Франсуа Готье - виртуозный скрипач. Но за талант, как водится, надо платить. У музыканта серьезный недостаток : он невероятно скуп. Мания экономить превращает его в одержимого, а любой платеж ввергает в панический ужас. Но однажды его жизнь резко меняется ...
Новая французская комедия “Radin!” («Жмот») не только приятно забавляет зрителя, но и заставляет о многом задуматься. Не секрет, что французов как нацию часто обвиняют в прижимистости и даже в жадности. Но, в таком случае, стали бы они создавать творение с простым и ясным, хоть и немного вульгарным названием «Жмот»? Думаю, что вряд ли. Как и вряд ли бы замахнулись на такой сюжет действительно зажимистые немцы. Ну а насчёт евреев так вообще молчать надо. Если бы они, нация патологических скупердяев, замахнулись бы на фильм с таким названием и таким же содержанием, то небо упало бы на землю, а реки потекли вспять. Не подумайте, что я шовинист, хотя люблю всё же этот термин, ведь он восходит к фамилии солдата наполеоновской гвардии Николя Шовена (Nicolas Chovin). Но возьмите, к примеру, христианское вероучение, и там обязательно найдёте список Семи смертных грехов, среди которых непременно есть жадность. А вот в иудейском или исламском вероучении подобные грехи что-то не зафиксированы. И тут есть над чем задуматься.
Имеется у меня коллекционный диск на DVD: «7 смертных грехов» (фильм, кстати, французский), где самая первая новелла называется «Жадность». И это не случайно, я думаю, ведь это один из самых тяжких грехов, над которым так удачно поиздевались кинематографисты середины ХХ века. А когда мы просматриваем новёхонького «Жмота», то поначалу никак не можем смириться с выбранным для этого кино типажём актёра. Ведь этот безобидный тюфяк, вечный ласковый недотёпа и простофиля, каково есть амплуа комического (в основном) актёра Дани Буна, ну никак не согласуется с отрицательным кино-персонажем. Наверное, мы инстинктивно представляем в образе жмота толстого гайдаровского мальчиша - плохиша с выпученными глазами, жрущего варенье из бочки. И это куда нагляднее гоголевского Плюшкина. А здесь на экране такой вроде добропорядочный француз, к тому же музыкант оркестра, скрипач. (А, между прочим, Дани Бун для этой роли брал уроки скрипичного мастерства в Национальном оркестре Франции!) И мы полагаем, что, наверное, к концу кинофильма он должен исправиться. Ведь нельзя же быть таким патологическим жмотом, - и без всякого вероучения должно быть понятно.
По версии журнала Cine Tele Revue это самая смешная комедия года (она датируется ещё 2016-м). Вероятно, так и есть, а благодаря отстойному российскому прокату мы не имеем возможности обильно смотреть новое французское кино. И ведь как здорово новая картина озаглавлена в оригинале: “Radin!”, непременно с восклицанием, что означает «Жмотяра». И этот патологический жмотяра Франсуа Готье (персонаж фильма) будет подвергаться обструкции, осмеянию и бичеванию со стороны коллег и соседей, да и близких людей тоже, на протяжении доброй половины фильма. В конце концов, его заставят исправиться, как и ожидали многие зрители, а иначе какой же смысл смотреть ?
Однако опять в очередной раз будем констатировать, что хорошее кино всегда не более чем хорошая сказка. Разве можно переубедить, а тем более исправить жмота? Нет, его может исправить только могила. И киногерой Франсуа Готье тоже абсолютно не готов к изменению в лучшую сторону, ведь жадность – диагноз, который, увы, не лечится. Но есть ещё люди, которые если захотят, то подлечат, точнее, заставят исправляться.
Это две благородные молодые женщины : виолончелистка Валери, и невесть откуда взявшаяся дочка Франсуа – Лора. Сцена ужина в ресторане, безусловно, лучший эпизод в фильме. Но надо бы для яркости, контрастности и ещё большей ржачности этой комедии придумать создателями ещё бы один-два таких момента, иначе кинокартина немного проседает. И даже, несмотря на весьма удачную аллюзию на Джека Николсона в киноленте «Сияние». Наш милый увалень-жмотяра Ф.Готье никак не может раскрутиться на лишние еврики, даже для симпатизирующей ему Валери, и спрашивает у гарсона: «А устрицы по одной не подаёте?» Официант в шоке, он ещё не встречал таких «плюшкиных» за ужином на двоих с дамой. Скряга-скрипач хочет убежать, разбивает дверь чёрного хода топором, просовывает в проём физиономию, как в своё время Николсон, но… Всё это, оказывается, пронеслось в мечтаниях скаредного до ужаса Франсуа. И всё-таки этот чмо всё равно не заплатил за ужин, - сорвал пожарную сигнализацию, и официант вынужден был выпустить всех намоченных водой посетителей.
В роли Валери выступила симпатичная французская актриса Лоранс Арне, а в роли Лоры – швейцарская модель Ноэми Шмидт. И эта блондиночка Ноэми выглядит такой хрупкой скромницей, что ей, действительно не дашь больше 16 лет, а ведь актрисе уже 26! И не удивительно, что именно дочка Лора, которая серьёзно больна, заставляет папашу-скупердяя сильно задуматься, что, мол, счастье не в деньгах, и даже не в их количестве, а хотя бы в помощи другим людям, в благородных поступках.
И вот благодаря дочурке, легенда о сиротском приюте Orfelino в Мексике, которую придумала её мама, вдруг воплощается в реальность. И скрипач Готье теперь совсем уже не скряга, а меценат и филантроп, и чуть ли не самый почётный gringo в Мексике. Надолго ли это ? - думают зрители. Хотелось ба верить, что навсегда.
Эта потрясная, в меру ржачная комедия ближе к финалу начинает приобретать социальный оттенок. Но целиком социальной и цивильной она всё же не вышла, как допустим лет сорок назад «Игрушка» с П.Ришаром. Но как добрая, жизнерадостная комедия вполне состоялась, и версию Cine Tele Revue мы вполне разделяем. К тому же предыдущая работа Д.Буна в фильме «Возьми меня штурмом», где он ещё и режиссёр, совсем меня не порадовала. На мой взгляд, это просто тупая комедия положений, состряпанная по голливудским шаблонам. Хоть кассовые сборы во Франции были неплохими, но меня и это коробило: что стало с юмором у французов, они вообще уже ку-ку?, - так невесело я был озадачен.
«Жмот», слава богу, всё расставил по местам, целиком реабилитировав Дани Буна в наших глазах. «Я с удовольствием согласился на главную роль в фильме», - сказал он по прочтении сценария. Но сам сценарий по настоянию Буна пришлось ещё серьёзно дорабатывать, в том числе и самим режиссёром – Фредом Кавайе, который впервые взялся за комедию, а ранее был мастером криминальных кинолент. И эта летняя комедия про страшный людской порок – жадность, должна хорошо повеселить наших кинозрителей, столь по-хорошему жадных до настоящего французского юмора. Понравится должно всем, кроме разве что жмотов, которые непременно узнают себя в этом фильме. Но в России их, думаю, совсем немного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий