28 марта 2017 г.

Программка к матчу Лиги Европы : Сельта Испания - Краснодар 09.03.2017


Многие, узнав, что к предыдущему матчу "Сельты" в Лиге Европы против донецкого "Шахтера" официальная программа не выходила, поспешили сделать такой же вывод и относительно игры с "Краснодаром". Большинство коллекционеров и сейчас уверенно отметило в своих букварях факт того, что программы к матчу не было, ссылаясь на то, что перед стадионом ничего не продавалось, а журналисты и болельщики ничего не привезли...

Да, была мол какая-то информация в испанских газетах, но многие не склонны их считать программой, что, в общем-то, правильно. Вряд ли представление матча в ведущих испанских спортивных газетах AS и MARCА чем-то отличается от наших СПОРТ-ЭКСПРЕСС и СОВЕТСКИЙ СПОРТ. По сути, это одно и тоже.

Однако, речь сейчас не о федеральных изданиях. В Виго выходит местная газета FARO DE VIGO, которая пишет исключительно и событиях в своем городе и отдельное место в этой газете посвящено ФК "Сельта". Причем не отдельных страниц. Внутри газеты есть специальная вкладка. В день игры с "Краснодаром" она полностью состоит из материалов посвященных предстоящему матчу. По сути - полноценная программа. Мы уже видели не мало подобных примеров, когда программа вкладывается в местную газету. Например, все с радостью положили в 2013 году в коллекцию программу из Сербии "Ягодина" - "Рубин" или из Копенгагена в 2010 году на матч Лиги чемпионов с тем же "Рубином". Лично я тоже самое сделал и с этим изданием на матч "Сельта" - "Краснодар".




Спустя некоторое время мне удалось достать еще одно издание из Виго на игру "Сельты" с "Краснодаром". Эта специальная вкладка в местную газету ATLANTICO. Честно говоря, я за ней изначально и охотился, но найти никак не мог. Но рыл я так глубоко, что в процессе наткнулся на выше представленное издание от FARO DE VIGO. Получается, что не зря я так старался ! В итоге получилось аж два вида. Ведь в душе я понимал, что рано или поздно я эту  ATLANTICO должен найти )))




Слово “Царь” в Виго произносят с придыханием. Добавлять имя царя нет необходимости. Царь есть только один. Александр. Но не Александр II Освободитель, не Александр III Миротворец, не Александр Македонский. В Виго царь - это только Александр Мостовой. Его фотографии встречаются повсюду на стадионе “Балаидос” и в окрестных барах. Мостовой - это символ величия “Сельты” для местных болельщиков. Галисийский клуб выкупил Мостового у “Страсбурга” в 1996 году за 325 миллионов песет (около 2,5 миллиона долларов), и Александр защищал небесно-голубые цвета “Сельты” в течение восьми следующих сезонов. Он стал лидером команды в лучший период ее истории - по итогам шести сезонов подряд клуб из Виго не опускался ниже седьмого места в итоговой турнирной таблице примеры.


Трепетное отношение испанцев к таланту Мостового лучше всего передают слова Виктора Фернандеса, тренера “Сельты” на пике ее расцвета: “Когда Мостовой бил по мячу, мяч чувствовал хорошее отношение к себе и даже звучал по-другому - не так, как если бы бил кто-то другой”. Мостовому в Галисии охотно прощали любые сложности характера. Александру предоставлялась роль свободного художника, а рояль за него таскали рабочие лошадки. В том числе Валерий Карпин, пять сезонов бороздивший правый фланг атаки “Сельты”, и Эдуардо Бериссо, нынешний главный тренер “Сельты”, и чемпион мира бразилец Мазинью, отец Тиагу Алькантары и Рафиньи, футболистов “Баварии” и “Барселоны”.


Теперь в Виго выросло целое поколение болельщиков, не видевших игру Мостового, но передающих его Легенду - юные болельщики тоже носят футболки с десятым номером и фамилией Мостового, публикуют в социальных сетях видео голов российского полузащитника к юбилеям былых побед и называют Мостового лучшим футболистом в истории “Сельты”.


С уходом Александра из “Сельты” игроков его калибра в Виго больше не было. Яго Аспас делает попытки посягнуть на трон, но современная “Сельта” слишком далека от той команды по всем параметрам - что по успехам на национальной и международной арене, что по красочности игры. Для многих нейтральных болельщиков “Сельта” в те времена была любимой испанской командой ! А Мостовой до сих пор остается рекордсменом небесно-голубых по количеству матчей в рамках примеры - 235, а также шестым лучшим бомбардиром с 72 голами.


Вопрос о том, кто самый популярный футболист “Сельты” всех времен, даже не стоит. Достаточно обойти бары вокруг стадиона “Балаидос” и посмотреть фотографии на стенах. Мостовой - номер один. Второе место по популярности занимает Яго Аспас. Третье - Валерий Карпин. Далее идут Нолито, Макелеле и Сальгадо. Среди фотографий, сделанных во время матчей, мелькают и более оригинальные - хозяина бара в обнимку с Мостовым, чьи-то дети рядом с Царем и автографом Мостового “Для Адриана”. Бросается в глаза и фотография целой рок-группы в образе Beatles - в строгих пиджаках и с инструментами. За барабанной установкой - Клод Макелеле, с гитарами - Александр Мостовой в центре и Мичел Сальгадо с краю, а улыбающийся шире всех Валерий Карпин касается струн бас-гитары левой рукой - как Курт Кобейн.


За сутки до начала матча с “Краснодаром” забегаловки около стадиона пусты, что логично, - “Балаидос” находится на окраине Виго. Чтобы найти собеседника, приходится обращаться к бармену. Достаточно при знакомстве назвать свое имя - Александр, - и в ответ Хорхе восторженно произносит: “Как Царь!”
- Мостовой для болельщиков “Сельты” навсегда останется “Царем “Балаидоса”, потому что играл в футбол сердцем. Он раздавал лучшие пасы во всей примере ногами, но как будто делал это сердцем. Он знал, как для фанатов важно дерби против “Депортиво”, и всегда устраивал шоу в матчах с “Депортиво”.
- Если Мостовой - царь, то кто тогда Карпин ?
- Карпин был премьер-министром ! Царь иногда отдыхал, он же царь. А премьер-министр никогда не позволял себе паузы. Карпин играл каждый матч как последний. Образец трудяги ! Жаль, что выступал за “Сельту” не так долго, как Мостовой.

Почитание царя Мостового дошло в Виго до таких масштабов, что болельщики “Сельты” решили установить около “Балаидоса” памятник российскому футболисту. Увы, дальше постамента дело не пошло. Причем болельщики собрали именно ту сумму, что была названа скульптором, но затем деньги куда-то ушли, а памятник так и не появился. Руководство “Сельты” не смогло спасти ситуацию - клуб был тогда на грани банкротства и несколько месяцев не платил зарплату футболистам. Тут уж было не до памятника.


Когда “Сельта” в прошлый раз встречалась с российским клубом, Валерий Карпин работал на той игре… переводчиком. То был матч со “Спартаком” в 1/16 финала Кубка УЕФА в феврале 2007 года. “Сельта” неожиданно выиграла - при том что галисийцы тогда находились в испанском чемпионате в зоне вылета, три месяца не одерживали побед в национальных турнирах и без устали повторяли, что Кубок УЕФА для них не так важен в ситуации, когда есть риск опуститься в сегунду. Спустя три месяца “Сельта” все же вылетела, проиграла в следующем раунде Кубка УЕФА оба матча “Вердеру” и с тех пор не появлялась в еврокубках. До этого сезона.

Тогдашний главный тренер красно-белых Григорий Федотов пришел на пресс-конференцию после второго матча очень грустным, но сразу расцвел в улыбке, когда увидел за столом Карпина. Вместо резюме по матчу Владимир Григорьевич начал расточать комплименты в адрес Валерия и сам же задал первый вопрос на пресс-конференции - тоже Карпину.
- За какой гонорар работаешь, Валера ?
- Бесплатно ! - заверил Карпин.


Отработав переводчиком, Карпин встал из-за стола и сразу же попал под перекрестный допрос российских журналистов. Валерий сказал тогда, что в Спартаке” ему понравились только Титов и Торбинский. А на вопрос, возможно ли его возвращение в “Спартак” в какой-либо должности, Карпин в 2007 году ответил так: “Если говорить об отдаленном будущем, то, наверное, да. Все может быть. Но в ближайшие два-три года менять сферу деятельности не буду”. Сферой деятельности Карпина тогда был строительный бизнес. Испанские журналисты называли будущего генерального директора и главного тренера “Спартака” самым крупным землевладельцем в Виго. Партнером Карпина по бизнесу был Мичел Сальгадо, бывший защитник “Сельты” и мадридского “Реала”.

Вместе с Мостовым Карпин был участником и самого первого противостояния “Сельты” с клубом из России - “Зенитом” в 2000 году. Обоих футболистов освистывали на “Петровском”, что очень их возмутило. Ответить на свист они смогли своей яркой игрой - Карпин забил “Зениту” в обоих матчах, благодаря чему “Сельта” выиграла в финале Кубка Интертото. Этот трофей до сих пор остается единственным титулом, завоеванным “Сельтой”. Если не считать победы в низших испанских лигах.

В этом сезоне “Сельта” претендовала на титул посерьезнее - Кубок короля, но после победы в двухматчевом противостоянии с мадридским “Реалом” небесно-голубые сенсационно уступили в полуфинале скромному “Алавесу”. То есть тому самому клубу, в котором закончил карьеру Мостовой. Полузащитник пришел туда в 36 лет после полугода без игровой практики, провел за него один мяч, забил в нем гол, был лучшим на поле и… решил завершить карьеру, попросив владельца отпустить его. Царю не нравилось за пределами своего царства - города Виго.


После предматчевой пресс-конференции в зале появился Валерий Карпин в компании телекомментатора Константина Генича. Карпин пообщался с главным тренером “быков” Игорем Шалимовым и коротко ответил на вопросы испанского журналиста. Но на последний из них - о том, какой команде он будет желать победы, - бывший футболист “Сельты” не стал отвечать. Вместо ответа Карпин с улыбкой показал журналисту средний палец и удалился. Впрочем, его действия не носили негативного характера - это было общение старых знакомых, и после жеста оба улыбнулись друг другу.


Команда Игоря Шалимова продолжает писать славную историю клуба, который с каждым следующим сезоном достигает все новых высот. Снятый скальп с “Фенербахче” и выход в 1/8 финала Лиги Европы - уже большой успех. А пусть не самый качественный, но полный проявления характера матч в Виго - еще один шажок вверх по лестнице, ведущей к футбольному Олимпу. Довершить бы теперь начатое на своем суперстадионе 16 марта.


Показательно, что впервые в жизни сыграл за основу с первых минут молодой Жигулев. При всем уважении к воспитаннику академии “Краснодара”, Шалимов пошел на такой шаг именно из-за кадровой беды. Впрочем, забегая вперед, сыграл Жигулев просто классно. Такими темпами скоро дорастет до Мерседесова.

Гостям было очень тяжело. “Сельта” не сильна в позиционных атаках, но резкие выпады организует мастерски. И против “Краснодара” она действовала именно так: старалась выманить соперника и тут же бросалась вперед. Заводилой у галисийцев выступил Систо. Полузащитник с датским паспортом и южносуданскими корнями раз за разом накручивал “быков”, бил, простреливал... За нули на табло, сохранившиеся до перерыва, Шалимов и его команда должны благодарить футбольного бога - моментов хозяева загубили массу.


Казалось, пауза в 15 минут позволит “Краснодару” отдышаться. Но едва игра возобновилась, как расстроил до того надежный Крицюк. Как и матче со “Спартаком”, он пропустил после дальнего прямого удара со штрафного. Часто бывает, что после такого команда, с превеликим трудом и везением сохранявшая счет 0:0, окончательно рассыпается, а хозяев ловят кураж и добивают жертву. Однако “быки” на милость испанских тореадоров не сдались. А наоборот встрепенулись и перехватили инициативу. Для начала Подберезкин из хорошей позиции пробил выше, а затем шикарный трюк удался новичку команды Классону: швед изящно проскочил между защитниками и катнул мяч между ногами вратарю.


 “Сельту” такой поворот просто ошарашил. Поразительно, но после гола в свои ворота хозяева до 90-й минуты не создали у ворот Крицюка ни одного момента ! Тогда как Рамирес едва не вывел “Краснодар” вперед, выскочив на рандеву с Альваресом, но пробил в него. А на 90-й хозяева все-таки забили: свежий Бовю опередил Гранквиста и мощно пробил головой... Но ничего страшного. Все решится в Краснодаре !


24 марта 2017 г.

Alibi.com на 100%, но ещё не super... Рецензия на новую французскую комедию от Николая Абрамовича.


Нужно алиби, чтобы втайне от супруги спокойно отдохнуть с друзьями на футболе ? Вам поможет агентство по созданию алиби. Нужна отмазка в школе ? Обращайтесь ! Решили отдохнуть от семьи в выходные ? Мы на связи ! Этот стартап Грега и его команды уже получил оглушительный успех. Но когда он встречает Фло, девушку своей мечты, которая презирает всех лгунов и изменщиков, ему приходится скрывать род своей деятельности. Паутина лжи Грега становится настолько сложной, что даже лучшему лжецу в мире придется изрядно изловчиться, чтобы выкрутиться из нее…


На наших экранах идёт новая комедия с Филиппом Лашо "Super Алиби", где он ещё и режиссёр. У Лашо, в качестве режиссёра, состоялся дебют, но вот насколько удачный ? Однозначно ответить трудно. Ситуация, когда актёр вдруг становится ещё и режиссёром, сейчас не редкость. Тем не менее многие убеждены, что везде нужны высокие профессионалы своего дела, а не ремесленники, кочующие от одного амплуа к другому. Это чтобы не было снисходительной поблажки по принципу: ну он же не режиссёр, ему простительно.


Если судить о том, какая это невзыскательная, просто ржачная молодёжная комедия, то простительно будет многое, если не всё. Однако Филипп Лашо, по моему мнению, замахивался всё же покруче. Мы его знали пока только как актёра по дилогии «SuperНянь», вышедших в 2014 и 2015 году. Первая комедия была действительно потрясной, но сиквел уже сильно уступал. Филипп, видимо, хорошо всё учёл и понял, что явление под названием «новая молодёжная французская комедия», благодаря его участию, пока не совсем ещё состоялось. 

Как обычно, всё сильно подпортил сиквел. И вот Лашо прикинул : да что я, рыжий что ли (как-никак блондин), и решил : а не снять бы всё самому ? Учитывая актёрский состав фильма “Alibi.com” (так в оригинале), планка была задрана достаточно высоко. Такой героизм Лашо мы вполне сможем оценить и поддержать. А оценивая продукт на выходе, можно утверждать следующее : ребята в трубу не вылетели, - работа сделана на совесть, проект состоялся. Тем не менее, щедевра не получилось, картина не блистает в серии «5 звёзд» и не набирает 10 баллов. Ну, мы все понимаем, что для современной молодёжной комедии это было бы уж слишком клёво-запредельно. 


Лашо здесь и сам снялся в одной из главных ролей, а с собой прихватил ещё двоих из команды «супер-няней». Правда, в одной из ведущих ролей только Тарек Будали. Два актёра взяты из недавней очень хорошей и нашумевшей комедии «Безумная свадьба». Это хрупкая сексуальная блондиночка Элоди Фонтан и Меди Садун, но здесь он на втором плане. Из актёров старшего поколения: Натали Бэй и Дидье Бурдон. Толстяк Бурдон, как ни печально, является завсегдатаем малобюджетных и второсортных комедий, но в нашем случае он выглядит вполне на уровне. Есть и ещё две знаменитости: Мишель Ларок и Кад Мерад, и они всего лишь в эпизодах.

Мы ценим французские комедии не только за их юмор, но, прежде всего, за оригинальность. Вот и в этом случае найдена интересная центральная тема – агенство по предоставлению 100% алиби неверным супругам, разным прохиндеям, даже нерадивым школьникам-лгунишкам. Агенство, как и фильм, называется alibi.com, а если соотнести его деятельность с реальностью, то это, конечно же, полная фантастика. Однако, для оригинальности сюжета, это вполне подходит. Но далее, оценивая картину уже с художественной точки зрения, мы не обнаруживаем большой оригинальности и какой-либо эксклюзивности.

Во французских комедиях былых времён встречалось немало плоского, пошловатого и даже чёрного юмора. Но мы всё проглатывали на ура. Этот юмор всё равно выгодно отличался от голливудского и от нашего, так как был во многом своеобразен. Но в новой комедии “Alibi.com”, к сожалению, своеобразного и неподдельного юмора маловато. Некоторые из приколов мелькали ранее в других фильмах, или же из-за некоторой постановочной банальности нам представляется, что где-то что-то до этого мы уже видали.


Действительно, сейчас надо сильно постараться, чтобы сохранить за собой некую самобытность и индивидуальность в комедийном жанре. Это в те давние времена, как в фильмах Чарли Чаплина, у зрителя сразу вырывался смех, как только кто-то подскользнулся на арбузной корке и шлёпнулся, или получил тортом по физиономии. Но сейчас это слабо прокатывает. А в «...Алиби» мы ещё и натыкаемся будто на римейки или цитирования прежних работ этой же киногруппы. Допустим, в фильме «SuperНянь 2» есть пикантный момент, когда ядовитый паук укусил человека за яйца, а здесь за то же место царапает агрессивный кот. Или в предыдущей комедии «Без тормозов» вспоминается эпизод с цыганским табором и погоней одного злого цыгана за экипажем главных героев. Да и в “Alibi.com” практически есть то же самое, только в роли цыгана почему-то актёр алжирского происхождения М.Садун.

Ну а плоского и пошлого юмора здесь хватает настолько, что чуть ли не с избытком. С французской утончённостью в киноленте явно проблемы, да, похоже, о ней вообще решили позабыть. Хватает на экране и разного рода извращенцев : гомосеков, транссексуалов, онанистов. Видимо решили, что не нужно отступать от принципа : как в современной жизни, пускай так и в кино. Но всё-таки нам всем бы хотелось, чтобы на экране всё было чуточку лучше, чем в такой вот жизни. Тем более, что во Франции такая богатейшая школа кинокомиков и соответствующих традиций. Недаром персонажи этой картины вдруг вспоминают про Луи Де Фюнеса.

А кстати, все ведь заметили как в обоих «нянях» кроме молодых актёров поочерёдно присутствуют мэтры : Жерар Жюньо и Кристиан Клавье; в ленте «Без тормозов» - Андрэ Дюссолье; а в новой комедии - Натали Бэй. Налицо преемственность поколений. Надо показать, что французская комедия как пласт мировой культуры по-прежнему живёт и процветает. Но вот только не всегда бывает в лучшей форме. Как не смог спасти ситуацию маститый К.Клавье в «SuperНянь 2», ну если фильм всё равно не удался. А сильно ли выручает Н.Бэй в “Alibi.com” ? Ведь это тоже по-разному можно прокомментировать, но нам всё же хотелось бы с позитивом.

Но как бы там ни было, в целом, съёмочная группа во главе с достаточно молодым актёром, а теперь уже и режиссёром Филиппом Лашо со своей задачей справилась, как и каждый со своей ролью в отдельности. Да и саундтрек в картине тоже неплохой, особенно вместе с клипом в самом конце. Ну а у самого Лашо теперь только прибавится ответственности в будущих проектах, и не дай бог ему споткнуться. Поэтому хотелось бы пожелать ему дальнейших успехов, удачи и везения. Allez, Philippe ! Tournage sur le film !

Программка к матчу Лиги Европы : Краснодар - Партизани Албания 18.08.2016


Как же все-таки хорошо, что у России есть “Краснодар” ! За пару еврокубковых сезонов он поставил себя перед публикой так, что матчи со скромными по международным меркам соперниками можно ждать без волнения. Потратив несколько минут на ознакомление с картиной игры, убедившись сразу, что дурных мыслей с самоуспокоенностью нет и близко и все должно закончиться хорошо, можно было расслабиться и любоваться. Во-первых, решением тренерского штаба, который не стал проводить никаких экспериментов и смотреть слишком в сторону воскресного матча со “Спартаком”, заботясь о свежести футболистов. Во-вторых, спокойствием и хладнокровием хозяев, с которыми они сразу показали “Партизани”, что ловить в России нечего.


“Мы приехали сюда с энтузиазмом”, - делился ожиданиями накануне главный тренер албанцев Адольфо Сормани. Итальянский специалист признавал силу “Краснодара”, грозился сыграть организованно, чтобы побороть индивидуально сильных футболистов соперника, однако уже к перерыву весь энтузиазм должен был иссякнуть. Ведь на табло горели 3:0 в пользу хозяев.

Забивали “быки” разнообразно и красиво. С пенальти, назначенного за прихват Мартыновича, положил начало разгрому Жоаузинью. После потрясающего паса Каборе, выполненного в одно касание, спиной к чужим воротам и даже не глядя в сторону партнера, убежал с центра поля один на один Смолов и бильярдным ударом преимущество удвоил. А голом Енджейчика, замкнувшим головой кружевную комбинацию в воздухе, “Краснодар” проводил “Партизани” в раздевалку и словно сказал: “Сдавайтесь, друзья. Исход противостояния предрешен”.


Было ли хоть раз тревожно во время матча ? Пожалуй, да. В первом тайме гости пару раз почти добежали до чужой штрафной, остановившись в паре метров от нее. Выяснилось, что у соперников есть шустрый и техничный аргентинец Торасса и крепкий албанский форвард Барди. Однако Торасса не мог проявить свою технику без мяча, который ему не давал “Краснодар”, а Барди - не Варди, и Крицюк больше отдыхал и смотрел на игру партнеров. А сразу после перерыва “Партизани” осмелел настолько, что обложил “Краснодар” “стандартами” и запер в штрафной аж на пару минут. До адекватных ударов дело, правда, не доходило.


Да и сидеть около своих ворот “быкам” быстро надоело, со своей половины обнаглевших гостей они вмиг прогнали и продолжили свою наступательную миссию. Хотелось забить еще и еще раз, желательно - красиво, и иногда даже проскакивали моменты легкого пижонства. Впрочем, пижонство, если им не злоупотреблять, порой бывает очень даже красивым и поощряется. И Ари, получив “блестящий” пас от чужого голкипера, убежал с ним на свидание, чуть сблизился и выполнил носком удивительную издевательскую подсечку. Мяч взлетел метров на семь вверх, крутанулся и опустился по красивой траектории точнехонько в угол. Настоящая бразильская Joga Bonito !


Забивать обычные, силовые, голы “с мясом” “Краснодар” в этот вечер не хотел. И режим куража в последние минуты был включен на полную катушку. В дриблинг напролом шел даже массивный Гранквист, Газинский забрасывал элегантные “черпачки” любой ногой, Ари пытался обвести по семь соперников, а албанцев было даже немного жалко. Как и замененного Смолова - не дали Федору поучаствовать в празднике до конца и повысить свои бомбардирские показатели. Словом, албанцы еще легко отделались !






23 марта 2017 г.

Фиаско «Оскара»... Последняя 89-я церемония Американской Киноакадемии по вручению «Оскаров» многих повергла в уныние.


«Оскар» - 2017 (итоги за 2016-й), похоже, дошёл до ручки. Начнём с того, что и церемония как шоу-представление в этом году получилась самой скучной и неудачной. А вручение наград шло непонятно по какому признаку, будто варианты рассматривались только между плохим и очень плохим. Хотя выбор какой-никакой, но всё же был, ну а что же получилось в итоге ? 


Самое большое количество «Оскаров» - целых 6, присудили фильму «Ла-Ла Ленд», включая награду за саундтрек, и отдельно за лучшую песню. Этот невзыскательный мюзикл был признанным фаворитом зрителей и кинокритиков, но он так и не  оказался лучшим фильмом года. А какой тогда лучший ?  Это картина «Лунный свет» (“Moonlight”). «Оскаров», кажется, всего-то 2, но зато это лучший фильм США по итогам 2016 года. Я, честно говоря, не знаю, кто захочет его смотреть. Главный персонаж ленты – чёрный парень, который совсем неприкаян, не у дел, к тому же голубой. Получился целиком «цветной» фильм (как секс-ориентация героя, так и цвет луны) и для цветных, т.е. темнокожих американцев. И режиссёр картины тоже негр – Барри Дженкинс. Я не отношусь к расистам и гомофобам, но многие со мной согласятся, что идёт какое-то издевательство над здравым смыслом, а о каком-то искусстве, достойном высокого поощрения, не стоит вообще вести речь.

Между прочим, рейтинг «Лунного света» - 5,7, а для лучшего фильма это непростительно мало. Помнится, год назад либеральная общественность не на шутку возмутилась: как же так, чернокожие кино-деятели не заработали ни единого «Оскара», это непорядок! Тут же посыпались обвинения в расизме и необъективности. Вот она, дурацкая и никому не нужная политкорректность. Наверняка, в первую очередь, сами афро-американцы понимают, что раз на раз не приходится. Ну не повезло в 2016-м, не заслужили, зато далее может повезти больше. И действительно, в этом году всё отыграно с лихвой. Как отхватили по одной статуэтке упоминаемый режиссёр, а также актёр (Махершала Али) «Лунного света», так и актриса Виола Дэвис за роль в фильме «Скрытые фигуры». Против последней картины я ничего не имею и знаю, что там в центральных ролях задействованы три актрисы-негритяночки, и лучше всех из них смотрится Тараджи П.Хенсон. Сам фильм имеет куда более весомое значение (в том числе и в социально-расовом аспекте), чем «Лунный свет», однако и эти «... фигуры» не сочли признать лучшими. Такой вот непонятный принцип голливудских приоритетов начал сильно раздражать кинозрителей, думаю, что и в Штатах тоже. 

Вспомним теперь про «Оскар» минувшего года. Абсолютным фаворитом был «Выживший» и многие предрекали ему победу. И к этому вроде бы и шло – были получены 3 «Оскара: наградили режиссёра, актёра (Ди Каприо впервые сильно порадовался) и оператора. Но у жюри Американской Awards, как всегда, своё мнение, и лучшим фильмом США был признан «В центре внимания». Интересное наблюдение: кинолента уже практически забыта, о ней никто не говорит, не пишет, а у нас она продаётся на уценённых DVD. Нельзя сказать, что «В центре внимания» плохо сделан, просто фильм получился кабинетный, где 2 часа идут скучные журналистские расследования. Правда, тема там совсем не «сплин» и даже «модная» - педофилия, в которой замешаны... христианские священники Бостона. Но никаких эксцессов и сенсаций на экране нет, а после разоблачений всех этих жутких богослужителей... отправили в другие приходы в других городах. Характерно, что даже ярые покдонники американского кино говорили: ну, фильм вообще-то ничего, но только разовый. Согласен, но почему тогда голливудское жюри вручило «Оскара» как лучшей киноленте Америки ?

А в этом году ситуация ещё более невнятная. Допустим, что тот разовый прошлогодний фильм многие смотрели хотя бы из спортивного интереса, если уж его признали лучшим, и многие были разочарованы. Ну а насчёт «Лунного света» мне  самому хотелось бы знать: его кто-нибудь и из-за чего-нибудь смотреть собирается? Я лично ни в коем случае. Этот порочный и шизанутый голливудский тренд последних лет многих просто достаёт до печёнок. Никому там уже не нужно и не интересно высокое мастерство и настоящее искусство, как и честное состязание, где побеждает лучший из лучших. Как говорит  мой друг Слава (а он большой киноман): сейчас можно снять примерно такое кино, где в центре сюжета два друга, - один гомосек, другой больной СПИДом; познакомились с двумя подружками, - одна лесбиянка, другая аутистка или психопатка; потом все вместе решили приютить мальчика или девочку-дауна. И всё – «Оскар» обеспечен, да ещё и не один !

Конечно «грешно смеяться над больными людьми», - это мы знаем ещё из советской киноклассики, а юродствовать тем более не стоит. А а пику можно как раз  вспомнить и про оскароносный «Форрест Гамп». К этому шедевру не может быть никаких претензий, и в те годы соответствующая тема не была, к счастью, такой раскрученной. Но что сегодня происходит в Голливуде, это уже по ту сторону координат. Американские лоббисты от кино то ли смеются, то ли бросают вызов всем здравомыслящим людям. Мол, это вы сами мучайтесь, снимайте, творите шедевры, а мы найдём кому и за что присудить дядюшку Оскара, и только как сами посчитаем нужным. Но, позвольте, а нужен ли тогда вообще  такой Голливуд с его «Оскарами» ?
  
И совсем уж обидно за фильм Мела Гибсона «По соображениям совести». Многие эту блестящую военную драму уже посмотрели в кинотеатрах, и мнения многих были восторженными. Кинолента была представлена в нескольких номинациях (всего 6), а в итоге получила единственный «Оскар» за...  монтаж звука. Полный абзац, если не сказать п...ец! Уже то, как обошлись с этим шедевром М.Гибсона должно наводить на очень невесёлые размышления. Может всё потому, что Гибсон как-то раз, накачавшись алкоголем, нелестно высказался о евреях, за что и стал в Голливуде (где сильнейшее еврейское лобби) в некоторой степени персоной нон-грата? Тоже ведь веская причина для голливудской непроходимости. 

Зато недруги пьяного Гибсона – евреи, снова «на коне», если иметь в виду хоть прошлогодний «Оскар» для иностранцев фильму «Сын Саула» (его уровень был совсем невысоким), хоть нынешние призы. И сейчас режиссёр иудейского происхождения Дэмьен Шазелл лукаво улыбается на церемонии, получив заветную статуэтку. Ведь у вполне заурядного кино-мюзикла «Ла-Ла Ленд» ещё и лучшая режиссура. Ну да бог с ним, этим мюзиклом ( он всё ж получше, чем был не так давно такой мюзикл, да ещё фильм года(!?) как «Чикаго»). А как в этом году обстоят дела с братьями-мусульманами, их не обидели, не обделили? Толерантность, ведь штука такая, этого не потерпит. 

Нет, мусульмане могут спать спокойно и даже радоваться. Лучшим фильмом на иностранном языке признан «Коммивояжёр» из Ирана. Но не потому, что он действительно самый удачный и вне конкуренции. Просто либеральная общественность Америки решила действовать вопреки новому президенту Д.Трампу, который запретил на 3 месяца эмиграцию из семи мусульманских стран. Вот в противовес пожилому блондину-исламофобу жюри Academy Awards и выбрало ленту из Ирана, который тоже попал под раздачу.

Я, опять-таки, ничего не имею против древних и нынешних персов. Понимаю и знаю, что кино и вся культура у них на подъёме, несмотря на консервативный ислам. Да и конкурсный фильм, возможно, получился неплохой. Тем не менее все мы знаем, что признанным фаворитом на «иностранный Оскар» считалась французская картина «Она» (“Elle”), которую мы видели, поэтому сопереживали и надеялись на её мощный успех. И все ведь знаем, что вряд ли иранский фильм (по иронии, он сделан при участии кинематографистов Франции) оказался лучше французского, просто  «киноакадемиков» пробило на синдром мультикультурализма. А персидский режиссёр А.Фархади даже не приехал на вручение престижной статуэтки. Это в знак протеста и презрения к Трампу, а «Оскара» за него получала одна доверенная миссис в хиджабе. Зато Изабель Юппер, сыгравшая главную роль в ленте «Она», пересекла Атлантику и американский континент до самой Калифорнии, прибыла в самый престижный зал Dolby Theatre в шикарном наряде, надеясь всё-таки на заслуженный приз. Ан нет, её – такую рыженькую и обаятельную француженку обломили сполна. Не в моде и не в тренде нынче такие в Голливуде, им хиджаб подавай и язык фарси в придачу.

Сама церемония награждения не обошлась без шероховатостей и конфузов. Главное посрамление -  ошибка при вручении «Оскара» за лучший фильм года. Ньюсмейкеры церемонии: почётные старцы Голливуда – Уоррен Битти и Фэй Данауэй (те самые Бонни и Клайд полвека назад) объявили победителем «Ла-Ла Ленд». С одной стороны всё было логично – фаворит же! На сцену радостно выбежала труппа кино-мюзикла..., но тут появился Д.Хоровиц, взволновано перехватил конверт и сообщил: «...кажется мы прочитали не то, что нужно». Оказалось, что соведущему У.Битти ошибочно был выдан не тот конверт. В состоянии тихого ужаса оказался главный ведущий церемонии Джимми Киммел, который с трудом смог прокомментировать: «Не знаю, что случилось... Я виню за это себя». Этот инцидент американские СМИ назвали беспрецедентным и невиданным случаем в истории Киноакадемии. А рейтинг церемонии «Оскар» в этом году упал до критического минимума.

Единственным ярким моментом сего действа в Лос-Анджелесе, наверное, было выступление британского мэтра от музыки – Стинга. Он исполнил саундтрек к документальному фильму «История Джеймса Фоули». В остальном, шоу оказалось почти провальным, и выводы можно сделать весьма неутешительные. 

Уныние и скептицизм многих зрителей оборачивается против американского кино. Лучший фильм США теперь автоматически можно будет посчитать неудачным и проигнорировать. А что если в другой раз кинолента, получившая главного «Оскара», действительно окажется самой лучшей? И её всё-таки не помешает посмотреть, а мы просто возьмём и продинамим это кино по причине антагонизма. Вот такой огород нагородила нам всем заокеанская фабрика грёз со своей Академией. 

Сеёчас уже с трудом верится, что когда-то почётный титул «Фильм года» получали такие оскароносные ленты как «Титаник», ещё раньше «Непрощённый», а ещё раньше «Взвод» и т.д. Все они проходили жёсткий отбор как зрительских симпатий, так и профессиональных критиков, и довольно быстро становились неоклассикой. Неужели эта традиция канула в Лету? Однако, несмотря на все злорадства зрителей, политические дрязги и антипатии, хотелось бы думать, что такой раздражитель гомо сапиенс, как американо- кинокризис не продлится вечно, и до заката самой мощной кино-индустрии в мире ещё не так близко.

Абрамович  Николай, Оренбург  2017

18 марта 2017 г.

Программка к матчу Лиги Европы : Манчестер Юнайтед Англия - Ростов Россия 16.03.2017


“Ростов” не устоял. Печально, но закономерно. Шестой на сегодняшний день клуб английской премьер-лиги сильнее восьмого в РФПЛ. За домашнюю ничью российский клуб хвалили, но отвлеченно. Результат достойный, но не обнадеживающий, вполне устроивший игроков “МЮ”, которые, с одной стороны, старались, с другой, плевались от непривычного для них поля. И не стоит упрекать их в высокомерии. Для одного отсутствие горячей воды в квартире - норма, для другого - обычная неприятность, для третьего - культурный шок.


“Ростов” не может похвастать длинной скамейкой. Между тем на “Олд Траффорд” дончане вышли без травмированных Джанаева и Граната, которого Станислав Черчесов собирался вернуть в сборную после перерыва продолжительностью в два с половиной года, а также дисквалифицированных Калачева и Гацкана. На правом краю расположился Терентьев, на левом - Байрамян, а в опорной зоне - Препелицэ. Также обратило на себя внимание включение в стартовый состав не Бухарова, а Азмуна, умеющего действовать в отрыве от основных сил. В резерве же у гостей числились лишь четыре человека, включая вратаря Гошева. Гротеск для такого уровня. У “МЮ”, который вновь выбрал расстановку с тремя центральными защитниками, при всем богатстве выбора изменений в стартовом составе оказалось меньше. В Ростове-на-Дону вообще не играли Байи и Мата, а Валенсия появился уже в компенсированное время.


Хозяева сразу обрушили на ростовчан шквал атак, сделав акцент на том фланге, где Валенсия уходил от Байрамяна и совершал прострелы (в перерыве Байрамян поменялся флангами с Терентьевым). Преимущество во владении мячом у английского клуба было колоссальное (76 процентов до перерыва), но “Ростову” везло. Дважды Ибрагимович бил в штангу - в упор с очень острого угла и от левого угла штрафной площади. Два раза Мата бросал по центру в прорыв партнеров - Ибрагимовича и Мхитаряна. Швед опередил Медведева, обвел его, но пробил выше ворот. Элегантный удар Мхитаряна, вышедшего один на один с голкипером, пришелся рядом со штангой.

У гостей вылазки на чужую половину получались очень редко. Единственный выстрел до перерыва - причем, мимо ворот - Ерохин произвел на последней минуте тайма. А вот в начале второй половины Ромеро пришлось совершить бросок, чтобы парировать хлесткий удар Азмуна. Благодаря рокировке Байрамяна и Терентьева прекратились рейды Валенсии. Кроме того, хозяева понесли потери: Погба дернул мышцу, а Блинд получил удар по голове.


В середине второй 45-минутки, у “Ростова”, наконец, наметилась контригра. Увы, соперник перехватил поперечную передачу Кудряшова и провел быструю контратаку силами Мхитаряна и Ибрагимовича, которую завершил Мата. Российскому клубу требовался гол, и Бухаров, выиграв верховую борьбу у Байи, проверил бдительность Ромеро. А уже в компенсированное время вратарь “МЮ” парировал дальний удар Нобоа со штрафного в “девятку”.

В итоге “Ростов” нужного результата на “Олд Траффорд” не добился, но за поражение с минимальным счетом ему не будет стыдно. А в целом за евросезон футболистам этого клуба, который внес самый весомый вклад в очковую копилку России, хотелось бы сказать “спасибо”. Вас, ребята, не зря уважительно называют мужиками.




2 марта 2017 г.

Обретенный рай... Рецензия на фильм "Рай" (Paradise) 2016 реж. Андрей Кончаловский от Николая Абрамовича


Ольга, русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления, во время неожиданной проверки арестована нацистами за то, что прячет еврейских детей. В тюрьме ею увлекается Жюль, француз-коллаборационист, который ведет ее дело и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить ее участь. Ольга готова на все, чтобы избежать пыток, но ее надежда на свободу быстро рассеивается, так как события принимают неожиданный поворот. Ольгу отправляют в концентрационный лагерь, где ее жизнь становится адом. Там неожиданно для себя она встречает Хельмута, высокопоставленного немецкого офицера СС, который когда-то был безнадежно влюблён в нее и до сих пор ее любит. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Хельмут решает бежать с Ольгой, хотя она уже перестала надеяться на спасение. Однако постепенно представление Ольги о Рае неотвратимо меняется ...


Последний фильм Андрея Кончаловского «Рай» уже отхватил «Золотого Орла» как лучший фильм России ушедшего года. Получил «Орла» и сам режиссёр за постановку. На вопрос : вполне ли заслужены эти награды за картину «Рай» ? - ответ может быть только положительным. Потому что у каждого киномана сразу мелькнёт сравнение : какую хрень у нас обычно снимают, да ещё отправляют на фестивали, а тут такая удача, что уж, наверное, сам Бог велел поощрить художника. А то ведь режиссёр и в солнечной Венеции «Серебряного льва» сумел за фильм получить, и на божественную тему как-никак, но замахнулся.

Но что касается этой «райской» темы, то насколько это может быть правильным, да и целесообразно ли вообще ? Ответить на это очень трудно. Здесь надо подробно разговаривать с очень компетентными священниками, теологами. Но для чего создавал своё творение Кончаловский и что хотел сказать ? Здесь надо разговаривать уже с ним самим. А замахнулся он круто, решил смело влезть в практически незанятую нишу. Успех картины у критиков и зрителей как раз обусловлен незатасканостью сюжета. Тем не менее, в Голливуде «Оскара» не дали. А почему американцы обломили «Рай» с лучшей премией для иностранцев, - к этому ещё вернёмся. 

Отметим, что Андрей Кончаловский умеет снимать и, в отличие от своего брата Никиты Михалкова, не лезет не в свои сани, то есть в политику. Поэтому, со временем он не измельчал и в тираж не вышел. Но может ли к нему применяться разгромная критика снизу типа : ты чё там за фигню снял, кто это будет смотреть и кому это нужно ? Нет, Кончаловского так не прессуют, не заслужил. Его фильмы всегда находят зрителя, и он (зритель) количеством не очень-то маленький.

Итак, берём новую работу режиссёра - «Рай» и, сперва, подумаем : можно ли это произведение подвергнуть конструктивной критике ? Безусловно, можно и нужно. Не бывает всё идеально, да Андрей вроде и не думал декларировать : смотрите, завидуйте - какой шедевр я снял ! Но фильм-то всё-таки удачный, ну если только с некоторыми оговорками.

Начнём с того, что Кончаловский и оператор Симонов использовали гениальную фишку, а именно - микст парадокументального и игрового кино. Всё повествование идёт практически в камерном, да ещё в чёрно-белом варианте. Три человека поочерёдно кому-то исповедуются и будто бы на камеру, а между этими планами развиваются сюжетные перипетии.

Первый персонаж - француз-коллаборационист Жюль. Он инспектор полиции. До войны, как и сейчас (на дворе 1942 год) он занимался той же работой, только теперь гитлеровские оккупанты требуют ещё устраивать облавы на евреев и участников Сопротивления. Толстячок Жюль старается делать работу добросовестно, ведь у него жена, сын и карьера, которая просто автоматически продолжается при новой власти.  

Другой персонаж - молодой немецкий аристократ Хельмут. Он работает в концлагере «Дахау» и носит форму офицера СС. По образованию Хельмут филолог, в оригинале читает Чехова и Толстого. Следовательно, знает русский и может говорить на нём. Впечатляет, однако, и нас россиян особенно.

Третий персонаж - русская княгиня Ольга Каменская. Она из семьи белоэмигрантов, но является участником французского Сопротивления. Под этой кино-героиней должно быть подразумевается судьба Веры Оболенской. А дворянка Ольга спалилась на том, что спасала еврейских детей, за что и находится в концлагере.

Два часа экранного времени мы терпеливо наблюдаем и сопереживаем всему происходящему. Фильм хоть и совсем не короткий, но и претензий к затянутости быть не может. Значит, в этом налицо заслуга режиссёра. Однако, есть в чём-то и промах. Нам кажется, что рано сошёл с дистанции француз Жюль, - его убивают бойцы из Сопротивления, причём на глазах у сына. Не в белых перчатках работают эти герои, да и герои ли они в таком случае ? Но раз коллаборационист Жюль не успел дойти даже до середины киноповествования, то здесь мы можем настаивать на недоработке создателей. К тому же, интрига оказалась раскрытой - теперь все поняли, что и Хельмут и Ольга уже мертвы. Но, в таком случае, кому же они всё подробно рассказывают, неужто самому Богу ? И, главное, где - в Чистилище ?

Но, видимо, какие-либо интриги режиссёр считает неуместными для такой тяжёлой драмы. И правильно делает. А далее, зрители интригуются совсем другим : кто достойнее уйдёт из нашей грешной жизни, и что успеет полезного сделать. Достойнее всего, безусловно, ушёл Хельмут. Он гордо стоял у окна и курил во время бомбёжки союзников-антигитлеровцев. Война завершалась, и жить ему совсем не хотелось. Критики уже подметили, что ключевой фигурой в фильме, как ни странно, является именно этот немецкий офицер из Баварии. Так мало того, он ещё и вызывает у нас симпатию. Вот ведь крамола, можно ли было такое представить ? Раз немец, то значит наш исконный враг, а времечко-то военное ! Но… он вовсе не является заклятым врагом всех русских и советских людей. Великие русские классики уже упоминались, как и вполне понятный ломаный русский Хельмута. А он, оказывается, влюблён в Ольгу, которую встречал ещё до войны на итальянском курорте, и теперь всячески старается ей помочь. Просто этот баварец убеждён, что рай на земле можно построить только с помощью национал-социализма Третьего Рейха. Но в беседах с Ольгой он высказывает восхищение советскими коммунистами, так как они живут идеей. И декларирует уже свою крамолу: «Если б я жил в России, то стал бы коммунистом».

Немцы нас вообще не перестают удивлять в этой картине. Когда к Хельмуту заходит друг и коллега ещё по университету в Кенигсберге, и тоже в форме офицера СС, они слушают музыку Брамса и ведут дискуссии о русской литературе. Вспоминают и о невесте Чехова - Дуне Эфрос. Она, мол, продинамила Антон Палыча, не вышла за него замуж. И он бедняга уже тогда стал антисемитом, и уж гораздо раньше, чем Адольф Алоизыч. И, кстати, поплатилась она, эта Дуня, - уточняет приятель Хельмута, совсем недавно её сожгли в одном из концлагерей неподалёку.

Такие новости внутри лагеря воспринимаются прозаично и очень буднично, как заключёнными, так и теми, кто ими руководит. Здесь работает машина смерти, и в этом аду находятся все без исключения. Как никто лучше это понимает штурмбанфюрер СС – начальник концлагеря : «Я из тех, кто в этом месте создаёт ад», - заявляет он честному баварскому аристократу, сознавая, что возврат к мирной и счастливой жизни для них уже невозможен. А самое интересное : Хельмут вовсе не занимается уничтожением узников, он им даже слова плохого не говорит. Он выполняет аудиторскую функцию, одновременно являясь протеже рейхсканцлера Гимлера. Офицер СС Хельмут сводит дебит с кредитом, выявляет нестыковки в отчётах финансовых, хозяйственных, производственных. Зрители в очередной раз поражаются такой немецкой педантичности. Молодой эсэсовец удивляется и искренне негодует : как можно воровать в таком мрачном заведении, и мухлевать даже с пайками заключённых ?! И в то же время у него нет никакого сочувствия к евреям : «Они паразиты и эксплуататоры», - убеждённо резюмирует офицер. А их диалогов мы слышим, как по результатам проверок Хельмута один из офицеров уже казнён. Не любили дисциплинированные немцы коррупционеров и казнокрадов среди своих, и кто скажет, что они неправы ? 

Все мы видели и помним «Список Шиндлера» режиссёра Спилберга. Мрачная лагерная тема там проходит через весь фильм. Всё жутко, натурально, правдоподобно, но и масштабно. А наш Кончаловский всё смог выразить и показать минималистскими средствами. Выкрутился ли он чисто по-русски, имея совсем не спилберговский бюджет (даже близко), или же всё так было задумано, мы точно не знаем. Но в итоге, всё удалось почти гениально. Мы не видим на экране массовых экзекуций, лишь отдельные эпизоды, а всё же удивляемся и ужасаемся натуралистичности некоторых моментов. Это горы очков, часов, ботинок и других вещей заключённых, которые сами же узники сортируют. Кое-что из этого им тоже перепадает. 

Жуткая бытовуха, о ней бы лучше не знать и не смотреть. Но о просмотренном кино мы вовсе не жалеем. Не я один подметил : на сеансе «Рая» зрители не разговаривали друг с другом и не жевали попкорн. Есть всё-таки какая-то сила в настоящем искусстве ! Поэтому есть нам за что благодарить, и за что хвалить российского режиссёра.  

Ну а как же ушла в лучший мир наша Ольга ? Зрители за неё переживают и поначалу радуются. Ведь влюблённый офицер изготовил для неё документы, и её ожидала полная свобода и нейтральная Швейцария. Однако… княжна Ольга решила пожертвовать собой ради еврейской женщины Киры, и пошла вместо неё в газовую камеру. А Кира должна любой ценой выжить и доставить двух еврейских мальчиков в свой родной Кемерово, и так будет справедливей, - решила русская женщина.

И в самом завершении картины мы видим, что действительно – те сцены из парадокументалистики (в виде псевдо-интервью) были не иначе, как откровением перед Богом, и единственный из троих, кто смог попасть в Рай, пройдя Чистилище, это мученица Ольга. 

Критически настроенный зритель может и удивиться : не слишком ли простой и идиллический финал для такой мрачноватой драмы ? Ведь сама тематика давит своей грандиозностью, и мы сомневаемся, а достаточно ли одного такого отважного поступка для попадания в вечное блаженство ? Сложный вопрос, и он для всех остаётся открытым.

Сам же А.Кончаловский ответил на вопросы о вере в загробную жизнь несколько уклончиво: «Иногда верю, иногда нет. Рай начинается ещё когда мы живы. И вы можете в него попасть, если у вас гармония внутри», - но последнее предложение, как говорится, ближе к истине. Но, ещё раз повторю, что всё это - и увиденное на экране, и домысливание за кадром, может служить предметом для серьёзного философского или теологического разговора. 

«Рай» является проектом международным, хотя это больше проходит на уровне актёрского состава. В главных ролях представлены : с нашей стороны - Юлия Высоцкая, супруга режиссёра; с немецкой – Кристиан Клаус; с французской - Филипп Дюкен. Режиссёр Кончаловский давно доказал, что умеет работать на мировом уровне, и уличать его в какой-либо некомпетентности абсолютно беспочвенно. 

Теперь вернёмся к теме : почему же американцы продинамили сей фильм с «Оскаром» для иностранцев. Просто год назад этот «Оскар» уже получила Венгрия с кинолентой «Сын Саула». Там тоже был сюжет о трагедии евреев в концлагере. Понятное дело, 2 раза подряд за одну тематику премию не вручат, пусть и разным создателям. Но лично я считаю, что есть тут одна несправедливость. Дело в том, что венгры сняли малобюджетное кино (одной камерой) на любительском уровне, и на престижную награду ну никак не тянули. И как ни печально, здесь могут быть правы те антисемиты, которые заявляют, что голливудские евреи решили отдать преимущество весьма слабой венгерской ленте, только лишь спекулируя на трагедии холокоста. А вот если была бы другая блеклая картина, с иным сюжетом, то даже не попала бы в шорт-лист. 

Так что могли бы в минувшем году выбрать для американской кинопремии киноленту поинтереснее, а в этом - дать «Оскара» для кончаловского «Рая». Да, в принципе, режиссёр и все остальные создатели далеко не в обиде. Если их наградили в Италии, а в России премировали как фильм года, то это уже дорогого стоит. И в отличии от своего брата Михалкова, Кончаловский смог доказать, что не всё у нас так плохо, - можем ведь снимать, когда хотим.