24 сентября 2017 г.

Десятый, юбилейный, отстойный ... В Оренбурге с 25 по 31 августа 2017 года прошел 10-ый кинофестиваль "Восток-Запад".


Помните слова Оренбургского министра культуры, произнесённые год назад, по поводу грядущего кино-форума ? Ну, так делайте выводы, господа киноманы. А сказано было примерно следующее: в 2017 году будет уже «Восток-Запад Х», и поскольку фестиваль юбилейный, то должен пройти просто грандиозно и превзойти все ожидания. Заявлено было смело и, увы, опрометчиво.

Наш родимый кинофестиваль вроде как международный. Он пережил несколько трансформаций, и все они не в лучшую сторону, - от бесплатных сеансов в большом зале до платных в самом маленьком 4-м, где простому зрителю стало вообще попасть проблематично, так как несколько рядов стали занимать члены жюри, журналисты, спонсоры и прочие халявщики. И этот искусственный ажиотаж с якобы аншлагами, не выдерживает  никакой критики, да и основное количество фильмов примерно на уровне городской канализации.

Но в этот раз поначалу многое действительно обнадёживало. Из расписания кино-показов мы узнали, что наконец-то фильм открытия будет не российским, а европейским, да ещё в производстве обозначены Франция и Бельгия ! И эта картина - «Жизнь женщины» является экранизацией романа Мопассана. Но главная интрига была в том, что в должности программного директора уже не числился мутный чайник С.Лаврентьев, а была анонсирована Барбара Лорей де Лашальер, которая ещё и член Фипресси. Мать честная, как же нам повезло, аж не верится, - думали мы. Эта мадам должна была представлять фильм открытия, правда в паре с нашей ремесленницей Т.Воронецкой, которая как кинорежиссёр вообще никакой, но, к сожалению, назначена пожизненным президентом нашего кино-форума. 

Не верили мы в такое везение, и ведь как в воду глядели. Мадам де Лашальер до нас так и не доехала, и непонятно почему. А Воронецкая как всегда пышно отмечала «праздник» открытия в СКК «Оренбуржье» и перед зрителями кинотеатра «Космос» не показывалась вовсе, да, в принципе, она нам сто лет не нужна. В этом году никто в кинозале и слова не сказал, даже не извинился перед зрителями, что, мол, как обычно, накладочка выходит, - они там все бухают с городской богемой и представителями власти первой величины, и прийти сейчас никак не могут, но в конце сеанса может быть и подойдут, так что великодушно нас простите и ждите.

Итак, первый же увиденный фильм на открытии – 25 августа, оказался слабым и никчёмным. «Жизнь женщины» (в оригинале просто «Жизнь» (“Une Vie”) снят одной кинокамерой за копеечный бюджет. Оказывается режиссёр Стефан Бризе всегда снимает самые низкобюджетные ленты. Полтора года назад он получил приз в Каннах за кинофильм «Закон рынка», и я это кино видел. Повествование о современной жизни, думаю, допустимо и одной камерой, но съёмки исторической экранизации, а в данном случае – XIX века, никак не прокатывают, получается полная халтура. 


Люди уходили из кинозала, пусть их и не так было много, но все их понимали. Два часа такого занудства и тягомотины, - это надо ж было вытерпеть и высидеть. Самое печальное – если кто из зрителей вообще не читал Мопассана, то теперь уж точно этого не захочет. Об этом также поведали случайные зрители, которых удалось поймать репортёрам для интервью. Но и тележурналисты были удивлены и возмущены тем, что в этот год никто не вышел к публике. Значит, такое неуважение уже стало нормой, а это, в конце концов, просто бессовестно.
На следующий день – 26 августа многие ломанулись на вечерний сеанс фильма «Эйфория» (Германия – Россия). Это также была полная чушь, но зато после премьеры зрители могли побеседовать с режиссёром Кристианом Клингером, что уже было чуть веселее просмотра. Правда, конструктивной беседы не получилось, а часто было так: мы про Фому, режиссёр про Ерёму. К.Клингер говорил, что это кино о проблемах вакцинации, а люди думали, что он хотел нам показать эротический бестселлер, если уж на экране некоторые персонажи занимались женским онанизмом, да ещё крупным планом ! Естественно никакого бестселлера, да и просто разумной картины и близко не могло получиться.

27 августа просмотр был  в к/т «Сокол», где люди могли лицезреть американский (!) фильм «Держаться на плаву». Вердикт здесь предельно короткий: смертная тоска. Эта лента очень быстро сотрётся из памяти, и это к лучшему. Кино-мусора у нас на таких мероприятиях и так хватает с избытком, ладно хоть демонстрация этого «шедевра» проходила во внеконкурсной программе. 

Так, а что же этим днём проходило в к/т «Космос» ? А там был просто какой-то бенефис казахского кино с ретроспективой Ермека Турсунова и с переводом на русский язык из кабины (!). Видать, чтобы мы не забывали: всё же название-то «Восток – Запад», и происходит всё в нашей степной евразийской столице. А вообще «гениально» прошла половина кино-форума, - три дня полного отстоя. Вспомним опять предсказание нашей Шевченко о суперском предстоящем фестивале, но что же наглядно мы видим? Кстати в этот день я впервые увидал и слегка полистал глянцевую программу-буклет кинофестиваля. И вот там увидел крупное приветствие нашего всероссийского министра культуры – Мединского, и обречённо так думаю: всё, кранты, на фестивальные премьеры можно дальше не ходить. Но мы, россияне, всегда ждём хоть какого-то чуда, и всегда надеемся: ну а вдруг ?

Это «вдруг» как раз и случилось в понедельник 28-го. Итальянский фильм «Истина на небесах» наконец-то порадовал кинозрителей. Это было видно и слышно по аплодисментам по окончании, а с просмотра этой отличной криминальной драмы никто из присутствующих не ушёл. Я сразу узнал на экране знаменитого итальянского актёра Риккардо Скамарчо, хоть он здесь и в отрицательной роли, но всё равно приятно. Но ведь не сказать, что его знает наш массовый зритель. И тут есть одно интересное наблюдение. Если бы наш «Космос» не динамил, а прокручивал хоть иногда хорошее итальянское кино, то этого красавца Риккардо у нас знали бы многие. Но ведь всё равно получается так, что во время кино-форума репертуар кинотеатра целую неделю заполнен на 80% всякой дрянью, которую никто и смотреть бы никогда не решился, если бы не пиар-акции. Такое вот наше фестивальное «счастье».

Но тот понедельник прошёл явно не зря. После просмотра картины «Истина на небесах» была встреча и беседа с продюсером Иво Фьёренце. Зрителям было что спросить, а ему что рассказать. Синьор Иво подтвердил мою догадку, что фильм направлен  против киднеппинга и посвящён всем пропавшим без вести подросткам. Поджарый, энергичный итальянец средних лет от души с нами шутил и смеялся, но на все вопросы отвечал исчерпывающе и со всеми деталями. Все были очень довольны кроме сотрудников кинотеатра, так как зрители совсем не торопились закругляться с беседой и освобождать зал.

После такого блестящего показа многие из нас были уверены, что далее ничего путного уже не будет. Прошло несколько премьер российских кинолент, и, как правило, все они одноразовые. Я бы разве что выделил комедию «О чём молчат французы» с музыкой Сергея Шнурова, ладно хоть без нецензурщины.

Непонятно с какого перепуга к/т «Сокол» устроил «Ночь ужастиков» ? Они все были российского производства, и естественно по качеству ниже плинтуса. Я наотрез отказался лицезреть такую ботву. 

А 29 августа, пожалуй, единственный наш фильм под названием «Хармс» (участие принимали также Литва и Македония) вызвал очень неоднозначную реакцию зрителей: кто-то кричал «Браво!», а кто-то уходил с сеанса. Следовательно, картина осталась замеченной и имеет шанс хоть как-то остаться в истории. Это был артхаус чистой воды, который, конечно же, утомляет массового зрителя. Выступал режиссёр Иван Болотников, и был настроен очень оптимистично в связи с прокатом и продвижением этой ленты. Я бы не стал разделять его позитивного настроя, и считаю большим минусом, что этот самый Ювачёв-Хармс (реальный персонаж) выглядит на экране полным идиотом и лузером. Наш зритель такого подхода явно не приемлет, к тому же на самом деле Хармс остался в истории как выдающийся филолог и писатель-сатирик. Правда, и режиссёр придерживался такого же мнения, только зачем-то решил подойти к данному кино-проекту очень нестандартно. Но многие были едины в том, что польский актёр Войцех Урбански, сыгравший главную роль, выглядел на экране очень убедительно (несмотря на акцент), хоть сам он совсем у нас неизвестен.

30 августа австрийский режиссёр Йозеф Хадер представлял для публики свою малобюджетную комедию «Дикая мышь». Многие заинтересовались таким неожиданным решением сюжета: от сатиры и веселья к трагедии и фарсу. Поэтому к создателю (а он ещё исполнял главную роль) была масса вопросов, в том числе и у членов жюри. Австриец Хадер, в отличие от того немца в начале форума, был вполне искренен и компетентен в своей аргументации, и в общем-то некоторый респект у зрителей заслужил.

Показ фильма-победителя под самый занавес фестиваля – 31 августа, вызвал самые противоположные мнения кинозрителей, если противопоставить их выбору жюри. Выбор почему- то пал на иранскую киноленту «Малярия», но опять-таки напомним, что к публике никто не выходил и ничего не объяснял. Фильм многие оценили очень низко, и я с этими мнениями солидарен. Но я заранее так и предполагал, что Иран у нас точно победит в финале, ведь персидские фильмы давно являются фаворитами различных кинофестивалей (в Каннах особенно), а то и «Глобуса» с «Оскаром» отхватывают. Возможно небольшая подвижка лишь в том, что в консервативном исламском Иране кино для молодых снимают не часто, а тут мы увидели молодёжное роуд-муви с намёком на любовь-морковь. Но в целом это выглядело очень бледно, с трудом на тройку. Среди зрителей слышались реплики: собачий бред, какая-то чухня и т.д. Конечно, были и более позитивные отклики, но совсем немного.

В интервью тележурналистам я прямо заявил, что если бы не итальянцы с кинокартиной «Истина на небесах», ну и ещё некоторые незначительные плюсы конкурсных картин, то можно было железно выставить фестивалю полный «неуд», ну а так хотя бы троечка с минусом. Многие зрители начинают сомневаться: а нужен ли нам и дальше «прекрасный» такой «Восток – Запад»? Хороший вопрос, но нашей публике вряд ли кто удосужится внятно ответить. Просто проходит очередная тусовка ради тусовки для нашей хреновой богемы и явно прокисших сливок общества. И долго нам ещё всё это терпеть? Тут есть над чем серьёзно задуматься.

Николай Абрамович, Оренбург 2017

1 комментарий: