"Сегодня или никогда" - накануне вчерашнего матча со "Спартаком" эти слова вновь и вновь повторяли футболисты и многие тысячи поклонников лиссабонского "Спортинга". У команды Аугушту Инасиу не было альтернативы: любой другой результат, кроме победы, лишал ее шансов на продолжение борьбы в Лиге чемпионов, фактически оставляя надежду лишь на то, что удастся немного подзаработать в последних двух играх группового турнира.
Неподалеку от главного входа на стадион "Жозе Алваладе", прямо как когда-то у нас в Петровском парке, несколько десятков поклонников "Спортинга" - уже не самого юного возраста - горячо спорили, разбившись на небольшие группы, о судьбе предстоящего поединка. По отрывкам фраз нетрудно было понять, что главный вопрос спорщиков: кто будет забивать "Спартаку"? Особенно усердствовал невысокий старичок с седыми бакенбардами и свернутой в ладони газетой: "Если Са Пинту сегодня не забьет, пиши пропало!" Намек ясен: до вчерашнего дня у "Спортинга" в Лиге чемпионов голы были на счету лишь двоих футболистов - уже упомянутого Са Пинту (3) и центрального защитника бразильца Андре Круза (2).
В Португалию прибыли около двухсот поклонников красно-белых. Полторы сотни прилетели на самолете, который специально для них был арендован ФК "Спартак". Остальные добирались на самый край Европы какими-то своими путями. Большинство наших болельщиков поселились в пригороде Лиссабона Эшториле в гостинице, расположенной неподалеку от Атлантического океана. Утром в день игры самые закаленные решили искупаться на глазах у изумленных португальцев. Температура воды была 14-15 градусов, но ни это обстоятельство, ни наличие холодного течения не смутили отчаянных "спартачей". За их заплывом наблюдала и часть футболистов "Спартака" - они отправились к океану, чтобы полюбоваться живописным пейзажем. Поддержать нашего чемпиона на "Жозе Алваладе" приехали посол России в Португалии Геннадий Тарасов и, конечно, Дмитрий Аленичев. Полузащитник "Порту" поделился с нами своим прогнозом: "Думаю, будет ничья - 1:1. Мне кажется, взять очко в Лиссабоне проще, чем в Леверкузене. Для "Спартака" это будет неплохой результат, который повысит шансы нашей команды на выход в следующую стадию".
В Португалии безумно любят корриду. Тем не менее осенью 98-го местные законодатели - видимо, сжалившись над беззащитными животными, - запретили матадорам убивать быков. Осенью 2000-го, а точнее 17 октября, болельщики "Спортинга", собравшиеся в зеленой чаще стадиона "Жозе Алваладе", требовали от лиссабонских "львов" разорвать на части" Спартак".
Да, португальцы жаждали крови, а чтобы она в действительности не пролилась на поле, 42-летний английский арбитр Грэм Барбер, впервые взявший в руки свисток в 16 лет, на утреннем совещании с участием представителей соперничающих сторон попросил их призвать футболистов соблюдать вечером правила fair play - честной игры. Плюс судья надеялся, что игра эта получится не только честной, но и динамичной.
Первыми в 17.40 по местному времени на стадион прибыли спартаковцы. Ровно через четверть часа, как и положено по регламенту Лиги, в раздевалку вошли их соперники, которые вскоре приступили к разминке. Настроены португальцы были по-боевому, двигались легко - похоже, успели сбросить усталость после субботнего матча с "Авишем". Ну а спартаковцы и вовсе должны были соскучиться по любимой игре - ведь последний раз они выходили на поле аж 1 октября, когда в течение 60 минут играли в Новороссийске вдесятером и тем не менее учинили разгром "Черноморцу".
"Мы бразильцев не боимся, но и они нас тоже", - эту крылатую фразу легендарного Николая Озерова я вспомнил в тот момент, когда поднимался, словно скалолаз, по крутым ступенькам стадиона на самую галерку в ложу прессы. А еще подумал о том, что "Спартак", конечно же, не должен спасовать перед уже один раз обыгранным им чемпионом Португалии - при том что и тот, в свою очередь, не будет комплексовать перед чемпионом России, которому в Москве, по словам тренера Аугушту Инасиу, лиссабонцы не уступили ни в чем - кроме счета. Счет тогда сделал вышедший на замену во втором тайме Маркао. Но, видимо, решив не повторять эксперимент, к которому португальцы были готовы, Олег Романцев бросил бразильского форварда в бой с первой минуты игры. Как, впрочем, и Баранова, заменившего в Лужниках Штолцерса. Словом, перед трибунами "Жозе Алваладе" "Спартак" предстал тем составом, который в Москве обеспечил перелом в игре.
Инасиу, естественно, усилил атаку с помощью Жоао Пинту и Альберто Акосты, портреты которых можно было увидеть едва ли не на каждой улице Лиссабона. Однако не Жоао Пинту, не Акоста, а вратарь Шмейхель был самой заметной фигурой у португальцев в первые 45 минут игры. Едва она началась, как датчанин на 30 метров вышел из ворот, чтобы пробить штрафной, словно без него защитники этого не сделали бы. Вскоре Шмейхель вновь решил позабавить публику, на грани риска для собственных ворот сыграв с партнером в "стенку". А когда на 10-й минуте лиссабонцы получили право на штрафной метрах в 20-ти от ворот соперников, неугомонный голкипер "Спортинга" примчался в центральный круг и оттуда давал ценные указания Са Пинту, который готовился к удару.
Под стать Шмейхелю вел себя и Аугушту Инасиу. У него не выдержали нервы, когда он сначала накричал на защитника Руй Жоржи, а потом, усадив его на скамейку, продолжал объяснять, как нужно было играть против спартаковцев, чтобы уберечь ворота от гола. Лиссабонцы этого сделать не смогли. Более того, чтобы вскрыть ворота Шмейхеля, красно-белым потребовалось всего лишь 15 минут. Они разыграли многоходовую комбинацию, в ходе которой мяча поочередно касались Безродный, Титов, Робсон, Титов, Безродный и снова Титов. В конце концов капитан "Спартака" с левого фланга послал мяч во вратарскую площадку соперника, где его подкараулил Димаш и неловким движением переправил в сетку - на глазах у обезумевшего Шмейхеля, который забился в угол, закрыв лицо руками.
Вот ведь как оно получается: в субботнем матче с "Авишем" Димаш покидал поле героем, забив два мяча и сделав одну голевую передачу. Вкус к голам он сохранил до вчерашнего дня. Но к собственному несчастью, на этот раз срезал мяч не в чужие, а в свои ворота. Как бы то ни было, а португальцы, как и во всех предыдущих матчах, первыми забили гол. С той только разницей, что во встрече со "Спартаком" они после него оказались в незавидной роли отыгрывающихся.
Пропущенный мяч лишь раззадорил лиссабонских "львов". И они ринулись к штрафной площади "Спартака". Вот Филимонов выручает команду после удара Акосты. Вслед за этим уже Филимонова выручает Тчуйсе, который головой выносит с линии ворот мяч, отправленный туда тем же Акостой. И, наконец, на 42-й минуте на помощь вратарю приходит Безродный, который опять-таки головой выбивает мяч из пустых ворот после удара Бету.
Перерыв был спартаковцам как никогда кстати. Они перевели дух, успокоились и, едва начался второй тайм, образно говоря, взяли быка за рога. На 52-й минуте Тчуйсе, своевременно подключившись к атаке, пробросил мяч в штрафную "Спортинга", где несколько защитников португальцев не сумели его поделить между собой. Самым проворным оказался Маркао, который откинул мяч под удар Титову. Капитан "Спартака" несильно, но расчетливо выстрелил в нижний угол. Попытка Шмейхеля спасти ситуацию завершилась повторным фиаско. 2:0 !
Хорошим пророком оказался бывший вратарь "Спартака" Станислав Черчесов. За час до начала матча он позвонил мне из Вены и сказал, что москвичи могут отдать сопернику территорию, но ни в коем случае не инициативу. А поскольку обе команды схожи в том, что делают ставку на атакующий футбол, у вратарей хлопот будет больше обычного, и скорее всего судьба матча будет в их руках. По существу так оно и получилось. Но если Шмейхель обращал на себя внимание лишь эксцентричными, на грани клоунады, трюками, то Филимонов стоял как стена, словно доказывая, что 20 дней назад в Лужниках с ним произошел несчастный случай - не более того.
Португальцы пошли ва-банк, оголили свои тылы, а при такой игре, когда одной команде нечего терять, всякое может случиться. И глядя на то, как молниеносно развиваются события на поле, как жаждут португальцы спасти игру, на память мне пришли слова великого Иохана Кройфа: "По-моему, в команде должны быть один-два футболиста, имеющие особо доверительные отношения с тренером. Это как раз те игроки, кто вместе с тренером (естественно, последнее слово остается за ним) выбирают тактику на тот или иной матч: те, кто готов на поле помочь команде выполнить поставленные тактические задачи; те, наконец, кто в любой момент в состоянии по просьбе тренера изменить игру: сменить темп, рисунок... Кому это по силам? Только звездам. Правда, существует мнение, что роль личности в современном футболе стала менее значимой, чем прежде. Это абсурд, невежество. Личности в футболе во все времена были и остаются на первом плане..."
Как бы подтверждая слова Кройфа, в самые трудные для "Спартака" минуты на первый план вышел Титов. Как и подобает истинному лидеру и первому помощнику тренера, он не только дирижировал темпом и обеспечивал связь между звеньями, но и отважно, когда того требовала обстановка, брал игру на себя. И если бы великий голландец был во вторник на стадионе "Жозе Алваладе", он наверняка аплодировал бы капитану "Спартака", как это делали не только болельщики красно-белых, но и поклонники лиссабонских "львов". Уверен, что и президент Португалии Жоржи Сампайу, преданный почитатель "Спортинга", находясь дома у телевизора, воздавал должное Титову и его партнерам по команде. И он, как и мы, вовсе не удивился, когда не кто-нибудь, а именно капитан "Спартака" поставил последнюю - победную - точку в этом увлекательном матче, забив головой третий мяч в ворота знаменитого Шмейхеля.
Браво, "Спартак"! И спасибо! За блистательную победу и за прекрасную игру !
Еще в июле "Спартак" производил впечатление силы, которую не так-то просто будет обуздать даже лучшим европейским клубам. Начавшаяся в это время реконструкция состава хотя и вызвала временные трудности, лишь упрочила нашу надежду. Олег Романцев готовил к Лиге чемпионов новую команду - и по именам, и по игровому почерку. Многие, впрочем, выражали сомнения в успехе эксперимента, а когда выпал жребий, и вовсе приуныли. Но "Спартак" начал побеждать, невзирая на имена, титулы и супербюджеты противников. И после четвертого тура на 99,99 процента решил задачу выхода в следующий этап. Таких блестящих показателей он не добивался с осени 1995 года. Впрочем, соперники тогда были иного калибра - не чета "Реалу", "Байеру" и "Спортингу".
Сегодня мы с нескрываемым удовольствием считаем очки, изучаем турнирный расклад. Нам, изголодавшимся по большим победам, это простительно. Но сами спартаковцы должны выбросить из головы расклады и цифры. По-прежнему единственно приемлемым остается декларированный Романцевым принцип - победа в каждом матче. Над "Байером", "Реалом" и так далее. Если думать о том, что "Байеру" можно проиграть с разницей в два мяча, это будет кощунством над самой победой в Лиссабоне. "Спартак" должен в совершенстве овладеть психологией победителя, клуба, заметно укрепившего свою репутацию в Европе. Только в этом ключ к новым, еще большим успехам. Теперь мы вправе требовать от нашей команды первого места в группе - не только почетного, но и более перспективного с точки зрения рассеивания клубов на следующем этапе. В Лиссабоне "Спартак" чувствовал себя, как дома. Так бы и везде - по всей Европе ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий