20 января 2016 г.

“Michelle, ma belle…” - тебе уже полтинник !

Полвека набежало в декабре, как вышел в свет битловский альбом “Rubber Soul”. В нём содержится немало хитов, в том числе и нетленная “Michelle”.


Если вести речь о нетленных хитах “The Beatles”, то это дело весьма затруднительное. Этих хитов не то, что десятки, - их не меньше сотни. А если элементарно прикинуть: раз песня “Yesterday” имеет больше всего кавер-версий, то это и есть самый лучший хит легендарной четвёрки? Вовсе не обязательно. Beatles, наверное единственная команда (не только из прошедшей эпохи), имеющая беспрецедентное количество хитов, где просто невозможно выделить самый-самый. Ну а их поклонники могут порвать глотку, доказывая право любимого бестселлера на №1. Например, наш Николай Расторгуев тоже битломан и считает, что самая лучшая песня ХХ века это “Here, There And Everywhere” из альбома “Revolver” (1966). Будем считать, что он по-своему прав, и спор на эту тему лишён всякого смысла.



А в том далёком 1965 году обозначился некий водораздел во всей рок- и поп-музыке. Это был рубеж, определённая грань, делившая музыку и связанные с ней события на «до» и «после». Шёл процесс отмирания одних стилей и зарождения других; появления новой музыкальной моды и новых кумиров; появления новых технических возможностей и, в первую очередь, полноценного stereo-звучания. The Beatles тоже менялись, как и все, а 1965 стал для них самой настоящей золотой серединой. Два великих альбома этого года: “Help!” и “Rubber Soul” вроде равноценны, типично битловские, но в то же время есть и характерные отличия. “Help!” как бы подвёл черту под прошлым, символизируя прощание со стилем мерси-бит (а ведь Beatles здесь были эталоном!) и с ливерпульским периодом, а “Rubber Soul” стал шагом в будущее. Он вообще считается образцовым за всю карьеру группы, хотя для многих битломанов это весьма спорно. Как упоминалось, у каждого из них есть своя топ-песня и свой топ-диск. И если самую заигранную до дыр “Yesterday” обожают даже не все битломаны, то есть одна песня – “Michelle”, перед которой преклоняются уж явно все.

Начнём с того, что после прослушивания песни сразу возникает удивление: надо же, как всё просто и великолепно! Действительно, всё гениальное просто, как и другие великие хиты “Beatles”. Также, на удивление просто, сочинялась и сама “Michelle”, только история возникновения песни не совсем простая и заслуживает отдельного повествования.

Тогда в 60-е, в Англии и в самом Ливерпуле ещё сохранялся особый интерес к французской культуре. А большим шиком на вечеринках считалось, если кто-то может хорошо исполнить что-нибудь на французском. И вот в разгар 1-й половины 60-х, на молодёжной ливерпульской тусовке, где присутствовали Джон Леннон и Пол Маккартни, один студент что-то напевал по-французски. Правда он жутко лажал, да и его прононс оставлял желать лучшего. Как только этот «шансонье» удалился, Маккартни взял гитару и сходу забацал на него пародию, намеренно картавя, не зная ни слова по-французски. Однако, из шутливой импровизации начинало кое-что вырисовываться и всем присутствующим это понравилось. Прошло несколько лет и «битлы» были уже на вершине славы, как Джон вдруг спросил:

- Помнишь ту вещь, которую ты играл на вечеринке у Митчела? (это учитель Д.Леннона)
- Да, - ответил Пол.
- Хорошая мелодия, нужно с ней что-нибудь сделать.

И работа пошла. Маккартни стремился сохранить французское настроение и определённый шарм в сочиняемой песне, но как быть с языком Бодлера и Рембо ?  Помощь оказала Ян Воган, жена школьного друга Айвена, которая преподавала французский. Пол искал фразу, где звучало бы женское имя из 2-х слогов и совсем не похожее на английское. Пол наигрывал мелодию, и Я.Воган быстро придумала ключевую фразу “Michelle, ma belle”. Ливерпульский рок-шансонье П.Маккартни сам всегда сочинял и правил текст, но здесь решил, что одной изящной иностранной фразой не обойтись. По воспоминаниям самой Ян: «Немного позже он позвонил мне и спросил, как перевести на французский фразу «эти слова прекрасно подходят друг к другу». Я ответила: это будет звучать как “sont les mots qui vont tres bien ensemble”.
Итак, текст готов. Оставалось отшлифовать мелодию. Джон Леннон, как всегда, являлся соавтором Пола, но в этой песне его участие сводилось только к блюзовой аранжировке: «Я добавил немного блюзового настроения. В противном случае “Michelle” была бы слишком простой и предсказуемой балладой». Затем Пол прописал нисходящую басовую линию в куплете и решил включить аккорд F7#9, которому его научил Джим Гетти – гитарист из магазина-студии Hessy’s в Ливерпуле. «Это был единственный джазовый аккорд, который мы знали», - вспоминает Пол.

В декабре 65-го песня вышла в свет в альбоме “Rubber Soul”. Вряд ли она выделялась как самая лучшая из 14 треков. Такой целью ливерпульский квартет не задавался вовсе. Но вдруг, в 1967 “Michelle” в США удостоилась премии Грэмми в номинации «Песня года». В те времена не было спутникового телевидения, поэтому раскрутка хитов совсем не была быстрой. Но постепенно, как из рога изобилия, посыпались кавер-версии. Французы в долгу тоже не оставались. У них певица Даниэль Денен посвящала песню с французским текстом уже, соответственно, мужскому персонажу “Michel”. А сколько же всего было этих персонажей во всём мире, разве сосчитать ?

В 1999 году компания BMI назвала “Michelle” лучшей песней 20-го столетия. А вообще, когда песня становится классикой, так сказать на века? Ведь многие шлягеры со временем забываются. Наверное, когда при первом прослушивании возникает впечатление, будто это произведение существовало всегда. Тогда уже можно смело утверждать: вот это классика! Но, погружаясь в полувековую давность, мы не перестаём удивляться: неужели незабвенная “Michelle” начиналась с обычной пародии, кто бы мог подумать ? Гениальность, действительно, не пропьёшь.

Абрамович   Николай.    Оренбург   2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий