2 января 2017 г.

Лучшая итальянская комедия 2016 года ! К черту на рога - Quo vado ? (2016) - рецензия от Николая Абрамовича


Пятнадцать лет верой и правдой служил Кекко своему народу - с утра до ночи, не жалея сил, просиживал штаны в Управлении охоты и рыболовства. Положение, зарплата, куча бонусов, включая милые подарки от посетителей : не жизнь, а сказка. Но пришла беда, откуда не ждали - в министерстве решили сократить штаты, предложив чиновникам хорошее выходное пособие. Ну, а тем, кто заартачится - добро пожаловать в командировку «к черту на рога».

Упрямец Кекко не захотел расставаться с дорогой его сердцу госслужбой - и начался полный приключений период в жизни бюрократа-бездельника. Уж чего только реформаторы не придумывали, чтобы от него избавиться, в какие только медвежьи углы Италии его не посылали - всё бестолку. И тогда министерские изверги отправили Кекко на Северный полюс, думали - в наказание, а оказалось - навстречу сумасшедшей любви ...


На праздник в Норвегию или в Африку ? 
Да хоть к чёрту на рога !!!

Итальянская комедия "К чёрту на рога", только что выпущена у нас на DVD, 
у них стала - событием национального масштаба.


Согласитесь, не совсем привычно для комедийного жанра, когда картину отмечают как фильм года и не только по кассовым сборам. А если судить именно по сборам, то результат ошеломляет: в 60-миллионной Италии общий бокс-офис – 72 млн. долларов. Шестикратно «обуты» мировые блокбастеры года: «Зверополис» и «Книга джунглей». Так мало того, «Звёздные войны: пробуждение силы» в итальянском прокате тоже остались далеко позади. Во, нам бы так! А то ведь даже в сладком новогоднем сне такое не увидим.

Наверное, в следующем году кто-нибудь из европейцев возьмётся за написание серьёзного эссе о феномене фильма “Quo Vado ?” Кстати, чувствуете аналогию с библейским названием? В переводе на русский будет звучать: «Куда путь держишь ?» А нам за просмотром ленты так и хочется дополнить: да куда ж тебя несёт нелёгкая ? 


Главного героя Кекко, в самом деле, заносит чуть ли не к чёрту на рога. Вовсе не добровольно. Просто это такая форма ссылки для госслужащих. В стране идёт оптимизация штатов, и тех, кто не хочет добровольно сходить с дистанции, получив взамен солидное выходное пособие, посылают, куда Макар телят не гонял. Представьте, что не только у нас Сибирь, но и в Италии есть места, куда могут отправить как в наказание. К примеру, острова: Сардиния, Лампедуза. Служащий средней руки, среднего достатка и среднего возраста Кекко Дзалоне в обоих местах уже побывал. И ничего – не помер, не сломался и не сдался. На Лампедузе даже создавал сборную по футболу из мигрантов. Ему хлеба не надо – работу давай, и выплата в 50 тысяч евро тоже не прельщает.

И наконец, отвратительная бюрократка – докторесса Сироне решает отправить Кекко туда, «где даже тараканам будет неуютно». Ему находят Арктику, а там, на полярной станции итальянцы делят территорию с норвежцами. Естественно, там холодно, а полярников доконали белые медведи. Бедняга Кекко чуть было не скис, но тут ему в напарники попадает эколог Валерия Нобиле. По имени этой синьоры прослеживается аллюзия на знаменитый фильм «Красная палатка» (Италия – СССР). Так, неожиданно для себя, Кекко напоролся… на любовь. Он изменился, стал смелее, обрёл цель, в конце концов. То он сначала шарахался от полярных крыс – леммингов, а тут сам берёт ружьё и заваливает медведя. Конечно не насмерть, а только ампулой со снотворным и для научных целей. Короче, и здесь сумел преуспеть.  


Интерес профессионалов к картине «К чёрту на рога» лежит немного в другой плоскости. Рассматривая каждый аспект сюжета или производства самой киноленты, особо придирчивые критики только пожимают плечами и делают заключения по принципу: парадоксально, но ведь факт! Действительно, как будто всё это уже где-то видано. Кругом найдём многочисленные отсылки, скрытые цитирования. Но во 1-х: всё это касается только итальянского кинематографа; а во 2-х: никакого плагиата нет и в помине. Есть сатира, ирония, даже издёвка, но без всяких заимствований. А основным парадоксом считается следующий: ведь не шедевр, но какой бешенный успех! Ну, по поводу шедевр это или нет, я бы поспорил. Главный аргумент: можете лучше? - хорошо, снимите! Но ни лучше, ни так же, как “Quo Vado?” вряд ли у кого выйдет, даже у Голливуда. Здесь сугубо национальная фишка, и всё - basta! А если это кино  и относится к жанру комедии, то оно не то что может, а просто обязано быть шедевром. Это чтобы не судили свысока о лёгком стиле, в том числе и итальянские snobissimo. 

Но что нам сразу бросается в глаза, и чему можем удивляться: актёры вроде не суперизвестны, да и бюджет ленты тоже не суперогромный, а оторваться от экрана нельзя, затягивает. Продолжительность фильма – 84 минуты. Никакого занудства, ни одного лишнего слова в диалогах, ни одного лишнего кадра в монтаже. Хотя калейдоскоп событий накручивается лихо, и зрителю хотелось бы расслабиться на более длительном созерцании экзотических пейзажей или чего-то ещё. Только авторы не больно это позволяют и как будто немного торопятся. Но, по любому, подача повествования сделана гениально. Всё действие находится в окаймлении рассказа Кекко о своих приключениях и злоключениях, о которых он отчитывается дикому африканскому племени Казу и его вождю. Выбор невелик: зажарят его на костре эти аборигены или, если им понравится рассказ, отпустят с миром. Такая вот «весёлая» миссионерская деятельность начинается у Дзалоне на Чёрном континенте.    

Но мы понимаем, что если это комедия, то всё должно быть О’Кей. Для Кекко Дзалоне работа всегда праздник: и в солнечной Италии, и в снежной Норвегии, и в жаркой Африке. Он всегда помнит, как девиз, слова сенатора Бинетто: «Госслужба – это святое!» Но у Кекко, похоже, вся жизнь – сплошной праздник. Из мировых СМИ уже знаем, что в нынешней Италии побеждают евроскептики. Так вот – в этом, видимо, и есть главная причина успеха этой яркой кинокартины. Создатели “Quo Vado?” будто бы решили послать подальше всю политкорректность и толерантность. Найдутся теперь критиканы или пуристы, а то и просто ханжи, которые обвинят актёра и его персонаж в расизме, оскорблении национальных чувств, даже в итальянском национализме. Однако, большинство зрителей поймёт, что коренные жители Апеннин просто решили едко посмеяться над своими фобиями, стереотипами, шаблонами. Если где и встречается плоский юмор, то он всё равно органично вписан в сюжет. Без перчинки фильм мог немного проиграть, оставшись пресноватым.

Саундтрек картины подобран вообще идеально. Композитор Лука Медичи сделал музыку только для фона. Допустим, всё неплохо, но ещё не потолок. Зато киноповествование сопровождают за кадром популярные итальянские группы и солисты, но выстреливают только в самые нужные моменты. Это команда I Santo California с хитом “Tornero”(«Я вернусь»); дуэт Al Bano & Romina Power с незабываемой “Felicita” или “Nostalgia Canaglia”; много других интересных, но практически неизвестных у нас исполнителей.

С Аль Бано и Роминой в этом фильме вообще отдельная история. Увидев их по телевизору на празднике Рождества в Норвегии, Кекко воскликнул: «Надо же… Они воссоединились, а я ничего не слышал!», - и его срочно потянуло в Италию. Настоящий итальянец (помните как у Кутуньо: un italiano vero) никак не может обойтись без пиццы, спагетти и национальной музыки. И никакой мультикультурализм ему, извините, на фиг не нужен. О несостоятельности этого явления нам также намекают в фильме.

Но станет ли Кекко Дзалоне национальным киногероем Италии, как в своё время Фантоцци, покажет время. Понадобятся сиквелы, не обязательно связанные сюжетами, но которые должны иметь успех. Но поскольку старт у фильма «К чёрту на рога» оказался грандиозным, то всё задуманное может получиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий