Молодого бизнесмена Адриана Дориа обвиняют в убийстве любовницы, и он решает воспользоваться услугами Вирджинии Гудман, лучшего в стране специалиста по выходу из самых сложных ситуаций. Адриан содержится под домашним арестом, а завтра состоится судебное заседание, поэтому вечером к нему приходит Вирджиния, чтобы придумать наилучшую стратегию защиты. Для неё это последнее дело, и она не собирается его проигрывать...
Новая работа испанского режиссёра Ориола Пауло «Невидимый гость» осталась не совсем замеченной российской публикой. Это неудивительно, ведь на экранах наших кинотеатров фильм не демонстрировался. Люди, как обычно, скачивали его с интернета или просматривали он-лайн. Но всё равно, в отличие от картины «Тело» большой сенсации здесь не случилось. Незадача ещё и в том, что в рецензии на фильм придётся сплошь и рядом использовать сравнения, аналогии, отсылки к другим работам, что самого Ориола Пауло, что других кинематографистов.
О.Пауло является ещё и сценаристом, и телепостановщиком, а как режиссёр собственного полнометражного кино он дебютировал в самом конце 2012 года с кинокартиной «Тело» (“El Cuerpo”) , за что получил премию «Гойя» 2013. Картина тоже прошла мимо наших экранов, однако в интернете стала бестселлером. Я естественно написал об этой ленте восторженный отзыв, матеря, на чём свет стоит наш прокат. Но вот новая, вторая по счёту работа Пауло на большом экране - «Невидимый гость», как ни печально прозвучит, и не должна была прописываться в коммерческих кинотеатрах России, так как является малобюджетной и достаточно камерной картиной.
Но ведь здесь в главной роли сам Марио Касас ! После выхода фильма «Три метра над уровнем неба» он стал у нас супер-популярным, особенно у женской половины. Мне самому бы хотелось посмотреть эту новую киноленту с М.Касасом не в интернете, а в современном кинозале, где присутствовало бы немало зрителей, затем выйти с очень позитивным настроем и сказать: вот это кино!, - это вам не голливудская поделка, это куда круче будет ! Увы, всё оказалось скромнее, чем мы думали.
«Невидимый гость» уже заметно проигрывает Голливуду отсутствием драйва. Камерность сюжета и подачи играет только на минус. Возьмём рекламу, где анонсировано : триллер, криминал, детектив. До триллера фильм не дотягивает из-за нехватки динамики современного крим-муви, да и кровавое мочилово тоже отсутствует. Детективная интрига в фильме конечно же есть (и не одна), но давайте вспомним нашу комедийную классику : какой же детектив без погони? Так вот - это давно стало аксиомой, раз нет погони, то нет и детектива. Мне многие могут возразить, однако не стоит забывать, что мы смотрим не сериал «Коломбо», а профессиональное европейское изделие, предназначенное для большого экрана. Здесь уже и требования и спрос немножечко другие. Так что в определении жанра новой картины остаётся один термин - криминал.
Надо сказать, что за последние десятилетия этот жанр поднадоел и вряд ли сейчас возбуждает зрителя, да и особо не так уж интересует. Но всё же нельзя не отметить главной заслуги режиссёра Пауло : его криминальная стилистика заслуживает пристального внимания, причём отдельного. Его кино-работы нисколько не похожи на американские. И, несмотря на то, что Ориол любит фильмы Хичкока и романы Агаты Кристи, его манера съёмок сильно отличается от англо-саксонской, равно как и от других школ кинематографии. Всегда заметна некоторая камерность и статичность, столь характерная для испанского кино, что в современных условиях выглядит не таким уж и правильным. Тем не менее, этот испанец умеет блестяще интриговать. И вообще, как будто у него создалась своя школа-студия криминального кино чисто иберийского формата. В том плане, что не наблюдается никакого содружества с Мексикой или Аргентиной, без которых уже редко обходится современное испано-язычное кино.
Не помню, кто из великих кино-деятелей изрёк: «Кино - это интрига, интрига и ещё раз интрига». Если этого правила не придерживаться, то и кино будет провальным. Арт-хаусники не в счёт, - их публика сильно ограничена по численности. А вот наш испанец О.Пауло хорошо ухватился за это правило, и интригами нас буквально засыпал. Его картины можно рассматривать как криминально-детективные ребусы, которые зритель с удовольствием разгадывает вместе с авторами. Но если в фильме «Тело» паутина интриг была вполне оправдана и целесообразна, то в «Невидимом госте» наблюдается уже некоторый перебор. Не во все моменты люди въезжают, как, к примеру, получение SMS с телефона Лауры для Адриана, - таки зачем, в чём необходимость ? Кстати, за подобные дела я и не люблю мудрёные и скучные детективы Агаты Кристи, как и их экранизации.
Радует тот факт, что рецензии в интернете на фильм «Невидимый гость» только положительные. Но и здесь есть одно «но». Некоторые авторы указывают: кино-то хорошее, но можно посмотреть только раз. Такие мнения имеют право быть, но в таком случае картину можно уравновесить с какой-нибудь серостью или дрянью, которую вы ни в коем случае смотреть больше не решитесь. И такое сопоставление грустно. Но вот есть такой пример для сравнения. Кто смотрел психологический триллер «Девушка в поезде» (США), то вряд ли запомнил даже сюжет, уж не говоря о деталях (лично я ни фига и не помню). А после хотя бы разового просмотра «… гостя», вы его уже вряд ли сможете забыть. Так что респект этому «гостю» от нас.
Рейтинг фильма достаточно высок. Наш сайт КиноПоиск даёт оценку 7.4, а IMDb – 8.0. К художественным достоинствам кинокартины докопаться очень трудно. Всё выглядит безупречно: и работа оператора Хименеса, и само собой – режиссёра Пауло, и всех задействованных актёров, как и всей съёмочной группы. Несмотря на столь низкий бюджет – жалкие 4 млн. евро (вот посмеются американские киношники) удалось многое, но, естественно, не всё. Для большой зрительской аудитории нужен и финансовый размах соответствующий.
Вызывает некоторое сожаление, что мы не смогли как следует заценить великолепную природу Испании. Нам её показывали всё больше фрагментами, а то и в сумерках. К тому же цвета и оттенки этой киноленты и так мрачновато-холодные, можно сказать, депрессивные. Фрагментарность может быть простительна, когда постановщик хочет всё объять за недолгое экранное время. Однако хронометраж ленты вроде внушителен – 1:46, но если бы подсократить минут на 15 (самый удобный кино-стандарт), то было бы вообще идеально.
Вспомним про дебютный фильм Пауло «Тело». Там хоть немного стреляют, немного махаются, но и остальные действия держат нас в любопытном напряжении. Есть и шикарный ресторан с хорошей музыкой, как и другие элементы сладкой жизни. А в «… госте», как я уже указывал, всё более мрачновато и статично. Кстати, в оригинале фильм называется “Contratiempo”, что можно перевести как «Несчастный случай» или просто «Несчастье». И опять-таки после просмотра мы непременно прибегнем к сравнению с фабулой «Тела» (“El Cuerpo”). Там также было ДТП со смертельным исходом, а затем возник ещё один труп, - погибает кто-то из персонажей. Ну а самый главный персонаж, - герой непременно отрицательный. Получается, что режиссёр действовал по той же схеме, где одно трагическое происшествие порождает другие эксцессы.
Тем не менее, Ориолу Пауло многое прощается за его талант. Низкий бюджет определил камерность повествования, из-за чего у нас возникает ощущение недошедевра. Но всё-таки есть немало зрительских откликов, объясняющихся в симпатиях и любви к режиссёру и актёрам, и считающих картину исключительно шедевром. И я вовсе не против этого, а мои критические замечания следует считать больше рекомендациями к усовершенствованию работ и успехов уважаемых мною деятелей.
В рецензии к первому крим-шедевру О.Пауло я высказывал предположение, что эти актёры в дальнейшем будут больше популярны у нас. С Хосе Коронадо так и получилось, но остальные лица «Невидимого гостя» либо новые для нас, как красавица Барбара Ленни, или же по каким-то причинам нам неизвестны, как Ана Вагнер или Франсеск Орелья. Ну а Марио Касас в представлении не нуждается. Он мега-звезда, хоть и ещё молод, но и остальные, менее известные артисты совсем не подкачали.
Главная составляющая этой криминальной драмы – психологическая. В этом будет и главная интрига и «наколка» зрителя. И персонажей окажется чуть больше чем актёров. Тоже хороший приём, хотя, на мой взгляд, и наивный. Хочется надеяться, что следующий фильм режиссёра О.Пауло будет настоящим и совсем уж безупречным шедевром. Возможностей для этого вполне хватает, нужно только их правильно реализовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий