9 июня 2017 г.

Чума, амур и Блокада ... Рецензия на фильм "Три дня до весны" от Николая Абрамовича


Ленинград, февраль 1942 года. У офицера госбезопасности Андреева и молодого врача Марицкой есть всего 72 часа, чтобы предотвратить катастрофу. Жизнь и смерть, любовь и предательство переплетаются в стремительно развивающихся событиях… 

В этом году фильм, приуроченный к 9 мая, - «Три дня до весны» превзошёл все ожидания… в худшем смысле.

В прошлом году я писал негативный отзыв на военно-патриотический фильм «72 часа». Но в том случае для киноленты простительно было хотя бы то, что снимали не совсем профессионалы, да и собирали с миру по копейке. А исходя из названия нового фильма, перед просмотром, вдруг, улавливаю некую аналогию: 3 дня, т.е. трое суток, значит 72 часа. Мать честная, неужто опять будет лажа, - промелькнула мысль. Но краткий анонс поначалу успокаивал: Ленинградская блокада, вражеские диверсанты, операция силовиков по спасению города. Вроде не блокбастер, бюджет поскромнее, есть известные актёры. Один из авторов сценария Аркадий Высоцкий, сын того самого. И снова нам говорят, что снято по реальным событиям.

Как обычно, оправдались самые плохие предчувствия. Посмотрели наивную и плохо состряпанную сказку на фоне нашей трагической истории. Ну а что же реального мы могли увидеть? Видимо только один штрих из анонса: лента частично основана на «Блокадной книге» Даниила Гранина. Да, он описывал голодные очереди с хлебными карточками и замёрзшими трупами на улицах. И это частично зритель смог узреть, но в остальном реальность с фактами никак не стыковалась. По экрану пошла гулять бурная фантазия создателей, но в итоге, всё схлопнулось по нулям.

Хорошо, что кроме скромного анонса я не успел услышать весь подробный пиар до просмотра картины. Разочарование могло бы быть просто жутким. Оказывается, над фильмом серьёзно трудились, в том числе, очень серьёзные люди. Композитор Антон Лубченко специально написал партитуру, которую исполнил симфонический оркестр Мариинского театра, дирижировал сам Гергиев! А у картины подразумевается и другое название «Ленинградский вальс». И это только начало кино-трилогии о знаменитой Блокаде. Но в целом, это не крутая махаловка с баталиями, а настоящий военный детектив. Вот ведь как тут всё серьёзно ! 

Увы, всё это оказалось сопоставимо с шекспировской иронией: много шума из ничего. Итак, что там у нас по сюжету? 1942 год, февраль. Немцы готовят диверсию: город надо заразить чумой, таким образом, за две недели весь Ленинград вымрет. Наши доблестные чекисты просекли эти чёрные планы, и за 3 дня должны упредить коварный замысел врага и, конечно же, его обезвредить. Но почему срок именно три дня? А там, по календарю ужё весна – 1 марта, начнёт резко теплеть, и инфекция попрёт тотально и бесконтрольно. Правда, умные чекисты об этом не додумались, но у них и профиль совсем другой. Об угрозе смертельной эпидемии поведала очень добросовестный врач-инфекционист Ольга Марицкая (актриса Елена Лотова). Но есть проблема, - она потомственная дворянка и дочь врага народа. А её бывший преподаватель в университете был тоже голубых кровей, да ещё немцем по национальности. Этого оказалось достаточно, чтобы ему дали вышку. И вот один не в меру бдительный офицер НКВД собрал на Марицкую пухлую папку компромата и решил, что, мол, пора её уже того – сначала в изолятор «Кресты», а потом и лоб зелёнкой. Однако начальник НКВД Ленинграда – Зимин (Евгений Сидихин) настроен несколько иначе: у врача есть ещё целых 3 дня для кардинального содействия чекистам, а то, как же они разберутся, откуда за всеми придёт Кондратий ?

Но если говорить серьёзно по поводу такой сюжетной затравки и прочих кренделей на экране, то вся разномастная публика: и патриоты; и либералы; и те кто за Сталина; и кто безродные космополиты, могли бы выразить общее мнение, что всё это не иначе, как корявые понты (пардоньте, граждане, за блатной сленг, но по-иному здесь не выразится). А впрочем, если и не слишком сильно цепляться, то защитники тёмного прошлого могут, в общем-то, спать спокойно. Ведь силовые и карательные органы в этом фильме заботятся не столько о себе, сколько о простых ленинградцах. И тот же главный питерский чекист Зимин считает, что ни в коем случае не стоит объявлять карантин, так как сразу же перекроют Дорогу жизни – Ладогу, и гражданское население быстро вымрет от голода. «Немцы всё просчитали на двести процентов», - говорит Зимин. 

Умные стали немцы, однако. А то в лентах и сериалах былых времён наши «вихри» и «штирлицы» обували вражескую разведку только так. Ну а как же всё происходило в реалиях, неужто так сильно власти пеклись о своих гражданах ?  

Есть у нас один неудобный историк – Олег Будницкий. А известен он тем, что публикует «крамольные» дневники и мемуары живых свидетелей войны. Вот фрагмент из дневника Лидии Осиповой, пережившей блокаду: 

«30 августа. Немцы сбросили листовки с предупреждением, что будут бомбить привокзальный район. Несмотря на все кары, которыми грозили за прочтение листовок, листовки были всё же прочитаны. Некоторые хотели уйти из домов. Но район был оцеплен, и не только никто не смел выселиться, но даже и за хлебом не пускали… 

1 сентября. Бомбили и зверски. И бомбили, как и обещали, только привокзальный район и вдоль железной дороги на Павловск. А ведь этих жертв можно было избежать…» 

Комментарии, как говорится, излишни. Всю правду о Блокаде не дают выплёскивать до сих пор, а то смутьяны-либералы ещё возьмут да воспользуются. Единственно, что в фильме позволено узнать, как инспектор милиции показывает фотографии расчленённых трупов и сетует: ну никак мы не можем пресечь и выявить все случаи людоедства. Ещё бы. Жрать-то нечего, да ещё лютая зима на дворе.

Однако возвращаемся к главной теме: чума в осаждённом Ленинграде, а точнее в попытке врага возбудить эпидемию в городе. Изначально это не иначе как больная фантазия авторов фильма. Фашисты вошли бы в вымерший город и заразились бы смертельно сами. Правда, шла речь и о противоядии для немецких солдат и офицеров, но это тоже бредятина. Европа распрощалась с последней эпидемией чумы ещё в Средневековье, что хорошо описано Нострадамусом. Ни о какой сыворотке, да ещё спустя полтысячелетия и речи не могло вестись.
Обидно всё-таки за возрождённую киностудию «Ленфильм», что на многострадальную блокадную тему, вместо серьёзного героического эпоса, они состряпали откровенную халтуру. 

В фильме практически всё ниже среднего или же с трудом дотягивает хоть до какого-то допустимого уровня. Это же можно сказать и о режиссуре, и о работе операторов, да и об актёрском мастерстве тоже. Интересную подробность случайно поведал художник-постановщик Леонид Карпов: «Многим актёрам пришлось втягивать щёки, чтобы выглядеть реалистично». Сказано по поводу того, что вся команда «Ленфильма» столкнулась с проблемой отсутствия блокадных типажей. Видать, уже зажрались современные питерцы на парадном фасаде медвепутовского капитализма. Но если серьёзно – анекдот, да и только.

Ладно хоть Е.Лотова, играющая очень правильную врачиху Ольгу, оказалась худенькой по своей комплекции. Чего не сказать про Е.Сидихина и его персонажа, - ну просто лоснится от сытости. Я, между прочим, уважительно отношусь к Сидихину, понимаю несправедливость ограниченности его амплуа: вышибал и силовиков, да и то в основном в сериальном формате. К сожалению, не так много зрителей могли наблюдать блестящую работу Сидихина в немецком фильме «Женщина в Берлине», но в последнем случае – «3 дня до весны» всё свела на нет беспомощная режиссура Александра Касаткина. 

Наш наивный зритель во время просмотра, вероятно, будет переживать за Ольгу Марицкую: неужели её сгноят после выполнения задания? Но беспокойства здесь напрасны, - в картине всё предсказуемо до деталей. На стройную бедолагу Олю запал старший лейтенант госбезопасности Андреев (Кирилл Плетнёв), чекист вроде хороший, почти справедливый. «С ним случился амур!», - вспомнилась вдруг меткая реплика из советской телевизионной комедии. – Почему ты не сбежала? Тебя же могут скоро того!, - укоряет лейтенант докторшу. – Я боялась, - отвечает робкая Ольга. И вот дождалась: нехороший офицер НКВД приходит её арестовывать, и что интересно, абсолютно один(?!). А на него падает немецкая бомба, и привет! Вот как бывает, - и враги помогают хорошим людям. И старлей Андреев на свой страх и риск увозит Марицкую к себе в Москву, - маленький Амур хорошо попал в цель. Стоп, но где же постельные сцены, хоть одна? Современное кино без этого вроде бы никак и никуда. Но это видимо подразумевается на потом. Ведь они по жизни теперь должны быть вместе до гроба, а если что, то в сиквелах что-нибудь да покажут.

Сиквелы?.. А они вообще нам требуются после такого «блестящего» начала? Нет уж, господа-товарищи, увольте. Скажем дружно: на фиг нужно!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий