Самое прикольное, когда один мой друг (а он ещё и киноман), вдруг немало удивился : а что, разве у нас был год кино ? В том то и дело, что был, да как-то не очень заметно и не вовремя, с опозданием, наверное. Ну, скажем, в 2008-м набежало столетие российского кино. Событие прошло также малозаметно, лишь только в киножурнале "Empire" 50 наших критиков подытожили «сотню века», - 100 лучших отечественных картин.
А вот если бы годом кино объявили 2008-й, то было бы не так уж плохо. Во-первых : не было ещё на телевидении такого количества абсолютно дурацких российских сериалов, особенно на НТВ. Во-вторых : в то время мы совсем недалеко ушли от некоторых наших рекордов. Это касается фильма "Турецкий гамбит" (2005), который за один зимний сезон собрал в прокате больше, чем западные ленты. Нынче мы о таком успехе мечтать можем ? Затем, фильм "Изображая жертву" (2006) получил главный приз на кинофестивале в Риме ! Сейчас уже нам кажется - фантастика, да и только.
А теперь, к сожалению, ощущение такое, что последние 10 лет явно не пошли на пользу нашему кинематографу. Излишне говорить о том, что все бондарчуковско-михалковские шедевры, при близком рассмотрении оказались и не шедеврами вовсе. Но ведь и другие, не обласканные властью кинодеятели, тоже в каком-то кризисе, творческом ступоре или в простое. Вот и в минувшем «киношном» году, сильно не порадовал режиссёр Серебренников со своей картиной «Ученик». Это тогда, 10 лет назад, он блистал на российских и европейских просторах со своей «… жертвой». Весьма своеобразная и вульгарная трактовка режиссёром темы Гамлета заинтриговала и подкупила зрителей и критиков одновременно. И это несмотря на некий эпатаж и присутствие ненормативной лексики. А ныне мы наблюдаем, как в «Ученике» эту лексику-табу глушат запискиванием, а всё происходящее на экране воспринимается просто как эпатаж ради эпатажа и не более того.
Популярнейший сатирик Михаил Задорнов едко подшутил по поводу российских картин, показанных в год кино. Их художественную ценность он сравнил с фильмами-катастрофами, в плане того, что всё ужасно, запущено и никакого прогресса. Но, справедливости ради, я бы отметил всё-таки один проблеск. Это фильм Николая Хомерики - "Ледокол". Режиссёр авторского кино вдруг решил взяться за фильм-катастрофу и, самое главное, - у него получилось. Незадолго до премьеры "Ледокола" в кинотеатрах прошёл голливудский блокбастер "Глубоководный горизонт" о знаменитой аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе. Многие зрители были солидарны во мнении, что наш фильм куда интереснее и лучше американского. А вот это, согласитесь, уже успех, которого не было давненько. И притом, что финансирование у нас совсем не как в Голливуде. Это сказывается, - во время внимательного просмотра картины можно было заметить компьютерный айсберг и другие огрехи. Съёмки проводились не в Антарктике, как делали бы европейцы или янки, а в Мурманске. Чисто натуральное хозяйство - не отходя от дома. Но в итоге получилось удачно, и это не оспорят даже скептики.
Но другие российские катастрофы большого экрана, увы, не оправдались абсолютно. Фильм «Экипаж» хоть и стал самым кассовым из наших кинолент года, является всего лишь римейком, да к тому же полной фантастикой. Фильм «Землетрясение» из-за копеечного бюджета (хоть в титрах и указано : «при поддержке Фонда кино») практически вылетел в трубу. Сама природная катастрофа здесь длится не более 2-х минут, а всё остальное уже выглядит малоинтересным. Печально, однако, что реальная трагедия в Армении в декабре 1988 года, не зацепила зрителя, не задела за живое. И не зритель здесь виноват, а создатели ленты. Кино ведь должно быть не просто самым массовым зрелищем, но ещё и искусством. Вспомните, как говорил по этому поводу незабвенный Владимир Ильич.
Про остальные жанры особо и сказать нечего. Из военно-патриотической тематики более-менее удались только «28 панфиловцев». Но скудное финансирование сказалось и здесь, - шедевра всё равно не вышло. А вот детское кино в России вообще накрылось медным тазом. На него больше не выделяют ни копейки. Куда же и на что идут деньги в нашей культуре ? – хотелось бы спросить у совсем не уважаемого министра Мединского.
Ну, а в нашей «степной столице» - Оренбурге с особой помпой проходил фестиваль «Восток – Запад 2016». Вообще-то про этот кино-форум и то, что там демонстрируется, лучше промолчать. Но в минувшем году он был ещё не самым плохим. Это уже плюс, но всё же слабое утешение для зрителя. В драматическом театре торжественно проводились мероприятия и по открытию, и по закрытию «Года кино». Напрашивается здесь вопрос : а для кого это всё делалось ? Явно не для зрителей.
Можно констатировать не очень радостный факт : наш «Год кино» завершился пшиком. Потому что всё это - голая декларативность, а все сопутствующие мероприятия - из пушки по воробьям, не иначе. Маститый кинокритик Кирилл Разлогов заявил прямым текстом: «Год российского кино считаю бессмысленным». И мне к этому добавить нечего...
Абрамович Николай, Оренбург 2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий