25 марта 2014 г.

Музыкальный гамбит Гамбюса ... Альбом 2013 года "The New Paul Mauriat Grand Orchestra / Still Blue" (Best Collection Dedicated to Paul Mauriat).



Наверное все убеждены, что хорошая инструментальная музыка нынче большая редкость. Однако в этом году один CD и LP-форматный релиз уже порадовал. С одной стороны, в нём нет почти ничего принципиально нового, но всё же…

Первыми, ещё в прошлом году, диск выпустила японская компания «King Record», а в этом году издали европейские страны. Если мы прочитаем титульный лист обложки сразу в русском переводе, то получим: Новый Гранд – Оркестр Поля Мориа. Те кто «в теме» наверняка войдут в ступор: да ведь Мориа уже почти 8 лет как нет в живых, что там ещё за новый оркестр ? Так-то оно так, но с этим музыкальным коллективом данного названия, произошли удивительные метаморфозы.

Paul Mauriat
Элементарная логика подсказывает, что со смертью авторитетного лидера команда просто распадается. Тем более есть примеры именитых оркестров: от американского под управлением Перси Фейса, до итальянского Фаусто Папетти; которые после кончины своего шефа прекратили всякое существование. Но в нашей тематике случай особый.

Следует напомнить, что гранд-оркестр под управлением Поля Мориа просуществовал четыре десятилетия, вплоть до смерти маэстро в ноябре 2006 года. То что Мориа являлся гениальным музыкантом, композитором и руководителем, не у кого сомнений не вызывает. Огромная популярность во многих странах, приличное количество золотых и платиновых дисков, - говорят сами за себя. И в нашей стране успех был не менее велик. Но есть страна где инструментальную оркестровую музыку ценят особо. Это Япония. Там, описываемый оркестр был почти как родной, а П. Мориа был почти национальный герой. Кстати, самый большой фан-клуб этого оркестра находится в Токио. Причины такой бешенной популярности просты и не новы: высокий профессионализм музыкантов (у каждого за плечами престижная консерватория, а то и две); верность вековым традициям великих французских композиторов; умелая подборка репертуара; создание своего неповторимого стиля (нечто вроде современного барокко). В совокупности всё это привело к мысли (bonne idee!) реанимировать оркестр.

Jean-Jacques Justafre
Новым маэстро оказался Жан-Жак Жюстафрэ, проработавший с Полем ровно 35 лет. Но всё складывалось совсем непросто. В Европе очень строго обстоят дела с авторскими правами, вплоть до малейших нюансов. Законной наследницей творческого богатства Мориа оказалась его вдова Ирэн. Новый шеф оркестра Ж.-Ж. Жюстафрэ с самого начала оказался в слишком ограничительных рамках. Он не имел права исполнять инструментальные пьесы, написанные самим Полем Мориа (а ведь таких пьес было около 150). Жюстафрэ мог выпускать на компакт-дисках только свои концертные записи, но никоим образом не студийные. Я полагаю, не совсем это справедливо. Ведь оркестр, пусть и со слегка изменённым составом, с большим успехом гастролировал на евразийском и американском континентах, и в той же Японии.

Три года назад и в нашем ДК «Газовик» оркестр под управлением Ж.-Ж. Жюстафрэ отыграл свой концерт. Я присутствовал там в качестве зрителя и прекрасно помню бурю аплодисментов, радостные посвистывания и крики: «Молодцы, французы!» А в Самаре, по многочисленным просьбам зрителей, оркестр гастролировал дважды. Жюстафрэ стал проявлять самостоятельность и допускать различные новшества. Концерты стала сопровождать изящная певица Рафаэль, исполнявшая джазовую классику. И со временем, композиции написанные П. Мориа, всё чаще стали звучать на концертах. И в нашем Оренбурге это тоже не было исключением. Ну в самом деле, как можно представить репертуар оркестра без «Минуэта» или «Пианиста». А Жюстафрэ собрал под своё крыло чуть больше половины музыкантов из прежнего могучего состава. Тем не менее Ирэн Мориа стала всё ревнивей относиться к новому оркестру. «Проблема, возникшая с оркестром Жюстафрэ, очерчена – это неверная идентификация его коллектива с оркестром Поля Мориа», - заявляла она. И новый шеф в последние годы обещал закруглиться с концертной деятельностью.

Вернёмся теперь к началу нашей темы. Японские продюсеры решили, что надо как-то отметить юбилей профессиональной деятельности П. Мориа. Для этой цели был создан официальный трибьют-коллектив для записи нового проекта. В роли маэстро предложили выступить Жерару Гамбюсу. Вдова Мориа – Ирэн дала разрешение на реализацию проекта. Работа велась на двух культурных полюсах Евразии: Франции и Японии. В итоге, всё удалось на славу, а разве могло быть иначе ?

Gerard Gambus
Стоит особо заметить как судьба разыграла с карьерой Ж. Гамбюса настоящий гамбит. Он только 11 лет проработал в гранд-оркестре Мориа, причём до середины 80-х, но зарекомендовал себя как суперталантливый пианист, композитор и аранжировщик. Но вот когда он занялся сольной карьерой, то преуспеть особо не удалось. Приходилось и рисковать, а порой и отказываться от выгодных предложений. И тут, спустя столько лет, вдруг такая удача, - он выбран в качестве преемника великого маэстро! Но и ответственность теперь лежит немаленькая. От успеха проекта и продаж альбома будет зависеть дальнейшее существование коллектива.

Теперь немного о самом диске. На нём представлены 15 инструментальных треков. Автором последнего «Juste Un Hommage» является сам Жерар Гамбюс (нетрудно догадаться, что трек посвящён незабвенному мэтру), а женский вокализ в композиции исполняет его дочь Ева. Шесть пьес в альбоме за авторством Мориа, но аранжировку к двум из них: «Pegase» и «Prelude 59» сделал сам Гамбюс ещё в годы их сотрудничества. Есть две композиции такого известного в прошлом мелодиста как Андрэ Попп, автора легендарной «L’amour Est Bleu». Коммерческий успех этой инструментовки никогда уже не был побит после 1968 года. Правда для наших меломанов топом №1 всегда будут «Toccata» и «El Bimbo», непременно здесь присутствующие. Есть и классика – «Contigo Mi Vida» Моцарта. Известно как покойный маэстро обожал классику, и выпустил не менее десятка альбомов с музыкой вечности: от вальсов Шопена до кантат Баха. Также обязательно присутствуют мелодии из таких кинолент как «Godfather» («Крёстный отец») и «La Reine De Saba» («Царица Савская»). Что касается «крёстного папаши», то у нас любили эту мелодию в исполнении Мориа куда больше, чем в оригинале у талантливейшего итальянца Нино Рота. А «Царица Савская», по моему мнению, выдаёт такой потолок звучания, что после неё оригинальный саундтрек может показаться бледным

На данный момент, всё это мы можем оценить только благодаря Гамбюсу, с его новой подачей сыгранного материала, а также благодаря звукорежиссёру Кристофу Дюбуа. Свежесть современных аранжировок отнюдь не  затмевает первоосновы лёгкого оркестрового барокко, - стиля, которому был верен могучий оркестр более сорока лет. Хорошая музыка не имеет временных рамок, и дело Поля Мориа продолжается.

Николай Абрамович, Оренбург 2014

1 комментарий:

  1. Одно замечание: Ева - жена Жерара, но здоровская статья от этого не перестает быть таковой! В этом году оркестр Ж.Ж.Жустарф записал первый студийный альбом под руководством А.Гольдштейна - того самого музыкального оформителя, который более 40 лет назад подобрал к будущей заставке передачи "В мире животных" композицию оркестра Поля Мориа. Уже интересно? Читайте здесь. http://fanclub.paulmauriat.ru/who-released-skylark-to-soviet-tv.html

    ОтветитьУдалить