реал”, “Боруссия” или кто-нибудь еще из европейских монстров ! Невероятная картинка, фантастический сюжет, который еще недавно мог прийти в голову разве что ростовскому школьнику, сочинявшему на последней странице школьной тетради различные турниры будущего.

В этой победе было все - голы на любой вкус, самоотверженные броски вратаря и героические действия обороны, терпение и мужество, ярость и бесстрашие, отчаяние и хладнокровие. “Ростов” уступал, но отыгрался, вышел вперед, но упустил преимущество, а потом снова повел и в конце выдержал сумасшедший баварский напор, который брал самые мощные футбольные крепости Старого Света.


Эмоции в конце оказались того же порядка, что при победах “Спартака” в 90-е, ЦСКА и “Зенита” в 2000-е. Это была радость, которой так не хватает нашему футболу в последнее время. Уверен, гол Нобоа болельщики встретили с тем же безумным восторгом, что и мяч Рязанцева в ворота “Барселоны” в 2009 году. Сейчас, семь лет спустя Курбан Бердыев вновь подтвердил, что он тренер высочайшего уровня.

Что и говорить, к концу группового этапа Лиги чемпионов “Ростов” освоился. Если сначала ему в Европе казалось страшновато, то теперь венценосная компания не смущает. Путь от первой встречи с “Баварией”, в Мюнхене, до второй, на своем поле, получился сложным, насыщенным, но очень полезным и, как видим, успешным. В 1-м туре на команду Бердыева было смотреть больно. Теперь мы этой командой гордимся !


Возможно, перелом в сознании случился поздновато, да и удача чуть раньше оказалась не на нашей стороне. Ростовчане дерзко сыграли в Мадриде с “Атлетико”, впечатлили испанскую публику и едва не увезли красивую ничью. Но, к сожалению, случился гол Гризманна в самом конце. Если бы такой матч произошел в начале группового этапа, это бы наверняка вдохновило ростовчан на еще большие турнирные подвиги. Но шансы оставались только на Лигу Европы.
И с этой точки зрения домашняя игра с “Баварией” не имела особого значения.


Но “Ростов” отнесся к матчу правильно. И первый реальный момент возник именно у ворот мюнхенцев, которые на этот раз защищал не Мануэль Нойер, а Свен Ульрайх. Уже на 9-й минуте “Ростов” мог здорово испортить Ульрайху настроение: великолепный момент для Ерохина создал Сесар Навас, который длинным забросом со своей половины фактически вывел партнера один на один. Вратарь, верный традициям Нойера, рванул наперехват, но не успел - Ерохин головой перевел мяч в створ. Быть бы голу, но на помощь успел прибежать Бернат, чтобы совершить вынос из пустых ворот.

Столь яркий эпизод в самом начале вдохновил переполненный стадион. Должен был вдохновить и команду. Мы уже сказали, что этот матч имел мало общего с тем, что творилось в сентябре в Мюнхене. “Бавария”, конечно, и сейчас владела мячом, активно грузила в штрафную Джанаева и при любой удобной возможности наносила дальние удары, но “Ростов” ничуть этого не боялся. Впрочем, против “Баварии” мало быть просто бесстрашными, и Бердыев это наверняка понимал. Состав мюнхенцев, кто бы что ни говорил, оказался классным. Да, без Мюллера и Роббена. Но с Рибери, Левандовски, Ламом и Ренату Санчешем. И эти ребята точно прекрасно знают, как запереть соперника на его половине.



“Ростов” активно оборонялся, старался все время убежать в контратаку, однако совсем обезопасить ворота Джанаева не получалось. Пару раз голкипер сборной России выручил, а вот на третий уже не смог - да и никто бы не смог. Дуглас Коста после неудачного выноса ростовчан расстреливал ворота с близкого расстояния. Но если на “Алльянц Арене” “Ростов” после пропущенного гола посыпался, то сейчас команда проявила себя самым великолепным образом. Не помчалась тут же отыгрываться, освобождая сопернику пространство, а выдержала паузу, отдышалась и продолжила следовать своей тактике. Терпеть, работать, ждать. И - резко бить !


Долгожданный гол в ворота “Баварии” стал лучшей наградой за хладнокровие и верность себе. Наградой этот мяч стал и для зрителей, которые так горячо болели. Под самый конец тайма сработала связка Полоз - Азмун. Фирменная контратака, иранец слева вошел в штрафную, убрал на замахе Боатенга и спокойно пробил в дальний угол. “Аякс”, “Атлетико” и вот теперь “Бавария” - отличная коллекция клубов, которым можно забить ! 

На перерыв “Ростов”, конечно же, ушел в хорошем настроении. А вышел с него - в совсем прекрасном. Не успел начаться второй тайм, не успели вернуться на свои места гревшиеся чаем болельщики, как “Ростов” получил право на пенальти ! Мороз, которого так опасалась “Бавария”, больше всех подействовал на Боатенга. Если до этого защитника обманул Азмун, то теперь чемпион мира подарил мяч Нобоа в своей штрафной, а потом сам же эквадорца и срубил. Отметим и контратаку, которая привела к этому моменту, - отличная длинная передача Ерохина, прострел Полоза. Сам Полоз взялся пробить пенальти - успешно. “Ростов” повел в счете.

Для такого матча событий более чем достаточно, но все самое интересное, как оказалось, ждало впереди. “Бавария” очень скоро сравняла счет, не дав стадиону толком насладиться преимуществом и счетом на табло. Снова Джанаева расстреливали с близкого расстояния, теперь это сделал защитник Бернат (тот самый, который спас “Баварию” в самом начале) после красивой комбинации. Гости схватили мяч, чтобы поскорее поставить его на центр и повздорили с Гранатом. Страсти накалялись.


На 57-й минуте Гацкан получил желтую карточку, которая вполне могла быть и красной - на фланге он совершил силовой прием, которому позавидовали бы хоккеисты, да против кого - Рибери! На полной скорости француз бежал к мячу, и Гацкан акцентированно рубанул звезду корпусом и локтем. Хорошо, что португальский судья Диаш проявил мягкость.

Арбитр вообще был хорош - его свистки в этот вечер приносили “Ростову” удачу. 66-я минута, очередная контратака. Азмун классной и сложной передачей справа вырезал мяч на Полоза. Тот на подступах к чужой штрафной несколько завозился, его, казалось, накрывают, но форвард нашей сборной сумел сделать так, чтобы мяч отняли с нарушением. И вот, “Ростов” получил возможность исполнить опаснейший штрафной удар. К мячу подошли Полоз и Нобоа - два героя второго тайма. Но теперь пробил эквадорец - и как пробил! Мягко, над “стенкой”, в самый угол. Гол, который не уступает тому самому мячу Рязанцева в ворота “Барселоны”, по значимости во всяком случае.


В конце “Бавария” металась по нашей половине как разъяренный хищник. Немцы были близки к тому, чтобы сравнять счет, но “Ростов” оказался еще крепче. С каждой следующей минутой сил у хозяев, казалось, становилось только больше. Близость исторической победы вдохновляла и наполняла энергией. Финальный свисток потонул в ликовании трибун !

8 февраля 2017 г.

Данила-Викинг... Рецензия на фильм "Викинг" от Николая Абрамовича


Под самый занавес Года российского кино нас успели ошарашить новым изделием отечественного кинопрома «Викинг». Но что из этого получилось ? 

Как и следовало ожидать, ничего хорошего. Но в этом, как ни странно прозвучит, можно отметить единственный положительный момент. Вот, к примеру, помню, как шли мы на наш героический «блокбастер» - «Тарас Бульба» и потом говорили: ну ведь думали, что будет лажа, но не до такой же степени! А в случае с «Викингом» мы уже ожидали, что получим от просмотра, и наши ожидания оправдались. Это уже плюс, как и то, что если сравнивать, то сага про Владимира киевского несравнимо лучше, чем про Тараса запорожского. Но на этом весь позитив исчерпывается.

Говорят, что это самый дорогой проект в российском кино. Потрачено более миллиарда рублей или 17 млн. долларов. Какую прибыль принесёт прокат картины, это   другой разговор (вроде уже 5 млн. россиян посетили сеансы в кинотеатрах), но отдачи от кинематографа как вида искусства, конечно же, никакой. Как историческая сага это тоже полный каламбур, начиная с названия.

Почему «Викинг», а, скажем, не «Варяг» или не «Владимир» ? Никто особо над этим не думал, не заморачивался, включая тех, кому этот фильм понравился. А на вопрос «почему понравился?» они ответить просто не в состоянии. Но есть ещё и продвинутые зрители, которые сразу всасывают, что и здесь наши кино-ремесленники умудрились сплагиатировать название известного современного сериала «Викинги», только последнюю букву убрали. «Гениальный» пиар-ход! Так если вдуматься и вспомнить, то викингов на Руси называли «варяги». Но и долгое время потом этот термин был синонимом понятия «чужаки». Решили, видно, не проканает такой «варяг», не крейсер же он, воспетый в не столь давних легендах. По логике вещей хорошо бы назвать просто Владимир, и дело с концом. Был же у американца О.Стоуна фильм «Александр», и коню было понятно, что это про Македонского. Но у нас видать спохватились, а вдруг заподозрят аллюзию на Путина? Как-то это тоже не особо подходит. 

И вот решили, что надо быть в подобающем современном тренде, и нашли подходящий бренд. Такой нейтральный, но звучный и интернациональный – Викинг, ну а если что, то князь Владимир всё равно ведь из варягов, то значит всё O’Key! Позвольте? Но если предок нашего «викинга», князь Рюрик был варягом, то есть скандинавского происхождения, то сам Владимир был уже не совсем близким из потомков, к тому же бастардом, и мог считаться практически полностью славянином. 

Но тут вроде бы нашли, за что зацепиться по ходу сюжета. Владимир выпивает варево изготовленное варягами-наёмниками и ловит настоящий наркотический кайф: глюки и полную прострацию. «Теперь ты один из нас», - убедительно говорят ему скандинавские воины. Как же просто, оказывается, стать викингом – выпил отвар из мухоморов и всё ! Далее становится всё яснее, что о серьёзности повествования не может быть и речи. Да и кому это сейчас нужно ? Разве что каким-нибудь синефилам-ботаникам или историкам-правдолюбцам. 

Кстати о птичках. Знаменитый Гоблин приглашал в свою программу «Синефил» одного матёрого историка, который высказался о фильме «Викинг» примерно так: полная фигня, а с исторической точки зрения тем более. Да как так (!), - нам же твердили отовсюду, да ещё с экрана 1-го ОРТ, что снимали по «Повести временных лет», где местами события и эпизоды прямо точь в точь,  как в летописи. Увы, это не так. Просто хозяин 1-го канала – Константин Эрнст ещё и продюсер новоиспечённого исторического «шедевра». Но ведь сама «Повесть временных лет» представляет больше литературное произведение, нежели историческое. Об этом подробно говорил и писал Лев Гумилёв, а он был, без преувеличения великим историком. И если кто желает узнать всю правду о рассматриваемых событиях, то советую прочесть его книгу «От Руси к России» (она свободно сейчас продаётся). 

Как бы не восторгались «Викингом» те, кому он понравился, попробуйте-ка их спросить: а с чего фильм начинался? И здесь уже возникают проблемы. Кто-то не может совсем, а кто-то с трудом вспоминает, что до появления в кадре Владимира была зимняя охота важных персон. Они хотели завалить зубра, который был размером чуть ли не с мамонта (?!). Но зачем всё это было, как и гиперболизация животного (которого всё-таки убили), не вполне понятно.

Но если кто думает, что у нас сумели наконец-то снять настоящий отечественный исторический экшен или сагу (кому как нравится), то сильно ошибается. Фильм всё равно скроен по голливудскому шаблону. Строго расписан лимит времени на массовые и эпизодические махаловки (или битвы); сцены секса, включая изнасилование княжны Рогнеды; немного сантиментов и разговоров по душам; природные явления и стихии (но это уже разрисовано компьютером).

Самое удивительное, что начальные титры киноленты, которые анонсируют суть происходящего, мало кто из взрослых успел прочитать до конца. А как быть с тем поколением, что приходит на сеансы 12+ ? Варяги в фильме говорят только на своём языке (надо понимать, что на старом норвежском), а мы читаем русские субтитры. Точнее, пытаемся прочесть, а они также моментально исчезают. Это что, издержки монтажа, или киношники так сильно торопились успеть к концу года? Но мы заметили, как даже здесь, с этими субтитрами также наблюдается плагиат идеи, на этот раз взятый у Мела Гибсона. Ведь у него всё натурально: римляне, евреи, индейцы майя – все говорят на своём родимом, а мы только успеваем читать субтитры.

Но как раз и было бы неплохо поучиться снимать исторические ленты (не обязательно блокбастеры) у того же Гибсона или Оливера Стоуна. Как ни печально, исторический байопик «Александр» провалился в американском прокате, да и критики его разнесли. Претензий к тому фильму, действительно, немало, однако мы помним главную баталию греков с персами, и тут уже не можем докопаться с критикой, что здесь чего-то не так. Тысячи статистов: конница, колесницы, тучи стрел и дротиков, кровь, мясо – историческое побоище и настоящее зрелище на все сто. 

А что мы наблюдаем в «Викинге» ? Несколько актёров крупным планом и десятки костюмированных статистов (даже не сотни) создают массовость сражений, а точнее пытаются создать видимость массовости. В итоге, всё усечено, экономно и неубедительно. Эпизоды баталий накладываются один на другой, и после просмотра зритель вспоминает: а кто с кем бился-то вообще? Ну, печенегов, понятно, мы помним по школьной программе, и для пущей убедительности нам показывают аж две крупные махаловки с этими тюрками-кочевниками. Зато с византийцами, при осаде крепости Корсунь, - ни одной схватки. А как тогда в город-то вошли ?

А вот и главная фишка в фильме – ладьи, скользящие с холмов по дождевой грязи. Их пустили, чтобы смять печенегов, получается, в прямом смысле. Это уже запредельная фантастика, ведь ладьи были заполнены ратниками Владимира, и от них самих костей бы не смогли собрать. Но наш пиппл, жующий на сеансах попкорн и запивающий пепси-колой, схавал всё это превосходно и с удовольствием констатировал : класс, ништяк !

Конечно, можно объяснить, почему усреднённый зритель, воспитанный на сериальном мыле и чтиве, воспринял эту поделку на ура. Ну, наверняка, хотя бы на контрасте. Здесь всё же побольше и масштаба, и массовости, и схваток. К тому же актёры: Д.Козловский и С.Ходченкова пока в тренде большого кино и на пике популярности. Но в данном фильме они не убедительны абсолютно, и в первую очередь Данила Козловский в роли Владимира. Мы не смогли в нём увидеть князя Владимира Великого, святого, крестителя и т.д. (хоть и был тот князь мокрушник-братоубийца, жмот, хапуга и вообще крендель ещё тот). Мы увидели Данилу-Викинга, только и всего.

Вряд ли кто поверит, что кастинг картины проводился скрупулёзно и объективно. Вполне очевидно как сериальные актёры: Смоляков, Епифанцев, Плетнёв и другие были несказанно рады вырваться на большой экран и поучаствовать в таком национальном проекте, пусть и в заказном. А то Ходченкова давно прорвалась в полный метраж, а Смолякову хоть на старости лет должно же, наконец, повезти.

Но как бы не хвалили с пеной у рта этого «Викинга» и большие люди сверху, и не очень умные люди снизу, фильм, скорее всего, забудется быстрее, чем мы думаем. Давайте прикинем: сейчас кто-нибудь вспоминает про заказной исторический «блокбастер» - «1612», к юбилею очень сомнительной даты – 4 ноября ? А прошло ведь всего несколько лет. Так что, господа киноманы и синефилы, есть над чем задуматься.

Джордж Forever...Джордж Майкл покинул наш бренный мир в день Рождества - 26.12.2016 года.


Джордж Майкл перешёл реку Стикс и уплыл от нас навсегда. 
А как быть с его музыкой, - есть ли у неё шанс остаться в истории навечно ?

Джордж покинул наш бренный мир в день Рождества. Сам этот факт наводит на грустные размышления с мистическим уклоном. Ведь его песня “Last Christmas” являлась незыблемым рождественским гимном, так как больше никто в лёгкой музыке ничего лучшего сочинить не смог. 20 лет назад Майкл схоронил свою мать на лондонском кладбище и выкупил место рядом, сказав при этом, что в их роду греков-киприотов он, наверняка, будет следующим. Затем, в одном интервью заявил: «Больше не желаю чувствовать себя знаменитым. Мне кажется, что смогу выдержать ещё лет пятнадцать такой жизни…» Так что, как видим, сам и предугадал свой уход.

Д.Майкл хоть и родился в Лондоне, являлся этническим греком по имени Йоргос Кириакос Панайоту. Между прочим, имя Йоргос по-английски как раз и будет звучать как Джордж, ну а Майкл – уже сценический псевдоним для удобства. Это было придумано в 1983 году, когда в альянсе со школьным другом Эндрю Риджли он основал группу, - а практически дуэт “Wham!”(с английского можно перевести как «Бух!»). Им обоим тогда едва исполнилось двадцать лет, а дуэт сразу же стал популярен, причём настолько, что превзошёл все ожидания.
Многие из нас представляют творчество Д.Майкла в основном по клипам 90-х. Однако, самый бурный пик пришёлся всё же на золотые 80-е, когда практически никто и не знал такого бренда, как George Michael, а на слуху был только “Wham!” Он просуществовал всего 4 года, но это время стоило целых десятилетий. Такие хиты как “Club Tropicana”, “Last Christmas”, “Careless Whisper”, “Where Did Your Heart Go?”, без преувеличения, вписаны золотыми буквами в историю британской pop-music. Абсолютный рекорд, вне всяких сомнений, принадлежит песне “Careless Whisper”(«Беспечный шёпот»).



Говорят, что возможно “Careless Whisper” и не стал бы таким незабвенным хитом, если бы не узнаваемый саксофонный рифф. Как знать? В этом году исполнится 35 лет созданию этой песни, однако ту первую версию Джордж потом решительно забраковал. Американский продюсер Джерри Векслер, поначалу работавший с “Wham!”, как раз невзлюбил партию саксофона, которая показалась ему непростительно долгой. Поэтому он вставил саксофонное соло только в начало и конец композиции. Ребята из дуэта сочли этот трек неудачным и решили, что сингл выйдет только на территории Англии и небольшим тиражом. Джордж и Эндрю решили приступить к созданию новой версии песни, которая увидела свет в 1984-м.
Как вспоминал сам Майкл, текст композиции задумывался ещё в 81-м, когда он работал киномехаником в городке Уотфорд. Возможно, поэтому в песне есть такие слова: Something in your eyes, Calls to mind a silver screen, And all its sad goodbyes («Твои грустные глаза напоминают мне сцену прощания из какого-то фильма»). С Британских островов новый хит быстро перешагнул через океан, и успех в США был ещё более впечатляющим. Трек “Careless Whisper” стал лучшей песней Америки 1985 года, где было выпущено 6 млн. копий синглов. Песня также стала бестселлером и возглавила чарты Австралии и Канады. Такого бешенного коммерческого успеха ни один хит Д.Майкла иметь уже не будет. Мы знаем немало кавер-версий различных исполнителей: солистов, групп, оркестров. Слушая инструментальные варианты оркестровок П.Мориа или пианиста Р.Клайдермана, мы также натыкаемся на знакомый рифф саксофона, - ну без этого никак нельзя, иначе мелодия потускнеет. 



Начало сольной карьеры Майкла было не менее успешным. За первый же альбом “Faith” он сорвал премию Грэмми в категории «Альбом года» - 1988. Всего у Джорджа выпущено 6 студийных альбомов. Причём один из них – “Songs From The Last century”(1999) состоит из чужих песен, но любимых Майклом, и им же исполненных. В целом, получается негусто за 30 лет «свободного плавания», но ведь количество изделий в ремесле музыкантов редко переходит в качество, а чаще бывает наоборот. Достаточно того, что 7 песен Джорджа Майкла возглавляли список Billboard Hot 100. Как ни странно, там не оказалось столь любимых у нас треков и клипов: “Jesus to a Child” и “Fastlove” c альбома “Older”(1996). Но в Великобритании они добирались до первого места, просто в Штатах эпоха большой популярности Майкла к тому времени, увы, миновала.

В 2007 году Д.Майкл дважды отметился в России. Первое выступление было новогодним и… «теневым» - на вилле олигарха В.Потанина, за которое был заплачен гонорар в 3 млн. долларов. Затем, в рамках мирового турне, состоялся большой концерт в Москве.

53 года – совсем не возраст для ухода в лучший мир, но никто не может ожидать, когда за ним придёт женщина с косой. И совсем не секрет, что знаменитый поп-идол злоупотреблял наркотиками и алкоголем. Для богемной тусовки это обычное явление, но наш герой запомнится всё-таки другим. Британский певец и композитор славился несвойственной для шоу-бизнеса щедростью. Он передавал большие суммы денег нуждающимся людям. Получали от него солидные пожертвования Фонды помощи: больным детям, борьбы со СПИДом и т.д. И самое интересное – Джордж никогда не афишировал этот род своей деятельности, в отличие от наших поп-звёзд или нуворишей. Поэтому, несмотря ни на что, он оставил о себе добрую память. 

Но главный итог творчества любого музыканта – его песни. Если их слушают и после смерти исполнителя, то жизнь была прожита не зря. Самые популярные песни Джорджа Майкла уже пережили годы и десятилетия, и тенденция к их долголетию вряд ли изменится в будущем. «Прощай, Джордж. Мы тебя никогда не забудем!» - пусть это останется сугубо фанатским клише, но далее история поп-музыки сама вынесет свой вердикт.