5 сентября 2017 г.

Цыгане шумною толпой… Рецензия на новую французскую комедию "Безумные соседи" от Николая Абрамовича.


В запале предвыборных дебатов рафинированный буржуа Жан-Этьен Фужероль неосторожно бросает с экрана телевизора, что его любимая Франция открыта для любых иммигрантов, они повсюду найдут себе кров и еду, даже в его доме. Не проходит и суток, как у его ворот появляется цыганский табор во главе с наглецом Бабиком. Не пустить - потерять голоса избирателей. Размеренной семейной жизни приходит конец: нежданные гости плавают в крытом бассейне, устраивают концерты во дворе, обживают хозяйский туалет, пьют коллекционные вина и даже пытаются приударить за женой Жан-Этьена ...


Зрители России с нетерпением ожидали премьеры новой французской комедии «Безумные соседи». Однако многие были разочарованы. Интригующий трейлер оказался интереснее чем сам фильм. Так бывает, и нередко. Я что-то никак не смог собраться написать рецензию на предыдущую картину Филиппа де Шоврона «Безумная свадьба», а приходится писать уже на следующую. Как обычно, в русском переводе название фильма абсолютно не совпадает с оригиналом, по-французски: ”A bras ouverts" («С распростёртыми объятиями»).

С таким же названием центральный кино-персонаж Жан-Этьен Фужероль выпустил книгу, но и её обложку у нас перевели до ужаса корректно: «Добрососедство». И вся затравка киносюжета начинается с того, что во время трансляции французской национальной телепрограммы On En Parle («Мы говорим») два кандидата непонятно для каких выборов (только не президентских): крайне правый Клеман Барзак и левый (вероятно социалист) Жан-Этьен Фужероль, соревнуются кто лучше и красноречивее запудрит мозги телезрителям, а значит потенциальным избирателям. Попутно каждый их них пиарит свои книги: «Опасность», написанную правым Барзаком, и «Добрососедство» левого Фужероля. Думаю, излишне намекать о чём же могут быть эти печатные творения. Правый кандидат совершенно справедливо пишет, что в многонациональной современной Франции самим французам могут скоро прийти кранты. А наивный левый чистоплюй, толстоватый тюфяк Фужероль, конечно же, всё истолковывает с точностью до наоборот. Его Франция – прекрасная страна (а кто бы сомневался?), и «её объятия открыты абсолютно для всех», - так пояснил телезрителям Жан-Этьен.

- Не надо слов, откройте свои объятия. Или вам слабо ! - парирует К.Барзак 
- Я готов приютить хоть целый цыганский табор, - смело отвечает Ж-Э Фужероль. 

Как говорится, за язык никто не тянул. И в тот же вечер в ворота особняка кандидата-популиста позвонили, и естественно это были цыгане: «Здравствуй братишка! Спасибо, что пригласил», - декларирует за всех старший семейства – Бабик. Ладно хоть не табор, а всего каких-то семеро цыган, не считая свиньи, и все они перекочевали из солнечной Румынии.

Надо ли говорить, что размеренной жизни респектабельного семейства Фужеролей пришёл конец. Глава семьи Жан-Этьен не может уже отказать цыганам, иначе он с треском проиграет выборы, но и жизнь в тесном  соседстве с таким мини-табором равносильна самоповешению. Все приключения героев кинокартины «Безумные соседи» получаются в меру смешные, в меру грустные, а то и глупые, и трактуются по принципу – хоть плачь, хоть смейся. Вопрос ещё и в том: а чего режиссёра вдруг понесло на эту неблагодарную тему незаконных мигрантов? Если «Безумная свадьба» действительно потрясла многих и получила кучу премий, то совершенно новые «… соседи», увы, пробуксовывают, и никакой особой сенсации вслед за трейлером не вызывают.

Рейтинг картины на IMDb – 5.1, - даже на шесть десятых меньше чем на нашем КиноПоиск(е). Это до обидного мало, но никто ведь в этом не виноват, кроме самих создателей. Справедливости ради отметим лишь тот плюс, что авторы фильма вообще решили замахнуться на скользкую тему сложных межнациональных отношений. У нас, как и в США за такие сюжеты давно не берутся из-за боязни: как бы чего не вышло, только бы избежать скандалов и провокаций. Банально уже и речь вести о дурацкой современной толерантности, когда старушка-Европа медленно вымирает.  

Похоже, что режиссёр Филипп де Шоврон, как и его соавтор по сценарию Ги Лоран придерживались такого правила (кажется, чисто французского): чтобы решить проблему, надо её высмеять. Ну, насчёт последнего вроде бы получилось, а вот с первым явно загвоздка. Никакого решения проблемы в этом кино мы не обнаруживаем. Зрители посмотрели, разошлись, да и, пожалуй, что всё. И ладно, если кто из них от души посмеялся. И вряд ли достаточное количество кинозрителей отыщет в этой ленте интересную тему для дальнейшего обсуждения. А это большой минус картине, с той точки зрения, если авторы задумывали не разовый продукт, а нечто большее. Видимо не хватило им также и бурной фантазии для развёрнутого и занимательного сюжета.

Проблема «братской» франко-цыганской дружбы разрешилась просто и счастливо как в хорошей сказке. Единственный сын супругов Фужеролей, - Лионель влюбляется в цыганскую дочь Лулукию, и уже оба семейства едут играть свадьбу в Румынию. Российские зрители сразу подмечают, что музыка балканских цыган сильно отличается от наших или испанских ромалов. И в Румынии примерно такое же свадебное веселье, как и в фильмах боснийского цыгана Кустурицы. Но этого увиденного момента оказалось недостаточно, чтобы наши киногурманы оценили эту французскую комедию наравне или выше творений Кустурицы. А лучшим музыкальным номером у главного цыгана Бабика,  всё равно можно считать своеобразное исполнение популярнейшей французской песни “Une belle histoire” из репертуара Мишеля Фюгена. 

Несмотря на то, что мадам Фужероль, - Дафну играет очаровательная еврейская красавица Эльза Зильберштейн, весь воз в киноленте тянет на себе единственный комик Кристиан Клавье, исполняющий роль Жан-Этьена. Он безусловно тут ярче всех (а в этом фильме он ещё и продюсер), и на нём как будто всё и закольцовано. Роль цыгана Бабика играет Ари Абиттан, уже достаточно известный у нас по некоторым ролям. У него интересное арабо-еврейское происхождение, и ему всегда достаются роли «цветных» французов или иммигрантов. Вот и здесь он главный из цыган-нелегалов, а актёры исполняющие роль членов его семьи, похоже, что настоящие румынские цыгане. Однако такая аутентичность для большого экрана тоже вряд ли может быть большим плюсом, скорее наоборот.

Но отметим всё же хотя бы тот плюс, что режиссёр смог хоть как то нам показать двуличие и лицемерие западной демократии, которая и не решает по большому счёту никаких острых проблем, а только подменяет их имитацией или высокопарными слоганами. 

Как бы там ни было, а комедию «Безумные соседи» посмотреть всё-таки стоит. Время не будет потрачено напрасно. Наверняка и мы с вами о чём-то задумаемся, над чем-то и посмеёмся. Вспомним и про наших цыган, и аж вздрогнем: бр-р-р-р. Пусть лучше они поют и танцуют на сцене или в телевизоре, а на глаза нам вообще не показываются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий