30 октября 2013 г.

1990 год. Возвращение в Москву спустя пять лет. Два матча "Спартак" Москва - "Шахтёр" Донецк 8 августа и ЦСКА - "Динамо" Москва 9 августа.

К хорошему, как говорится, привыкают быстро. Это я осознал на собственном опыте. Посещение футбольных и хоккейных матчей в Москве стали для меня привычным и очень приятным делом. Я это уже воспринимал как должное. Но вдруг сказочке пришёл конец. Отец закончил учиться в академии и он с мамой принял решение вернуться в Оренбург, в отличие от всех остальных его сокурсников, которые предпочли пустить корни в Москве. По молодости лет я сначала-то толком и не понял что произошло. Осознание трагедии произошло чуть позже.
Не знаю как остальным, но для меня-то уж это точно ! 



ЦСКА, “Спартака” и “Динамо” мне заменили оренбургским "Газовиком" во второй лиге, а хоккей и заменить было нечем - в Оренбурге об этом виде спорта отродясь не слышали. Да и то, до оренбургского стадиона "Динамо" я добрался первый раз лишь в 1988 году совершенно случайно с дедом, которому достался лотерейный билет (он мечтал выиграть машину в перерыве матча, а до футбола ему дела не было) и уже на регулярной основе - с 1991 года. Это сейчас ФК "Оренбург" играет уже второй сезон в РПЛ, а тогда был беспросветным дном во второй лиге. Но приходилось довольствоваться хоть этим. В некоторых городах вот даже такого колхозного футбола нет, а люди-то как-то там живут...

Первое время приходилось уж очень тяжко. Надо ли лишний раз говорить как показывали футбол в СССР по телевидению ? Ну чемпионаты мира и Европы, Олимпиады там всякие показывали, "Спартак" и "Динамо" Киев, а также наши клубы в еврокубках - это да, было в эфире, хотя чаще всего в записи. А вот где мне было смотреть матчи ЦСКА ? Приходилось спать в обнимку с радиоприёмником и слушать "перекличку" на "Маяке" о последних 15 минутах матчей. Одним из самых запоминающихся и трагичных моментов, который наиболее прочно врезался в память - это вылет ЦСКА из высшей лиги в 1987 году. Когда в предпоследнем туре 08.11.1987 года нам была нужна только победа над "Зенитом" в ЛФК ЦСКА, а мы сыграли лишь 1:1 и не получили даже одного очка, так как эта ничья была сверхлимитная (было такое "чудо" в том сезоне). Помню хорошо, что в этот момент я рыдал навзрыд. Мне было всего 12 лет ...



Но повзрослев я понял, что ситуация отнюдь безвыходная. Благо расстояние от Оренбурга до Москвы всего около 1500 километров, то есть два часа на самолёте или 24 на поезде. Первое моё возвращение на футбольные арены Москвы состоялось в 1990 году. Спустя пять лет после того, как я был оттуда "насильно" вывезен. Приехал я само собой не один. Одного бы меня не отпустили. Приехали мы всей семьёй в гости к старым знакомым, которые к тому моменту, в отличие от нас, в столице уже хорошо устроились и получили квартиру.

Естественно я не мог упустить возможность глотнуть воздуха больших футбольных арен ! Да и год-то 1990-ый был особенным для меня как болельщика ЦСКА. Это был год возвращения армейской команды в высший дивизион советского футбола. Да не простое возвращение, а триумфальное ! Из грязи сразу в князи - серебрянные медали ! И это при живых-то “Спартаке”, “Динамо” и “Торпедо” ! Уступили только киевскому "Динамо". 

Вкратце напомню предысторию. Не сумев в 1985 году выползти из первой лиги (будь проклят этот переходный турнир и те мудаки, что его придумали), ЦСКА сделал со второй попытки - в 1986-ом. Правда пребывание в классе сильнейших оказалось не долгим. В 1987 году ЦСКА вновь вылетел в первую лигу (об этом уже написал выше). Сезон-88 встречали в первой лиге. По этому случаю отец специально для меня оформил подписку на газету "Советский спорт", чтобы я мог следить за результатами матчей. Увы, но как и в первый раз, армейцам вновь не удалось вернуться с первой попытки. Лишь с 1989 года под руководством Павла Федоровича Садырина (царство ему небесное) началось триумфальное восхождение ЦСКА ! Армейцы катком прошлись по всем соперникам в первой лиге : в 42 играх всего 5 поражений и 113 забитых мячей ! Первое место с огромным отрывом ! На этом кураже ЦСКА ворвался в высший дивизион-1990. И продолжил в нём свое победное шествие. 

Помню заголовок в газете “Советский спорт” на самом старте чемпионата-90 после матча первого тура ЦСКА - “Шахтер”, закончившегося со счетом 4-0 в пользу армейцев : “И это возвращенцы ?”. К июньскому перерыву, связанному с участием сборной СССР в чемпионате мира-90 в Италии, команды успели провести по 10-11 игр. ЦСКА расположился на 2-ой строчке с 14-ю очками (в 10 играх было одержано 6 побед, добыто 2 ничьи и всего 2 матча проиграно). Но по потерянным очкам армейцы были лидерами, так как московское “Динамо” провело на один матч больше и имело в активе на очко больше - 15. 

Чемпионат СССР после ЧМ-1990 возобновился 11 июля. А уже через месяц я прибыл в Москву, чтобы увидеть игры живьем, после пятилетнего перерыва. Вечером в среду 8 августа 1990 года я отправился в Лужники на Центральный стадион им. В.И.Ленина на матч “Спартака” с донецким “Шахтёром”.  Вряд ли кто-то тогда сомневался в победе красно-белых над горняками - лидер против середняка. Реальный шанс для “Спартака” упрочить своё преимущество над конкурентами.  




Однако “Спартак” умудрился потерять очки - встреча закончилась вничью 0:0. Теперь коротко о тех кто играл в том матче. Спустя пять лет я снова увидел Валерия Шмарова, на этот раз в футболке "Спартака" и его звёздных партнеров - Александра Мостового, Игоря Шалимова, Валерия Карпина, Станислава Черчесова. Знакомые до боли имена, не правда ли ? Да и в составе “Шахтера” была легендарная личность, правда замененная на 44-ой минуте. Это никто иной как будущий многолетний капитан “Спартака” и сборной России - Виктор Онопко. Будущий рекордсмен по количеству игр сыгранных за российскую сборную ! Но тогда ему был всего 21 год и до перехода в стан своих, тогдашних соперников оставалось менее чем два года. В начале 1992 года он перейдет в “Спартак” и дебютирует в первом чемпионате России. 



Вечером в четверг 9 августа 1990 года в 19:00 на поле московского стадиона “Динамо” вышли лидеры чемпионата : ЦСКА и “Динамо”. Перед матчем команды оказались в затруднительном положении : из-за травм из строя выбыли основные вратари (Александр Уваров и Михаил Еремин) и место в воротах впервые в играх высшей лиги заняли необстреленные Сметанин и Гутеев. И забегая вперед, скажу, что дебют их удался. Игра изобиловала грубостью : судья показал 8 желтых карточек, а мог бы и больше. Счет в матче, как и днем ранее так и не был открыт (0:0). А какие люди играли тогда в командах ! То было чудесное время для болельщиков бело-голубых : Игорь Добровольский, Сергей Кирьяков, Игорь Колыванов ! Играл в том матче и Евгений Смертин - старший брат Алексея Смертина (будущего лидера сборной России начала 2000-х) и будущий главный тренер … оренбургского “Газовика” в сезоне 2004 года. В составе же армейцев все те же, кто прошел тернистый путь от первой лиги до “золота” 1991 года - это Дмитрий Галямин, Дмитрий Кузнецов, Сергей Колотовкин, Сергей Фокин, Михаил Колесников, Игорь Корнеев, Владимир Татарчук ! 

Мой приезд в Москву закончился не очень радостно. В двух матчах я не увидел ни одного забитого мяча ! Оставалось довольствоваться лишь тем, каких игроков я увидел, ну и самим фактом вновь оказаться в Москве на большом футболе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий