Михаил ПУКШАНСКИЙ
Итак, событие, которого мы ждали пять лет и в котором не сомневались вот уже целую неделю, свершилось. В итоговой таблице группы "А" "Спартак" окажется выше "Байера" и "Спортинга". Вчера он досрочно оформил свое участие во втором этапе очередного розыгрыша Лиги чемпионов. Но как же нелегко дался этот последний шаг ! И это при том, что в первые полчаса игры сомнений в благополучном исходе не возникало. А вот затем "Спартак" на какое-то время скис. Этого оказалось достаточно, чтобы "Байер" одержал вторую победу в турнире, но не более того - шанса обойти "Спартак" немцы все-таки не получили. В результате каждая команда добилась своего: "Спартак" пошел дальше, а "Байер" упрочил собственную репутацию и репутацию своего нового тренера в глазах болельщиков.
К чести москвичей, в минуты, когда судьба путевки в следующий раунд висела на волоске, они не стали уповать лишь на оборону в надежде сохранить стратегически устраивавший их счет. Наоборот, пошли вперед большими силами: Калиниченко, Робсон и Баранов имели все шансы отыграть пропущенный мяч. Увы, не хватило хладнокровия. Конечно, чрезвычайно давила значимость матча. Но ведь впереди у "Спартака" будет немало таких встреч, и хочется, чтобы игра команды стала более цельной. А волнение, робость, суетливость, непростительное расточительство голевых эпизодов должны окончательно остаться в прошлом, пусть и недавнем, когда "Спартак" был на задворках футбольной Европы. Теперь он в лидерах, и с него особый спрос. Это, безусловно, чувствуют и сами игроки. Иначе их реакция на финальный свисток поляка Войчика была бы куда более бурной. Но сегодня спартаковцы не в праве радоваться такому, пусть и устраивающему их счету. И это правильно !
Группа респектабельных немецких болельщиков занимала места на одном из элитных секторов "БайАрены". Элегантно одетый блондин среди других зрителей почти не выделялся. Разве что красно-белый шарф с символикой "Байера" на шею не повязал, хотя эти цвета ему не менее близки, чем завсегдатаям леверкузенского стадиона. 44-летний Сергей Шавло прибыл из Вены еще накануне, преодолев на своем автомобиле без малого 800 километров. Поспел как раз к вечерней разминке москвичей: кумир спартаковских болельщиков 20-летней давности не мог упустить возможность увидеть родную команду.
"Когда "Спартак" играет где-то поблизости, обязательно выбираюсь на матчи", - сказал нам Шавло, вновь вернувшийся в футбол после некоторого перерыва. Сейчас он тренирует клуб третьего австрийского дивизиона, базирующийся под Веной: хоть на отсутствие авторитета и репутации не жалуется, профессиональную тренерскую карьеру решил начать с низшей лиги. Мы попросили Сергея оценить шансы "Спартака" в Леверкузене. И вот что услышали в ответ: "Я внимательно слежу за футбольными событиями в соседней Германии. "Байер" - мощная команда, и ее неудачи в Лиге чемпионов не должны вводить в заблуждение. Если у немцев пойдут навесы и прострелы, нашим придется несладко. Впрочем, "Спартак" набрал ход и в состоянии навязать свою игру даже самому агрессивному сопернику".
Перед матчем болельщики "Байера" говорили только о победе. От Руди Феллера ждали очередного чуда (кстати, здесь его называют не иначе, как мировым рекордсменом: ведь раньше никто из тренеров в течение трех месяцев не дебютировал сразу в трех таких соревнованиях, как отборочный турнир чемпионата мира. Лига чемпионов и первенство бундеслиги). Время игры приближалось, а Феллер по-прежнему темнил с составом. "Не секрет, что некоторые наши футболисты не в состоянии проводить важные матчи каждые три дня, - заявил он вчера утром. - Вот поэтому-то я пока и не решил, кого брошу в бой". Под сомнением было участие во встрече защитника Роберта Ковача, который из-за гриппа в понедельник вообще не тренировался, а во вторник провел лишь легкое занятие. Зато все было ясно с голкипером. "В следующих трех матчах "Байера" сыграет Адам Матысек, пообещал Феллер. - Не вижу причин, по которым после удачной игры с "Боруссией" он должен садиться на скамейку запасных". Очевидно было и то, что леверкузенцы выйдут на поле с тремя нападающими.
Игроки "Байера" не скрывали, что больше других в составе "русской "Баварии", как в Германии называют "Спартак", опасаются Егора Титова. В последние дни местные газеты много писали о нашем плеймейкере, заполучить которого хотят ведущие европейские клубы. К примеру, по данным Bild, "Лидс" был готов выложить за Титова 12 миллионов фунтов стерлингов, тем не менее Олег Романцев ответил на предложение англичан решительным отказом. Сейчас, как утверждает Kicker, интерес к Титову одновременно проявляют два популярных клуба бундеслиги.
Дождь принято считать спартаковской погодой. А как насчет ливня? Тот, который обрушился на "БайАрену" перед самым началом матча, мог смутить кого угодно. Но только не "Спартак", уже заявивший о себе в Европе в полный голос, или болельщиков "Байера", которые не отвернулись от своей команды несмотря на недавние скандальные события. Уютный стадион в Леверкузене вчера был полон, как и во всех семи домашних матчах нынешнего сезона. После победы в Лиссабоне Олег Романцев предпочел уже опробованный график подготовки. Состав, тоже по обыкновению, менять не стал. На поле вышли те же 11 игроков, которые начинали и матч против "Спортинга". В немецкой команде, по сравнению со встречей недельной давности, изменения хоть и произошли, но весьма незначительные. Если тренеры и готовили друг другу сюрпризы, то выявить их должна была сама игра.
"Байер" начал ее с явным намерением сразу же взять инициативу в свои руки. Передачи в исполнении леверкузенцев были неторопливы, зато точны. На этом, видимо, настаивал Феллер. Более того, хозяевам удалось усыпить бдительность соперников, и тут же последовал удар Кирстена головой с близкого расстояния. В дальнейшем Баранов несколько раз проиграл позицию на правом краю, да и вообще москвичи в первые минуты не слишком удачно переходили из обороны в атаку. А потом наши защитники - сначала Тчуйсе, потом Ананко - выступили в роли разыгрывающих. Однако Робсон угодил в офсайд, а Баранов пробил по воротам очень слабо.
При этом давление со стороны немцев не было каким-то особенно мощным. "Байер" атаковал, скажем так, меланхолично и лишь эпизодически приближался к воротам Филимонова. К примеру, на 14-й минуте Живкович после выброса мяча из аута пробил над перекладиной. И буквально тут же Ринк нанес удар головой - вновь неточно. Защитники "Спартака" играли в традиционной манере. Персонально форвардов "Байера" они не опекали, но получалось так, что Нойвилл чаще всего оказывался в зоне Ковтуна, Кирстен - Парфенова, а Ринк Тчуйсе. Когда кто-то не успевал за своим визави, соперников встречал Ананко. Настоящую угрозу чужим воротам москвичи создали на 16-й минуте, когда Булатов нанес удар с 18 метров, а Маркао и Робсон попытались добить скользкий мяч. Увы, не получилось. Через три минуты "Байер" ответил еще более острой атакой: Зе Роберто обманул на левом краю сразу нескольких наших защитников, и Баллак врывался в штрафную без всякого сопротивления. Он успел отдать мяч Кирстену, но Парфенов самоотверженно бросился под удар.
Но в середине тайма началась совсем другая игра. Спартаковцы стали действовать раскованно и инициативу перехватили. На 26-й минуте Парфенов вывел к воротам Маркао, но тот принялся обыгрывать соперника. Исправиться форвард решил дальним ударом - промах. Трудно сказать, как не попал в ворота Безродный, когда Баранов с Титовым создали ему абсолютно беспроигрышный момент. В эти минуты "Спартак" действовал с азартом, изящно, а порой даже изощренно. "Байер" растерялся. Его игроки одну за другой допускали нелепые ошибки. И даже акробатический этюд в исполнении Ринка выглядел на этом фоне весьма бледно. Однако он стал сигналом к новому наступлению "Байера", которое продолжалось до конца тайма.
Защитники "Спартака" трижды самоотверженно бросались под мяч с тем, чтобы преградить ему путь после удара Ринка, Нойвилла и Кирстена. Был еще эпизод, как две капли воды похожий на тот, что произошел в московском поединке этих команд: судьи вновь не пожелали фиксировать офсайд у нескольких игроков "Байера". Но если в Москве спартаковцев выручил Парфенов, то здесь явно перемудрил Ринк, и Филимонов с повторной попытки забрал мяч. Еще раз страж наших ворот выручил на самых последних секундах первого тайма, когда с правого фланга опасно атаковал Нойвилл.
На второй тайм хозяева вышли раньше наших. Пока игроки энергично подбадривали друг друга, Феллер и его помощники устроили у кромки поля небольшое совещание. Как знать, не обсуждали ли они, как перестроить игру в связи с заменой Ринка. Видимо, Феллер не простил бразильцу с немецким паспортом упущенного на последних минутах первого тайма момента. Вошедший в игру Ожигве сразу бросился "обрабатывать" спартаковцев - сначала от нигерийца досталось Булатову, а затем Тчуйсе. Начало второй половины было очень похоже на тот же отрезок первой 45-минутки. Только теперь "Байер" не просто владел инициативой, а еще и создавал опасные моменты. У ворот Филимонова начались самые настоящие неприятности. Первым серьезным сигналом стала ошибка Тчуйсе, упустившего Кирстена. К счастью, грозный снайпер получил мяч почти у лицевой линии, и Филимонов легко отвел угрозу. Но тут же последовал угловой, после него в штрафной москвичей возникла легкая паника, и как итог - решение Войчика назначить свободный удар прямо рядом с одиннадцатиметровой отметкой за опасную игру. Рамелов отбросил мяч Баллаку, который могучим ударом вогнал его под перекладину.
Трибуны "БайАрены" взорвались от восторга и погнали своих любимцев на новый штурм. И тут совсем некстати занервничал Филимонов. Хорошо, что его подстраховал Баранов, иначе Живкович наверняка не промахнулся бы по пустым воротам. Романцев понял, что настало время вносить коррективы. И вместо Маркао бросил в бой Калиниченко. Однако должного эффекта эта замена не дала. "Спартак" в эти минуты напоминал боксера, зажатого в углу ринга. Защитники отбивали мяч наобум, а между линиями появились дыры. В одну из них на 60-й минуте ворвался Рамелов. Белокурый полузащитник эффектно обыграл Ананко, но, к счастью для спартаковцев, удар у него не получился. А уже в следующей атаке мог забить Кирстен - его оставили без присмотра.
На этом кошмарная для красно-белых 15-минутка завершилась. "Спартаку" удалось отодвинуть игру от своих ворот и заставить хозяев бегать без мяча. Понимая, что нужно рисковать, Феллер выпустил еще одного нападающего - Брдарича. Опасные моменты стали возникать то у одних, то у других ворот. И первым, кто заставил спартаковских болельщиков разочарованно схватиться за голову, был Калиниченко, которого снабдил мячом Безродный: украинский полузащитник послал мяч намного выше ворот. А затем спартаковской торсиде впору было не за голову хвататься, а принимать валидол. Виноват в этом был Робсон: как бразилец не сумел переиграть Матысека, предварительно обокрав Живковича, наверное, не сможет объяснить никто и никогда. У Робсона было множество вариантов, но он выбрал самый худший, пробив прямо в руки голкипера.
А затем демонстрировать свое мастерство пришлось уже Филимонову. Первый номер москвичей отразил опасные удары Живковича и Брдарича ценой травмы. Пока прибежавшая к воротам медицинская бригада красно-белых пыталась оказать вратарю экстренную помощь, "Спартак" дважды мог сравнять счет. Но Матысек, до этого действовавший не совсем уверенно, на этот раз продемонстрировал класс. Ни Булатову, ни Баранову пробить его не удалось. "Спартак" проиграл, но несмотря на это обеспечил себе участие в следующем раунде Лиги чемпионов. Что, согласитесь, большой успех.
Пять лет этого ждали. И вот наконец-то дождались ! "Спартак" Москва - во втором круге Лиги чемпионов. В такие мгновения всем действующим и сопереживающим лицам - игрокам, тренерам, болельщикам, журналистам - полагается поднимать бокалы и пьянеть от счастья...
Но, как говорится, повод есть, а пить не хочется. Ликования на душе нет. Ни у футболистов, которые после финального свистка даже не подумали сделать радостную кучу-малу, - наоборот, это игроки "Байера", обеспечившие себе выход в Кубок УЕФА, заключали друг друга в объятия. Ни у Романцева, который уже на послематчевой пресс-конференции провел жесточайший анализ игры. Ни у болельщиков, которые в Интернете сразу же взялись за нелицеприятный разбор отдельных игроков - а ведь когда они по-настоящему счастливы, то великодушно отпускают грехи каждому. В среду за полночь об этом не было и речи. Потому что до перерыва матча в Леверкузене "Спартак" чеканно, по-лиссабонски, маршировал к парадной двери второго этапа Лиги, а во втором тайме он туда... полз. А поражению, пусть даже и с победной "начинкой", могут радоваться только слабые люди.
И кому, как не Романцеву, понимать, насколько хрупка еще зарождающаяся у его новой европейской команды психология победителя. Да и откуда ей по большому счету взяться? Вдумаемся: самая яркая на сегодня спартаковская звезда Егор Титов не вышел из группы в Лигах чемпионов последних двух лет, проиграл "Кошице" в квалификации Лиги-97/98, в молодежной сборной Михаила Гершковича не добрался до Олимпиады в Атланте, а в национальной команде не вышел в финал Euro-2000. Это вовсе не в упрек Титову сказано. А только чтобы понять, какие Авгиевы конюшни поражений приходится сегодня расчищать Романцеву. "Спартак" - не "Милан" и не "Бавария", каждый новый его проигрыш - даже такой "невинный", как в Леверкузене, - откладывается в подсознании игроков, наносит внешне незаметный, но, по сути, страшный психологический удар.
С каждым годом, отдаляющим его от карьеры игрока, Романцев становится все более требовательным и бескомпромиссным. Сейчас уже кажется нереальной ситуация пятилетней давности, когда, объясняя неуверенную игру сборной на Фарерах, он сослался на сильнейший островной ветер. И фразу 93-го, кажется, года о спартаковском "ученичестве" в Лиге чемпионов Романцев, уверен, больше не произнесет никогда. Иначе после матча в Леверкузене он обнимал бы своих футболистов, а не подвергал их нещадной обструкции. Но в этом-то как раз и есть главный повод для нашей радости. Потому что только так можно заставить этих парней понять: успех в спорте - это только абсолютная победа. А побед относительных не бывает. Сегодня ликования нет. И это хорошо !
Комментариев нет:
Отправить комментарий