7 января 2017 г.

Сороковник Люксембургского сада... Легендарному альбому Joe Dassin - “Le Jardin du Luxembourg” (1976) исполнилось ровно 40 лет !


Легендарному альбому “Le Jardin du Luxembourg”, любимому диску многих франкоманов исполнилось ровно 40 лет ! Кто был в Париже, тот наверняка видел большой зелёный массив в центре города. Это и есть Люксембургский сад. Помню, я истоптал этот садик вдоль и поперёк. Ведь тут пел мой незабвенный кумир Джо Дассен, и пел именно об этом чудесном месте. И песня и альбом так и назывались: “Le Jardin du Luxembourg”. Я поинтересовался у патрульных полицейских : а сколько времени существует этот сад ? Мне ответили: - Quatre siecles...


- Четыре столетия ? - удивился я, - Oh-la-la !
  
И кто знает, если бы не эта песня и диск Джо Дассена, стал бы этот парижский массив для нас, россиян, столь знаменитым и значимым ? А тогда, 40 лет назад, дела с французской музыкой в нашей стране обстояли совсем плохо. Хорошо если услышали кого разок по радио, а если увидели по телевизору, то вообще счастье. Это могли быть разве что Шарль Азнавур или Мирей Матье. Но если удавалось купить этих исполнителей на пластинках «Мелодии», то это была радость неописуемая. Виниловые диски везли также из-за рубежа, но стоили они страшно дорого. Но и с оригинальными пластинками Джо Дассена было всё равно туго. У нас его попросту не знали, поэтому и дисков привозили мало, по случаю. А ведь середина 70-х была для французской музыки чуть ли не самым пиком популярности. Количество соло-исполнителей и различных коллективов (групп, оркестров) зашкаливало. Но как обстояли дела в 1976 году у самого Джо Дассена ?


Очень даже неплохо. Жизнь и творчество, как всегда, на подъёме. За плечами 9 дисков-гигантов и куча синглов, некоторые из которых нынче раритеты. Большую часть 76-го года французы наслаждаются альбомом “Le Costume Blanc”(это название условное, т.к. на обложке нет заголовка, а только: Joe Dassin и всё), вышедшем в конце 75-го. Всю зиму и весну в эфире крутятся хиты с этого диска: “Il Faut Naitre a Monaco”, “Ca Va Pas Changer Le Monde”, и 2 песни за авторством Тото Кутуньо: “Salut” и “Et Si Tu N’Existais Pas”. Последняя песня – абсолютный хит и рекордно распродаётся на синглах. 

Но вот летом 76-го выходит абсолютно новый сингл “Il Etait Une Fois Nous Deux” и также становится хитом. Автор музыки – Т.Кутуньо. Песня к тому времени уже звучала в Италии, где её исполнила группа Albatros, а солировал сам Тото. Оригинальное название песни – “Monja”, и посвящена она этому женскому имени. Кто слышал эту композицию, тот помнит, что звучала она как бы по-домашнему, с небогатой аранжировкой и с хрипловатым кутуньевским голосом. И если потом уже тот же меломан слышал, как звучала эта же мелодия у Дассена, то немало удивлялся: вот это да… совсем другое дело! Так тоже бывает и нередко, когда оригинал бледнее, чем кавер-версия.


С октября месяца Джо вплотную занялся подготовкой нового альбома. Продюсер Жак Пле, учитывая популярность летнего сингла, заказывает Кутуньо ещё одну мелодию. А у Тото вдруг пробилось вдохновенье и чуть ли не на целую оперу. Французский текст сделал Клод Лемель, поэт и хороший друг Джо Дассена. Так и произвели на свет «Люксембургский сад», и альбом решили назвать аналогично. 

Запись звука и аранжировок проходила в двух столицах: Париже и Лондоне. Руководителем музыкальной труппы, которая всегда аккомпанировала Дассену, был Джонни Артей. Весь саунд песни “Le Jardin du Luxembourg” записывался в Лондоне. Д.Артей дирижировал оркестром из 60-ти музыкантов и 24-х хористов. То, что всё получилось на пять с плюсом, мы и так знаем, а иначе и быть не могло. Но ведь песня длилась ровно 12 минут ! Действительно, просто мини-опера для 2-х голосов и хора. К сожалению, имя исполнительницы женской партии даже не указали в титрах диска. Затем выясняется, что все радиостанции напрочь отвергли эту длиннющую композицию для запуска в эфир. Пришлось её урезать почти вдвое, как и для записи сингла. Но на оригинальном LP версия была, естественно, полная. В числе других суперхитов нового аьбома были: “A Toi” и “Le Café des 3 Colombes”.

А с этим «Кафе трёх голубок» вообще интересная история. Слушая эту прекрасную лирическую мелодию, да ещё с таким проникновенным голосом Дассена, мы были абсолютно уверены – так сочинить и спеть могут только французы. Однако не всегда. Как ни странно, это кавер-версия голландской песни “ ‘T Kleine Café Aan de Haven”, композитор Картнер. И ещё удивительно, что Мирей Матье эту же мелодию взяла за основу к своей песне “Le Vieux Café de la Rue d’Amerique”. Она исполнила композицию, чуть ли не одновременно с Дассеном, только совершенно с другим текстом. И это ни в коем случае ни пиратство (как наши до сих пор тырят у французов), - с нидерландской стороной всё было согласовано.

Итак, альбом «Люксембургский сад» состоял только из 7 песен, исходя из того, что заглавная очень длинная. Общее время звучания -33 минуты. 4 песни на диске – абсолютные хиты. Правда, большинство фанатов Дассена, включая меня, считает, что супер-хитов здесь как минимум 5. Ведь никак нельзя отодвинуть “Que Sont Devenues Mes Amours ?”(«Что стало с моей любовью?»), где автором музыки являлся сам Джо. А какое меланхолическое соло на трубе там выделывает Пьер Дютур! При прослушивании этого трека нас одолевало непонятное чувство ностальгии, - по той стране, где мы не были и языка которой не знали. Наверное, такое можно было прочувствовать только в песнях Д.Дассена.

Не обошлось и без заокеанских веяний. Это, в принципе, в порядке вещей, так как Джо всегда напоминал о своём американском происхождении. Он ни в коем разе этим  не кичился, а только с лёгкой иронией подчёркивал: «я самый французский из всех американцев». Поэтому трек “Laisse-Moi Dormir” по своей стилистике является ритм-энд-блюзом и одновременно адаптацией штатовской песни “Sleep All Mornin’ “. 

Если за композиторским авторством Т.Кутуньо на пластинке присутствуют 2 песни, и обе на первой стороне, то у Д.Дассена их целых три. Кроме упомянутой “Que Sont Devenues…”, это “Comme Disait Valentine” и “A Toi”. Да, та самая “A Toi’, которая для многих из нас стала хитом всех времён и народов. Перезвон электронных колокольчиков в начале трека обрывал у нас всё внутри. Не обалдеть от этой песни и  мелодии было невозможно. И здесь есть один немаловажный штрих. В альянсе с Джо эту композицию оттачивал искуснейший аранжировщик Жан Бодло. Думаю, без его участия могло бы не получиться так вкусно и так изящно. Через год Бодло начнёт сотрудничать с пианистом Р.Клайдерманом, который практически сразу станет суперпопулярным. А всё потому, что лучшие аранжировки для фоно ему сделал именно Ж.Бодло. 

Но главный парадокс в том, что американец Джо Дассен заставил нас полюбить французскую музыку и язык больше чем сами французы. Раньше кому-то сильно не нравилось выразительное эр-р-р в пении Пиаф или Матье. И до ужаса было обидно, когда из-за этого пустяка великий язык Вольтера и Гюго кто-то называл картавым. А тут вдруг выяснили (по дассеновским песням конечно), оказывается, этот язык может звучать очень даже прелестно, как в песнях, так и в речи.

В таком случае, нельзя забывать и работу великолепного звукорежиссёра Бернара Эстарди, который весь ноябрь и декабрь 1976-го мастерски сводил все треки в парижской студии CBS. Альбом “Le Jardin du Luxembourg” вышел в продажу в конце декабря, аккурат на Рождество. Триумфальное шествие нового диска начнётся уже в следующем году. Альбом станет золотым и даже платиновым. К тому же 10-м по счёту и юбилейным. Ведь самый первый диск у Джо – “A New York” выходил в 1966-м. 

А в СССР только 14 июля 1977 телезрители смогли посмотреть концерт звёзд французской эстрады, и многих увидели впервые. Среди этих vedettes (звёзд) был и Джо Дассен, и он для многих из нас оказался настоящим открытием и прорывом. Затем по радио иногда станут крутить его песни, но даже не самый свежак, а ещё прошлых лет. Есть у нас такая грустная присказка: лучше поздно, чем никогда. Вдвойне грустно, что, как оказалось, жить этому человеку оставалось всего три года. Наша фирма «Мелодия» разродилась выпуском 2-х лицензионных пластинок выдающегося исполнителя  только в 80-м году, как раз в год внезапной смерти Дассена. Одна пластинка представляла компиляцию из 14 песен периода 1968 – 1978, а другая – тот самый, яркий и неповторимый альбом «Люксембургский сад». Хорошо хоть без всяких кастраций (у нас такое практиковалось очень часто), один в один, даже обложка практически идентична с оригиналом. Следует указать, что конверт французского диска оформила своей блестящей живописной иллюстрацией художница Марина Клеман.

За прошедшие 40 лет этот диск переиздавался много раз. С конца 80-х уже на CD, а далее ещё и на LP-новоделах. Как видим, наш любимый «садик» не вышел в тираж и не канул в вечность, а, наоборот – в вечность вошёл. Классика не может устареть никогда, о чём и напоминают слова из той самой длинной песни: “L’eternite pour un jour… par le jardin du Luxembourg”.

Николай Абрамович, Оренбург 2017

2 комментария:

  1. Спасибо за прекрасный рассказ о любимом диске любимого Джо Дассена❤️

    ОтветитьУдалить
  2. женскую партию исполняет Dominique Poulain

    ОтветитьУдалить