13 ноября 2012 г.

Самая первая глава. Переезд в Москву осенью 1983 года или сказ о том, как я стал сначала хоккейным, а потом и футбольным болельщиком.


Всё началось с того, что моя семья переехала жить в Москву в конце 1983 года. Мне тогда было 8 лет и я только пошёл во второй класс. Это событие, как впоследствии выяснилось, было определяющим моментом, изменившим всю мою дальнейшую жизнь. Так как начать увлекаться хоккеем и футболом можно было только в Москве ! Так как в провинции понятия не имеют ни о каких ЦСКА, "Динамо" или "Спартаке". К сожалению, я это понял лишь по возвращении в родную дыру в конце 1985 года ...

Ну а началось всё собственно с того, что как-то отец купил с друзьями билеты на хоккейный матч ЦСКА - «Динамо» Москва и взял меня с собой. Разумеется на стадионе меня спросили за кого я буду болеть. Я посчитал в уме количество букв в названиях команд и выбрал с наименьшим количеством, то бишь ЦСКА. К тому же болеть за армейский клуб в тот день было очень забавно, ведь отец и его друзья болели за "Динамо". И мне жутко нравилось болеть в противовес, наблюдая их отрицательные эмоции. Ведь ЦСКА в те годы был непобедим (разумеется об этом тогда я знать не мог - я вообще в тот день хоккей первый раз в жизни увидел) и переигрывал бело-голубых по всем статьям. ЦСКА в итоге и выиграл. 

Я долго копался в различных хоккейных справочниках, чтобы определить, что же это был за матч. Билетов у меня, конечно, не сохранилось (я их стал оставлять на память чуть позже). Да и первая программка у меня появилась не с этого матча. Единственное, что осталось на память с тех лет - это календарь игр, в который я записывал результаты матчей (но его мне купили в следующем сезоне) :



11.10.1983. ЦСКА - Динамо Москва. 4:2. Скорее всего это был матч 1-го или 2-го круга чемпионата СССР 1983 года (напомню, тогда он проходил по формуле - 12 команд играют друг с другом по 4 матча). ЦСКА выиграл в первом круге - 4:2 и во втором - 3:2. По всей видимости я всё же был на первой игре. Да, славное тогда было время. Только сейчас я понимаю каких мастеров я видел живьем - Владислав Третьяк, Сергей Макаров, Вячеслав Фетисов, Владимир Крутов, Игорь Ларионов ! Какие имена ! И я это застал !

ЦСКА-1983/84. Алексей КАСАТОНОВ, Сергей МАКАРОВ, Игорь ЛАРИОНОВ,
Владимир КРУТОВ, Вячеслав ФЕТИСОВ (слева направо). 
 
С тех пор на хоккей мы выбирались регулярно. Все матчи вспомнить я уже не смогу, но по памяти предполагаю что был на этих :

Чемпионат СССР-84/85 (предв. раунд) : Динамо М - Кр. Советов 10:3 (дату не помню)
Чемпионат СССР-84/85 (второй этап) : ЦСКА - Динамо Москва 1:1 (05.02.1985)
Чемпионат СССР-84/85 (второй этап) : ЦСКА - Химик 3:2 (19.02.1985)

Но это было только начало. Хоккея мне оказалось мало ! Меня начало тянуть и на футбол.  И я возжелал увидеть футбольный ЦСКА ! Правда болеть в то время за ЦСКА в хоккее и в футболе - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Но я же тогда этого не знал. Футбольный ЦСКА звёзд с неба не хватал. Плёлся где-то в подвале турнирной таблицы. А по итогам сезона-1984 вообще занял занял последнее место и вылетел в первую лигу. Но меня было уже не остановить. Я решил твёрдо попасть на футбольный матч с участием ЦСКА и отцу ничего не оставалось делать как выполнить мою просьбу. Разумеется ни о каком "Спартаке", "Динамо" и прочих там "Жальгирисах" я и слышать ничего не желал ! Мечта осуществилась в начале мая 1985 года, но об этом уже в следующей главе ...


P.S. Преимущество хоккейного ЦСКА над конкурентами в чемпионате страны к середине 80-х стало просто подавляющим. Клуб, который считался базовым для сборной, не знал достойных соперников ни на внутренней, ни на европейской арене. Национальная команда в те годы крушила всех подряд, выиграв Олимпиаду, три чемпионата мира и Кубок Канады. А потому не было ничего удивительно в том, что те же игроки ломали о колено все команды мастеров, которые противостояли им в чемпионате СССР.

И всё же даже на фоне столь глобального превосходства сезон-1983/84 стал для ЦСКА уникальным. В 44 матчах советского первенства армейские хоккеисты одержали 43 (!) победы. На этот раз дружине Виктора Тихонова удалось пройти три круга без очковых потерь, но в четвёртом их победный марш в единственный раз прервали ленинградские одноклубники (1:3). И даже несмотря на эту неожиданную осечку, результат в 43 победы так и остался наивысшим за всю историю союзных чемпионатов. Причём свои лучшие игры ЦСКА выдавал, как правило, встречаясь с прямыми конкурентами. Серебряный призёр чемпионата - московский «Спартак» - был разгромлен во всех четырёх матчах - 7:0, 6:1, 7:3, 9:2. А вот бронзовому медалисту - «Химику» - не повезло ещё больше. Лишь в одном из четырёх поединков он пропустил в свои ворота меньше 10 шайб, а общий счёт их противостояния с армейцами (7:39) даже для баскетбольной четверти выглядел бы сокрушительным. К слову, заключительная встреча этих команд завершилась со счётом 12:0 и стала самым крупным разгромом чемпионата.

Армейцы в сезоне-83/84 помимо командных собрали и почти все индивидуальные награды. Приз «Меткому защитнику» достался Вячеславу Фетисову, показавшему феноменальный результат в атаке –49 (19+30) очков в 44 играх. Приза «Три и более» за наибольшее количество хет-триков удостоился Сергей Макаров, ставший к тому же и самым результативным игроком первенства. Он набрал 73 очка (36+37), опередив трёх своих одноклубников - Владимира Крутова, Николая Дроздецкого и всё того же Фетисова. Тройка Макаров - Ларионов - Крутов, естественно, стала самой результативной в чемпионате. 

Московскому "Динамо" не хватило всего одного очка, чтобы дотянуться до третьего места, и двух - до второго. В числе крепких середнячков по традиции были московские «Крылья Советов», горьковское «Торпедо», рижское «Динамо», челябинский «Трактор» и ленинградский СКА. А замкнули турнирную таблицу ижевская «Ижсталь» и новосибирская «Сибирь». Помимо основного первенства других соревнований советские болельщики не увидели : Кубок СССР в этом году не проводился, а чемпионат прошёл без каких-либо дополнительных или финальных матчей. Это было связано с Олимпийскими играми в Сараево, с необходимостью выделить время для подготовки и участия. Потому что после лейк-плэсидского шока от сборной СССР требовали не просто победы, а разрыва всех соперников, что называется, «на ветошь». И наша сборная это сделала.

Сезон-1983/84 стал последним для выдающегося вратаря ЦСКА Владислава Третьяка, закончившего карьеру с 13 титулами чемпиона страны, 10 титулами чемпиона мира и званием трёхкратного олимпийского чемпиона по хоккею. Такую коллекцию наград не удавалось собрать ни одному хоккеисту за всю историю ледового спорта. Лучшим хоккеистом сезона стал ещё один армеец - Николай Дроздецкий, а символическая сборная чемпионата состояла исключительно из представителей ЦСКА. Помимо Третьяка и Дроздецкого в неё были включены Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов, Сергей Макаров и Владимир Крутов. Понять всю мощь этой команды можно лишь по тому факту, что сам Игорь Ларионов не вошёл даже в шестёрку лучших её игроков !

В сезоне-84/85 была изменена формула проведения чемпионата. Теперь она стала куда более громоздкой и сложной : первые два круга 12 команд определяли восьмёрку сильнейших, а та в свою очередь также в двух раундах выявляла тройку призёров. Но чемпионский титул разыгрывался уже в отдельном «турнире трёх», в котором, впрочем, учитывались и итоги предварительных состязаний. Проще говоря, сначала команд было 12, затем оставалось восемь, а после - три. 

Московские динамовцы, занявшие в предыдущем первенстве лишь 4-ое место, начали турнир очень резво, уже с первых туров вырвавшись в единоличные лидеры. После первого этапа оторвались от армейцев на четыре очка, но по окончании второго раунда их преимущество сократилось до минимума. Впрочем, и его должно было хватить, сыграй «Динамо» успешно в очных встречах с ЦСКА. Но чуда не произошло. Всё решил поединок, состоявшийся 14 марта. Победа в нём практически гарантировала бы динамовцам чемпионский титул, но психологически настроиться на эту встречу бело-голубым не удалось. Они, что называется, перегорели. К тому же и матч должен был состояться раньше, но был перенесён из-за смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко. Долгое время бело-голубым удавалось вести в счёте, но великолепный защитник Алексей Касатонов, отметившись дублем, стал настоящим героем поединка. Его последний гол принёс ЦСКА спасительную ничью, которая сохраняла статус-кво и переносила интригу уже на ответную битву. А в ней борьбы совсем не получилось - сказалась короткая скамейка запасных «Динамо». Армейцы, ведомые тройкой Макаров - Ларионов - Крутов и блестящими атакующими защитниками отгрузили сопернику 11 шайб, в ответ пропустив лишь одну. С одной стороны, это был полный и окончательный разгром, признание абсолютного превосходства армейцев. А с другой - «Динамо», до последнего матча на равных сражавшееся практически со сборной СССР, заслуживало большого уважения.

Впрочем, у армейцев было небольшое оправдание - в их рамке впервые за последние 15 лет не было великолепного Владислава Третьяка, объявившего о завершении карьеры. Его место занял дублёр - Александр Тыжных, которому не всегда удавалось поддержать задел своего предшественника. Евгений Белошейкин, которого уже тогда называли «наследником Третьяка», был еще очень молод и неопытен. А вот у «Динамо» в воротах был опытный и маститый Владимир Мышкин, к тому моменту уже обладатель Кубка Канады и олимпийский чемпион. 

Отметим, что по традиции ЦСКА взял не только золото чемпионата, но и ряд индивидуальных и командных призов. Сергей Макаров стал лучшим хоккеистом сезона, Алексей Касатонов - самым метким защитником, а в команду звёзд попали сразу четыре армейца. Помимо тех же Касатонова и Макарова это были Вячеслав Фетисов и Владимир Крутов. Также в эту символическую сборную вошли динамовцы Владимир Мышкин и Анатолий Семёнов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий