6 июля 2017 г.

Комедия на грани фола... Рецензия на новую французскую комедию "Он и Она" от Николая Абрамовича.

Mr & Mme Adelman

Виктор - начинающий писатель, Сара - магистр в области классической литературы, их общая слабость - Джойс и Достоевский. Они были свободны и беспечны, но их случайная встреча в баре затянется на долгие 45 лет. Как справятся они с успехом, богатством и банальной скукой ? Кто получит все, а кто останется в тени ? История одной семьи, большой любви, на фоне переполненных солнцем бульваров Парижа..


Самая свежая французская комедия "Он и Она" сильно потрясла своим нестандартным подходом. Эта нестандартность здесь кругом и во всём. Начиная с рекламы у кинозалов, где указано : "комедия / мелодрама", и до рекламы в интернете : "драма / комедия". Эти жанры вроде и не должны стыковаться. Однако кто уже смотрел это кино, тот подтверждает : состыковка возможна, как и куча жанров, стилей и форматов в придачу : трагифарс, трагикомедия, абсурдистская комедия и т.д. А в целом, всё могло бы походить на байопик одной литературной знаменитости. Да ведь, в общем-то, так оно и есть, но только дело в вымышленных персонажах, выдернутых из жизни французской богемы, естественно, с целиком придуманными биографиями. Но всё равно нам кажется, что всё это какая-то жуткая провокация.

Оригинальное название фильма: "Mr & Mme Adelman", то есть "Месье и мадам Адельман", а то, что русская версия названия так предельно упрощена, я вовсе и не против. Для нашего проката так оптимально и демократичнее, а то глядишь ещё ксенофобский обыватель подумает : что за фигня , опять евреи, да ещё в комедии, да ну этот фильм на фиг ! А так посмотрит и посмеётся, и про плохих евреев забудет. Ведь кинолента обсмеивает всех подряд со всеми пороками и добродетелями, достоинствами и изъянами. Заурядный обыватель должен только позавидовать, разводя руками : ну живут же люди, а вот мы так не могём. По ходу дела, не только обывателям, но и нашей современной богеме тоже далеко до тех приключений, что переживают главные герои и те, кто с ними рядом. 

Да, это Франция за последние полвека, и это французы указанного периода : 1971-2016. А у них всё явно не как у нас, и даже близко. Нашему зрителю, конечно, мало не покажется. Он думает и удивляется : ну зачем так перебарщивают ? А может просто стебаются, может, дурачатся, а они там что, - все такие извращенцы ? В принципе, так оно и есть, - это ведь богема. "Ты что делаешь ?" , - с испуганным удивлением спрашивает супруга Сара. - "Драчу", - отвечаем Виктор. И много таких закидонов в этой картине. И вообще, творческие знаменитости они ведь все в чём-то шизоиды и извращенцы, так как они по любому умнее и способнее нас, а большой талант всегда порождает большие проблемы. В данном случае ситуация вышла вообще бесподобной, когда талант вымышленных киношных литераторов, - известного писателя и его супруги-магистра вдруг пересёкся с талантами, казалось бы, и без того талантливых исполнителей главных ролей. Это Николя Бедо и Дория Тилье.  

Но, тем не менее, даже ярые поклонники французского кино с трудом могут представить, кто же такой этот Николя Бедо и где он отметился. Оказывается немногие счастливчики, включая меня, видели моего тёзку Бедо на лицензионном диске DVD в  картине «Любовь без пересадок» (2013) рядом с очаровательной блондинкой Людивин Сенье, где он ещё и один из сценаристов, в частности - автор диалогов. Ещё чуть раньше, и тоже на DVD, был фильм «Любовь на кончиках пальцев» (2012), где Н.Бедо сопродюсер. Так что креативный он человек, как мы видим.

А в последнем случае, с кинолентой "Он и Она", мы наблюдаем просто какой-то бенефис Николя Бедо. Помимо главной роли он здесь и режиссёр, и сценарист, да ещё и композитор ! Уж не перебор ли ? Но в роли ведущего композитора, думаю, выступил всё же профессиональный соавтор Филипп Келли. Тем не менее, у моего тёзки Бедо вероятно наступил творческий пик, и хотелось бы, чтобы он продлился как можно дольше. 37-летний Николя ещё со времён своей юности, все два последних десятилетия вынашивал идею подобного фильма, которая наконец-то блестяще осуществилась. 

Что касается актрисы Дория Тилье, то она не просто партнёрша Н.Бедо по картине, но и по жизни тоже, как и подруга и возлюбленная одновременно. А её профессиональная стезя - телеведущая, и в ленте "Он и Она" у неё первая большая роль. И ведь никто не скажет, что Дория была не на высоте. Причём как в «натуре», так и в возрастном гриме и т.д. Дуэт у них, что в жизни, что в кино получается по-творчески плотный и по-дружески органичный. Надо полагать, что это всерьёз и надолго.

Из актёров старшего поколения, засветившихся в этом кино, выделяю Пьера Ардити, остальные у нас просто неизвестны. Кто-то же здорово смог изобразить знаменитого Сержа Генсбура в профиль. Всего лишь короткий эпизод в ресторане, но Серж со своим носярой был узнаваем слёту. «Он, кажется, уже пьяный», - произносит Виктор в исполнении Н.Бедо. Эпатажный Генсбур, похоже, редко когда вообще бывал трезвым, но во французской музыке и культуре след оставил неизгладимый. А вообще-то весь этот фильм, можно сказать, является своеобразным художественным дайджестом французской культуры, политики и светской жизни за последние 45 лет. И пусть всё это проходит на фоне любовного и творческого союза двух главных персон - Виктора и Сары, но наблюдать всё это чертовски интересно, а для франкоманов так просто бальзам на душу.

И в принципе вся кинолента получилась ничем иным как определённым срезом французского общества семидесятых-нулевых-десятых (уже нашего столетия), показанный через призму взглядов элитного или богемного общества. Только члены семьи Сары Адельман выглядят простыми евреями-разночинцами, но ведь и они весьма незаурядны, особенно их отец. А глава аристократического семейства Ришмон, папаша Клод (Пьер Ардити) называет нашего Достоевского то маразматиком, то эпилептиком, оставившим чёрт те какое наследие, а своего президента Митеррана коммунистом, который «хочет нас всех загнать в ГУЛАГ, как Сталин или Мао». И так везде, во всём и у всех персонажей видим и слышим резкие и радикальные суждения, а то и действия, граничащие с безумством, с пограничным состоянием жизни и смерти, причём бывает, что и в прямом смысле.

Не мудрено, что у неискушённого зрителя возникает куча сомнений : да разве ж эта комедия, если люди взаправду уходят из жизни и временами хочется плакать ? И всё же это комедия, даже весьма шухерная и потрясная. Понятно, что есть причины, объясняющие некоторое утомление зрителя. Повествование содержит 14 глав (но не новелл), проплывающих перед глазами в течение 2-х часов. Я даже подумал было бы, наверное, неплохо сделать не один большой фильм, а комедийный сериал из всех этих глав (с таким же количеством серий), хотя ведь финал получился совсем не смехо-сатирическим. Но здесь уже сработала главная мотивация моего тёзки Бедо - прорыв в шорт-лист топового кино мирового экрана.

И что интересно, несмотря на обилие чёрного юмора, и некоторого сумасбродства, кинокартина не лишена особого авторского стиля, взгляда и почерка как, к примеру, нашумевшая «Амели». Но произведёт ли «Он и Она» подобный фурор, да ещё далеко за пределами Франции, это большой знак вопроса. Предсказать заранее очень трудно. Рейтинг фильма на IMDB - 7,2 ; на КиноПоиск(е) - 7,7. Я лично мог бы оценить баллом повыше.

И нельзя не учитывать, какую хитрую интригу нам подсунули авторы в конце фильма, как всё опрокинули на 180 градусов. Но мы не возмущаемся типа : обманули гады, зачем же так ! Зрители понимают, что любое хорошее кино это всё равно сказка. Обманываться мы всегда рады, если создатели выкладываются на все сто, не фальшивят и не подводят. И кинозритель в итоге остаётся благодарным, что в принципе и случилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий