1914 год. Первая Мировая война набирает обороты. Великая Османская империя терпит крах, а Константинополь на глазах погружается в хаос. Студент-медик Микаэль Богосян в городе проездом. Он намерен развивать современную медицину в родной деревне на юге Турции, где турецкие мусульмане и армянские христиане веками мирно живут бок о бок.
Фотокорреспондента Криса Майерса в Константинополь привела не столько работа, сколько пламенное чувство к армянской художнице Ане. Микаэль также очарован Аной, но соперничество между мужчинами сходит на нет, когда Империя начинает жестоко преследовать национальные меньшинства. Обещания даются и нарушаются… Но одно нельзя не сдержать - обещание выжить и поведать миру правдивую историю.
Первый большой фильм о геноциде армян обрушил надежды и чаяния зрителей. Про новый фильм «Обещание» (США – Испания) уже столько говорено, сказано, писано-переписано, что просто диву даёшься, а порой и смех напрашивается. Но все эти базары муссируются вокруг да около, приобретая политический и этнический оттенок, а о кинопроизведении как об искусстве говорят меньше всего.
Да оно и понятно : искусство здесь, увы, минимально, но и зрелищного блокбастера тоже не вышло, хотя, надо полагать, хотели создать вовсе не экшен, а эпическую драму. И эта попытка удалась только частично. Популярный американский журнал “Variety” назвал «Обещание» не иначе как «эпическое занудство». Я полностью разделяю такое определение. Не сказать, чтобы фильм ужасно скучно смотрелся, но какая-то мешанина всего и всякого присутствует : от мелодрамы до тяжёлой драмы, плюс военный экшен, а также приключения чем-то напоминающие вестерн и т.д. В итоге, всё это опрокидывает позитивный настрой зрителей, оставив только общую смотрибельность кинокадров.
Армяне дают фильму высший балл, что неудивительно, но фильм откровенно слабый. Это у нас на КиноПоиске поставили рейтинг 7,7; но на IMDb он более объективен - 5,5. Значит, на шедевр это кино тянуть никак не может. А это банальное и распиаренное клише «основано на реальных событиях» совсем уж выглядит фарсом. Тогда можно любой фильм о войне, революции или о каком другом событии подписывать в титрах: “true story”. Тот же “Variety” говорит: «вымышленная история любви, которая предназначена для придания драматизма».
Это уже ближе к делу. Геноцид армян в Турции во время Первой Мировой войны безусловно имел место и этого никто не отрицает, кроме турок. Но нам показали нечто обтекаемое и обобщённое, хотя и с множеством деталей, которые только ещё больше запутывают зрителя, не давая понять главное. Как пишет кинокритик Питер Дебрудж : «Эти события заслуживают большего, чем просто пресная мелодрама, в которой трагедия народа вынуждена стушеваться на фоне не особо убедительного любовного треугольника».
Кто смог прочитать до конца финальные титры, тот, наконец, уяснил, в чём же заключается историческая правда картины. Французский крейсер, который мы видели на экране, и где в роли адмирала сам Жан Рено, действительно взял на борт 4 тысячи уцелевших армян. Так это и есть единственный эпизод, к которому может подойти эпитет “true story”. Но это происходит уже поближе к финалу фильма.
И вот некоторые зрители, явно воодушевлённые Жаном Рено, стали задаваться вопросом : а почему сей исторический момент не разработать бы до полного метража ? К тому же эпизод был действительно героический, когда французские матросы вместе с армянским ополчением отражали натиск наседавших турок. Всё можно было сделать очень интересно и занимательно. Но создатели «Обещания» и здесь опрокинули наши надежды. На экране французские моряки успевают дать в темноте короткую очередь из пулемёта в сторону турецких солдат и на этом всё ! Правда, перед этим нам показали одну баталию армян с турецкими войсками. Армянские ополченцы, решившие хоть как-то защитить свой народ, взяли в руки оружие (а многие из них сделали это впервые в жизни) и отбили атаку турок. В разгар боя армяне получают команду отходить, так как у турецких аскеров большое численное превосходство. Но вдруг мы видим, что отступают сами турки. Это только один из непростительных кино-ляпов, которых в картине ой как немало.
Вот в целом и надо было запечатлеть во всё экранное время момент армянского сопротивления, а затем их чудесное спасение с помощью французских матросов. Это всё вроде бы и подразумевалось логически, но… Музыку здесь заказывали вовсе не французы и даже не французские армяне, а некто Кирк Керкорян. Это американский миллиардер армянского происхождения, который вложил в кино-проект “The Promise” («Обещание») 90 млн. долларов, а весь бюджет фильма около 100 млн. Это многое объясняет. И в первую очередь, что один из главных героев картины - американский журналист Кристофер Майерс (актёр Кристиан Бейл). А с помощью фигуры этого журналиста в сюжете задействованы американский посол в Константинополе (Стамбуле) и христианский пастор, возглавляющий миссию Красного креста в Турции.
Надо полагать, что если бы не американцы, то никого бы вообще не спасли, а весь мир не слишком скоро смог бы узнать о трагедии турецких армян. Всё полностью в духе Голливуда (жаль, что Брюса Виллиса здесь не хватало) и идеологии Соединённых Штатов. Однако к некоторому позитиву отнесём то, что создателями киноленты являются два государства : США и Испания. Наверное, поэтому всё ещё вышло и не так плохо как могло бы быть. А так мы можем наблюдать, как испанский оператор Хавьер Агирресаробе прекрасно удерживает кадр. Лично у меня после просмотра самым впечатляющим остался момент танцев на большой террасе. Всё великолепие кадра в том, что он идёт вторым планом под весёлую музыку регтайма, а хозяин дома поясняет: «это учитель танцев Анна Кесарян занимается с девочками».
Остальные представители Испании : художник-постановщик Бенхамин Фернандес и художница по декорациям Пилар Ревуэлта тоже потрудились на совесть. К их работе претензий у зрителей нет. Но фильм-то, всё равно получился не ахти какой. Значит, вся вина лежит на режиссёре ? В принципе да, как и на продюсере. А всё дело, не иначе как в заказном характере ленты. Миллиардер Керкорян уже упоминался. Он не только главный финансист, но, вероятно, и вдохновитель идеи самого масштабного полотна об армянах. Проект продюсировал Эрик Эсраилян. Режиссёра долго не искали, а решили, что если Терри Джордж уже снимал художественный фильм об этническом геноциде в Африке («Отель Руанда»), то и флаг ему в руки.
Но режиссёр Т.Джордж не вынашивал сам эту идею, а актёр Кристиан Бейл так вообще и не подозревал о каком-то геноциде в Турции. И вины его в этом нет абсолютно, - все мы знаем как «хорошо» американцы изучают и знают историю. Сам миллиардер К.Керкорьян немного не дожил до премьеры и склеил ласты в 98 лет ! Пожил, однако. Только вот на этот фильм ну явно он поскупился. 100 лямов зелёных для масштабной драмы всё-таки маловато. Нынче у америкосов размахи для cinema куда круче и требуется уже смета на несколько сот миллионов баксов.
Ну а с актёрами картине сильно повезло. Вполне понятны восторги армян во всех странах, но… А ведь в главных ролях армян-то и нет ! В лучшем случае второй план, как у Анджелы Сарафян (причём она тут единственная из хоть немного известных акртис-армянок), или вообще эпизоды. Роли армян в основном исполняют испанцы, сербы, евреи, персы. Ну а в главной роли врача Микаэля Богосяна снялся Оскар Айзек. У него очень интересное кубино-израильское происхождение, а сам он родом из Гватемалы. Но главное, что О.Айзек отлично справился с ролью, а все зрители (и не только армяне) видят в нём 100-процентного армянина Микаэля. Так сильно ему повезло с универсальной внешностью южанина. С ролью Анны Кесарян для создатей ленты везение, наверное, было ещё большим, так как её сыграла стройная франко-канадская красавица Шарлотта Ле Бон. Армянам это льстит до умопомрачения, ведь как ни крути, но не нашли бы они такой среди своих, хотя видно что на армяночку эта Шарлотта из Монреаля никак не смахивает.
Казалось бы, раз такой полный и хороший интернационал собрался в одном «Обещании», то и фильм обещает быть на все сто. Увы, этого не случилось и близко, и некоторые причины мы уже разобрали. А вот слова ещё одного кинокритика по имени Линдси Бар: «Фильм не может правильно объяснить и контекстуализировать, что привело к этому позорному эпизоду, который Турция отрицает по сей день». Действительно, какой бы умный и продвинутый зритель не был, но за просмотром картины он так и не может уловить причину истребления армян.
А вот итальянцы в своей киноленте «Гнездо жаворонка» обозначили эту проблему. Причиной оказалось наступление русских войск на Кавказском фронте. Во время 1-й Мировой войны Турция была союзником Германии и Австро-Венгрии, следовательно, врагом Антанты и в частности России. Турки постоянно терпели поражения от Русской армии. Озлобленные турецкие военные решили, что раз армяне исповедуют христианство, то они во всём будут поддерживать русских. Начались страшные этнические чистки или попросту геноцид. Тот итальянский фильм в художественном плане, безусловно, выше нынешнего голливудского, но только в плане смотрибельности «Обещание» будет покруче. Но зато и длиннее и более затянуто. И вообще, фильм вряд ли отобьётся в мировом прокате.
Кинолента вышла у нас в прокат накануне 102-й годовщины геноцида армян. Излишне напоминать, как армяне во всём мире одновременно восторженны и шокированы этой картиной. Среди них и американская певица Шер: «фильм разбил мне сердце», - говорит она и призывает Британию и США признать, наконец, постыдный факт геноцида без оглядки на Турцию. Мы, конечно, всё это понимаем. Тем не менее, такая серьёзная тема требовала создания очень серьёзного шедевра. Но если с последним вышел облом, то и вся шумиха быстро уляжется, и тема на слуху вряд ли задержится надолго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий