31 августа 2016 г.

А фильм живёт ! 50 лет исполнилось фильму Э.Рязанова «Берегись автомобиля».


Ровно полтинник исполнилось замечательному фильму Э.Рязанова «Берегись автомобиля». А тем, кто хорошо застал советские времена (т.е. к 91-му году был совершеннолетним), кажется, что фильм сделан только вчера.

О чём это может говорить ? Только о том, что фильм давно стал классикой, а классика – она вечна. Интересно, а тогда в 1966 году кто-нибудь мог предположить такое? Что фильм переживёт всех своих создателей и нисколько не утратит актуальности. Многие помнят политический лозунг тех лет: «Ленин умер, но дело его живёт». Сейчас с полной уверенностью можно перефразировать по аналогии: «Все создатели уже мертвы, а фильм живёт и торжествует». Оно всё так. Эта кинокартина давно ушла в народ и существует вне всякой моды и времени. Сейчас не надо ждать очередного показа по каналам ТВ, - есть цифровые видео-носители, есть интернет (кто бы мог об этом мечтать в 66-м?). Но всё же куда было приятнее смотреть это кино по советскому телевидению, без всякой рекламы и на одном дыхании. А теперь представьте счастливчиков  старшего поколения, кто смотрел «Берегись автомобиля» на премьерах в советских кинотеатрах. Мы им должны сильно позавидовать. В тот первый год проката – 1966, эту ленту посмотрели 29 млн. зрителей !

Сейчас мы можем только догадываться: над какими фразами и кадрами смеялись все зрители скопом, над какими лишь частично, но весело было всем без исключения. В фильме не было маленьких ролей, как и не было маленьких актёров. Всё-таки советская кинематография была справедливым детищем эпохи. Ну, смотрите – маститые актёры: Папанов и Евстигнеев всего лишь на вторых ролях, а молодой Андрей Миронов со своим персонажем – один из центральных. Но Папанов как загнёт басом вместе со своим идиотским смехом по адресу зятя: «Тебя посодют, а ты не воруй», или продекларирует на суде: «Свободу Юрию Деточкину!», - и весь зал уже лежал от смеха. «А вы не знаете, так молчите!» - укоряет начальник Деточкина (Готлиб Ронинсон) соседа по ряду, который ни слова не произнёс. О опять все зрители смеялись.

Кстати, а кто такой этот Г.Ронинсон и откуда он взялся? Многие удивятся, но это был его дебют в кино. Да ведь ему уже было лет пятьдесят! – ещё больше будет удивление. Правильно, Ронинсон был театральным актёром и впервые его пригласили на кинороль в ленту «Берегись автомобиля». И затем этот «дядя Гоша» приобрёл амплуа под названием «второй план». Но и в этом амплуа в советском кино бездарных актёров не было! Все мы помним Дворжецкого (старшего), Филиппова и многих других, чьи маленькие роли оказались не такими уж маленькими, если мы до сих пор их не можем забыть.

А в этом фильме опять-таки на вторых ролях такие мэтры как Д.Банионис и Г.Жженов. Никому не зазорно было появиться в картине лишь на несколько минут. Да ещё ведь как они готовились! Ольга Аросева для того, чтобы войти в образ своей героини Любы, даже окончила курсы водителей троллейбуса. Вот как всё было серьёзно. А кто же главный персонаж картины после Юры Деточкина? Это, конечно же, ГАЗ-21 – гордость отечественного автопрома тех лет. Деточкин, в ходе повествования, угнал несколько машин, но на съёмках была задействована только одна-единственная 21-я «Волга», естественно, белая – высший шик 60-х. Мосфильм ведь не Голливуд, не было у нас миллионных бюджетов, поэтому с «Волгой» обращались ещё осторожнее, чем с людьми, и не дай бог, где царапина! Тем не менее, сцена преследования по шоссе была в фильме абсолютно натуральной. В том смысле, что «Волга» реально проезжала под открытым прицепом грузовика с огромными трубами. «Какой же детектив без погони?» - даже эта фраза комментатора за кадром стала крылатой, классической.

Полувековой юбилей картины это, конечно, серьёзно, ведь до следующего большого – столетнего, мы (дети СССР) вряд ли доживём. Есть, однако, большая досада в том, что к юбилею «Берегись автомобиля» никто не написал ни одной книги о фильме, ну или хотя бы мог составить дайджест какой-нибудь. Вон у них, иностранцев – режиссёр Р.Родригес выпустил книгу «Без бюджета» к 20-летию фильма “El Mariachi” («Музыкант»). А мы, как обычно, ничего хорошего, доброго у себя не можем увековечить. Однако есть момент… Говорят, что в Самаре уже как 4 года открыт памятник Деточкину. Был я там, видел – это напротив вокзала, на мизерном постаменте, фигура в человеческий рост. Один печальный нюанс – памятник не подписан, не обозначен. Спросите прохожих: кому сей монумент? И вам не смогут ответить. Так есть ли памятник? Было бы действительно странным, если бы нынешние власти (не важно, в каком городе) с помпой установили бронзовый монумент с табличкой «Юрий Деточкин». Этот Юра нынче, увы, герой совсем не нашего времени (сожалеем, конечно, что так).

Но вернёмся к творческому коллективу кинокартины. Как смогли все создатели вдруг так скооперироваться и выдать такой нетленный шедевр на все времена? Как всем так подфартило, - дело случая или всё было задумано? Вопросы уже риторические, и из первых уст ничего уже не услышим. А всем интересно было бы знать, что Э.Рязанов изначально видел в роли Деточкина только Юрия Никулина, и тут подвернулся его величество случай, - нарисовался Смоктуновский. В кинопробах успели поучаствовать Куравлёв и Олег Ефремов. К счастью, последнего успели переквалифицировать в следователя Подберёзовикова. Парадоксально, но факт: сильно уставший Иннокентий Смоктуновский после съёмок сразу в двух фильмах, где одна из ролей… В.И. Ленина (!?), почти провалил пробы, но Э.Рязанов каким-то чутьём всё равно просёк, что на роль честного вора Деточкина лучшей кандидатуры не будет. А мы все разве можем представить в этой роли кого-то другого? Но сам «честный вор» казался Смоктуновскому «чудовищно неправдоподобным вымыслом». Актёр Георгий Жженов интересен ещё и своей трагической судьбой, - ведь он бывший узник ГУЛАГа. Но мы, как ни странно, знаем его только по ролям советских силовиков: ментов, чекистов, военных. А началось такое амплуа как раз с роли милицейского капитана, который на мотоцикле преследовал угонщика Ю.Деточкина. 

Кроме того, мы не должны забывать про кропотливую работу операторов (А.Мукасей, В.Нахабцев) и композитора (Андрей Петров), а то эти люди сами вечно за кадром, как и сценарист картины. Конечно, Эльдар Рязанов бесспорно талантливый режиссёр, а Эмиль Брагинский не менее талантливый сценарист, но разве кто-нибудь из всей труппы «Берегись автомобиля» выполнил свою работу бесталанно? Каждый без исключения вложил в эту ленту частичку своей души. Оттого картина пережила всех, в том числе и советский прокат, и сам СССР и вошла в золотой фонд кинематографа. Ведь многие фильмы страны Советов (как бы хорошо не относиться к самой стране) не смогли выдержать испытания временем, так как были «в доску советскими» т.е. слишком идеологизированными, наивными или ура-патриотическими, или попросту скучными. Но была ведь у нас ударная эпоха в дюжину лет: 1965 – 1977гг., где начиная с «Операции Ы…» и заканчивая «Мимино», создавалось немало превосходных комедий, которые не увяли со временем, не превратились в нафталин.

Ну и, наконец, о личности главного персонажа – Юрия Деточкина. Он по своему жизненному кредо кто: Робин Гуд, Дон Кихот? Да он, если хотите, первый борец с коррупцией! Недаром же «Берегись…» так любили показывать в короткое время правления Андропова. Помню как телеведущий в своём вступительном слове перед показом (шёл 1983 год) цитировал Деточкина, как бы оправдывая его: «Воруют, и много воруют. Надо же что-то делать». Тоже ведь интересный казус: главный персонаж совершает преступления -  угон автотранспорта, что карается Уголовным кодексом, а он вдруг положительный герой. И это задолго до горбачёвской перестройки! Да, закончилась к тому времени хрущёвская оттепель, полосонули брежневские заморозки, т.е. начиналось время, которое назовут застоем. И вот такой фильм оказался первым, и в своём роде последним, где по схеме сюжета: скромный, добросовестный служащий Госстраха решил бороться с взяточниками, жуликами и ворами, лишая их движимого имущества. Этот Юра был явно не от мира сего, как сейчас сказали бы – лузер. Даже его подружка Люба (О.Аросева) говорит ему: «Посмотри на себя – ты же идиот!» Однако у Деточкина есть цель. Он методично делает своё «чёрное дело» и он определённо счастлив. И его не сможет убить серая «совковая» действительность, поскольку человек борется с пороком весьма своеобразным методом, каким бы лузером по жизни он не казался. Наверное, как раз-то чёрно-белый окрас картины здесь не случаен.

Как бы там ни было, кинолента получилась со знаком качества на все 100% и даже более. И сейчас мы оцениваем её рейтинг исключительно в 5 звёзд и 10 баллов из 10, а количество посмотревших уже не поддаётся исчислению. Таких фильмов было немного. Но счастье в том, что они были и в том, что остались с нами навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий