В к/т «Космос» состоялась премьера военной драмы «Битва за Севастополь». Радужные ожидания от просмотра, увы, не оправдались. Мы привыкли к такой грустной обыденности, что если премьера в «Космосе» то, как правило, полная лабуда. Исключения теперь крайне редки. Но всё равно идём смотреть по принципу : ну а вдруг что-нибудь да классное ! Эх…
Если говорить о новом фильме, то напрашиваются только сравнительные моменты и аналогии с другими подобными кинокартинами. Заметим, что некоторые актёры, включая Евгения Цыганова, уже пересекались в ленте «Брестская крепость» (2010). Почему-то критика этот фильм встретила прохладно. Однако фильм удачный, и с этим мало кто спорит. Патриоты так вообще могут считать его за эталон. А вот новая лента про Севастополь и снайпера в юбке куда как слабее и с «крепостью» даже рядом стоять не может.
Несоответствие сюжету есть уже в самом названии. Ведь главный персонаж картины - снайпер Людмила Павличенко, а вовсе не тема севастопольской обороны. Да и город Севастополь появится только во второй половине фильма. Кино ощутимо затянуто, - более 2-х часов, и сюжетная сердцевина явно утрачена. Большая часть внимания зрителя задерживается на рубежах обороны Одессы. Тут и подготовка снайперов, и первое боевое крещение, и отнятые Людмилой жизни противника. Севастопольская битва идёт затем как бы на прицепе, по течению сюжета. Но битвы-то мы и не увидели. Кроме работы снайпера Павличенко показана только бомбёжка вражеской авиацией советских судов. Но тут ничего сложного : компьютерные самолёты бомбят компьютерные корабли. В голливудском блокбастере "Пёрл – Харбор" мы видели, в принципе, то же самое, только куда круче и затратнее, хотя сам фильм, надо признаться, дрянь.
А если задать вопрос : какой самый лучший фильм снят про советских снайперов ? – я отвечу не задумываясь: "Враг у ворот" (2001) Англия-Германия-США. Наши патриоты это кино встретили в штыки, но на них начхать. Я всегда спрашивал : почему же ни в СССР, ни в самостийной России не снято вообще ничего про легендарного снайпера Василия Зайцева ?
Вот европейцы с американцами и заняли пустующую нишу. Несмотря на некоторую стереотипность советских персонажей, кинолента сделана безупречно. В течении 2-х часов идут локальные баталии сталинградской эпопеи, а главная тема - снайперские поединки враждующих сторон. Есть и главная развязка : наш Зайцев смог завалить немецкого супер-снайпера майора Кёнига. Короче, наши победили, хоть наших играли и показывали совсем не наши.
А что же гениального увидим на подобную тематику в нынешней России ? А ничего. У нас только могут снимать патриотические поделки и раскручивать их на премьерах к юбилейным датам. И о том, что вдруг получится шедевр, уже не идёт и речи. А средства тратятся колоссальные, но зачем ? Этот вопрос всегда без ответа. Кстати, "Битва за Севастополь" снимался при участии Украины. Всё же снайперша была из Киева, да и фамилия ее - Павличенко. Нетрудно догадаться, что съёмки проходили до начала всем известных политических событий. Казус фильма получился в том, что он разделил нас на две эпохи : до и после. Эпоха "до" была замечательной и романтической даже в годы войны, когда русские и украинцы не ощущали меж собой никакого различия, и поэтому победили общего страшного врага. Эпоха "после" сделала братскую доселе Украину недружественным государством и так, похоже, навсегда. На Украине теперь даже не празднуют 9 мая. Кто раньше мог такое представить ?
Но вернёмся к фильму. В нём всё вторично и условно. Всё схематично и предсказуемо. Ну а сцена, где наша снайперша угрохала немецкого коллегу по цеху, снята довольно-таки топорно. И упомянутый выше «Враг у ворот», конечно же даст здесь сто очков вперёд.
"Сколько людей вы убили ?" - спрашивают американцы у Павличенко на пресс-конференции. "Не людей, а фашистов" - уточняет она и называет цифру - 309. Янки тут же нарекли её ярким эпитетом «Леди Смерть». Ну а почему немцы такие плохие, что их нужно массово отстреливать ? (К слову, весьма скандальный базар недавно возник на эту тему в интернете.) В новом фильме не показаны зверства фашистов против мирного населения, нет даже ни одного повешенного еврея. Всех немецких солдат и офицеров мы видим не на первом плане, также не показан ни один пленный. На этом фоне садисткой выглядит как раз наша снайпер, решившая убить немецкого связиста по частям, т.е. в ногу, руку, затем в голову. Создатели ленты совсем не учитывают, что нынешняя молодёжь так «хорошо» разбирается в истории Великой Отечественной, что ей надо всё разжёвывать с чистого листа, а что уж говорить про молодёжь украинскую ?
Таких нестыковок в этом кино немало, а стереотипность порой вообще убивает. Съёмки батальных сцен местами напоминают компьютерные игры. Справедливости ради отметим, что создатели всё же в чём-то старались и, наверняка, хотели как лучше, да вот получилось как всегда. Единственно, что мы узрели во всём реализме, так это как всю тяжесть боёв вынесли простые бойцы, а не генералы и, тем более, партийные идеологи. Сюжетную линию сильно выручают вечерние пейзажи американских мегаполисов и моменты бесед Людмилы и Элеоноры Рузвельт. Они вроде как даже стали подругами, но роль Павличенко в открытии Второго фронта, конечно же, сильно преувеличена. Но в этом случае патриотическая клюква вполне уместна, иначе кино вообще не имело бы смысла.
«Леди Смерть» Людмила, бесспорно, приближала нашу победу. Но мы знаем, что Красная Армия всё равно выиграла войну подавляющим численным превосходством. Наши правители и командующие не жалели солдат настолько, что удивляли даже врагов. А что касается современной практики выпуска героического кино совместно с Украиной, то почему-то всегда выходит нечто ущербное. Припомним и «Тараса Бульбу», и сериал «Сильнее огня» (это совсем уже ниже плинтуса), а теперь так и вовсе у нас дружба врозь. Но мы, как всегда, будем ждать и надеяться : а вдруг что-нибудь стоящее сварганим вместе с хохлами ? А то у нас в памяти только фраза из криминального шедевра «Брат-2»: «Вы мне гады ещё за Севастополь ответите !» Они уже ответили. Теперь дело за нами.
Абрамович Николай, Оренбург 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий