20 января 2016 г.

Игра на выживание. Рецензия на фильм "Выживший" (The Revenant) от Николая Абрамовича.


В международном прокате, наконец-то, появилась картина, о которой много говорят, пишут, дискутируют. Одним словом – шедевр. Я тоже решил подключиться к процессу.

Итак, фильм «Выживший» - очень удачная премьера января 2016. Прокат последних лет в наших кинотеатрах зрителей явно не радовал. Кинематографический кризис сказался как на исчерпаемости сюжетов, так и на талантах создателей. Реклама пестрела астрономическими цифрами бюджетов, а зрители недоумевали: куда потратили такие бабки и зачем? А что касается жанра Western, то зритель начал уже забывать о его существовании. Предпринимаемые в 10-х годах попытки реанимировать жанр, будь то у братьев Коэнов («Железная хватка») или у Тарантино («Джанго освобождённый»), наводили на мысль, что эти  ребята влезли не в своё дело.

Да и многие американские мэтры и мастодонты, по ходу дела, начали сдуваться. И что вообще могли бы сварганить янки без талантливых иностранцев? А такие, к счастью, пока не перевелись. И среди них два именитых мексиканца: режиссёр Алехандро Г.Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки. Оба они сделали больше работ уже за пределами родной Мексики, и их обоих уже неоднократно премировали статуэткой «Оскар». И в данном случае, их творение – «Выживший» становится символическим, в том числе и по названию. Фильм будто оживляет потускневшее голливудское кино и жанр вестерна одновременно. Вдохнул он свежесть и надежду на лучшее будущее и в карьеру Леонардо Ди Каприо – исполнителя главной роли. А то ведь не очень ему в последнее время фортунит.

Если попробовать разобраться с жанром кинокартины, то это что, - вестерн ? Отчасти да, атрибуты налицо. В рекламе заявлено: приключения, драма. Возможно это ещё ближе, но если задуматься, то обнаружится интересная тенденция, что все творения режиссёра А.Г.Иньярриту не вписываются в какой-то определённый стиль или жанр. Попробуйте-ка определить жанровость его предыдущего фильма «Бёрдмэн» и попытайтесь разложить его по полочкам, как делают маститые критики. Мозги закипят от натуги, а цели можете не достичь. Вот такие неразрешимые проблемы создал нам этот мексиканец.

Но в случае с новым фильмом ситуация попроще, и можно охарактеризовать его в основном как драматический экшен. Просторы Дикого Запада, бизоны, схватки с индейцами – всё это непременные атрибуты вестерна. Однако на этом сюжет не зациклен. Здесь нет никакой лёгкости и эффектности ковбойского жанра. К тому же все мы привыкли к определённому антуражу ковбойско – индейских экшенов и приключений: шляпы, многозарядные винчестеры и кольты с одной стороны; орлиные перья, стрелы с копьями и томагавки – с другой. И эпоха должна быть соответствующей – 2-я половина XIX века. Но в «Выжившем» всё не так, кроме холодного оружия индейцев. Тут действие происходит в первой трети XIX века в бассейне реки Миссури. Точная дата – 1823 год. Ружья и пистолеты ещё пороховые, однозарядные и заряжаются с дула. Ковбойства нет и в помине, так как соответствующий регион – Техас, являлся в то время мексиканской территорией. И вот эта двухвековая давность и с полной серьёзностью повествования, заставляет зрителей оценивать фильм действительно как историческую драму, начисто лишённую всякой развлекательности. Даже попкорн не очень-то хочется жевать на таком просмотре. Это тоже показатель того, что «Выживший» совсем не заурядная приключенческая лента на два с лишним часа.

А реклама снова вводит людей в заблуждение: «Основано на реальных событиях». Но зрители немного удивлены неправдоподобностью сверхчеловеческих способностей выживания главного персонажа, которого играет Ди Каприо. И вправду, не стоило бы так морочить зрителю голову. Ведь в самом начале, когда титры идут по-английски, мы не увидели слов: inspired a true story, а только ссылку на одноимённый роман Майкла Панке. Пусть даже роман и повествует о вполне реальном зверобое по имени Хью Гласс, но не надо же забывать, что это художественное произведение, которое вполне может трактоваться по присказке: «Сказка ложь, да в ней намёк…» 

В самом деле, умению выживаемости охотника Гласса, раненого, казалось бы, смертельно медведицей гризли, а затем выжившего и на снегу, и в ледяной воде, и после падения в пропасть, - всему этому мог бы позавидовать сам Рембо, который как раз-то является героем вымышленным. Любое кино, как правило, сильно грешит по отношению к допустимой реальности. Зритель к этому привык и зачастую согласен, но только в тех случаях, когда талант создателей ленты неоспорим. Если фильм не просто интересен как постановочное действо, а является действительно искусством, а не кичем про супермена типа Джеймса Бонда, тогда, безусловно, мы поверим. 

Уже упоминалось, что таланта режиссёру и оператору «Выжившего» не занимать. Все сцены фильма они ухитрились снять одним кадром, причём без всяких спецэффектов. Нет даже столь любимых всеми замедленных кадров, когда смакуется кровавое мочилово или гибель какого-нибудь героя. Но брутальные сцены стычек и убийств здесь присутствуют в изобилии. Они сделаны вполне реалистично, со вкусом, но и без перебора. Когда индейцы племени Арикара сняли скальп с Джона Фицджеральда (Том Харди), то зрители этого и не увидели, а просто поняли, увидев его окровавленный труп в речном течении.

Натурные съёмки нас также поражают. Но Иньярриту и Любецки зрителей и тут ухитрились надуть. Всё природное великолепие, как выяснилось, заснято в Канаде. В этом был свой резон, т.к.  экология и первозданность там испорчены куда меньше чем в США, но и климат значительно суровей. Мы и так русской зимой, на премьере в кресле кинотеатра, съёживались от видов ледников в горах, снежных лавин, замёрзших рек, и вдвойне сочувствовали бедняге Хью, думая и гадая, да как же он в этой стуже сможет выжить? Он, естественно, выжил. По- другому просто никак нельзя. Ведь он должен был отомстить за погибшего сына-полукровку (супруга была индианкой из племени Пауни). Правда тема мести здесь приобретает оттенок народно-религиозной философии. «Отмщение в руках всевышнего, а не в моих», - повторяет Х.Гласс индейскую мудрость.

Теперь узнаём, что фильм уже удостоился награды «Золотой Глобус», как и Леонардо Ди Каприо за главную роль. А он вроде бы такой плейбой и кумир в основном женской половины человечества, так ни разу и не смог заполучить престижного «Оскара». Возможно, что роль брутального бородача – зверобоя Хью Гласса теперь многое изменит и следующей наградой уж точно может быть «Оскар». И если это будет, то вполне заслуженно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий