6 марта 2014 г.

Дассены наступают. Рецензии к двум новым альбомам, вышедшим во Франции в конце 2013 года.


Helene Segara en duo avec Joe Dassin - 
 Et si tu n'existais pas (2013)

01. Et Si Tu N'existais Pas
02. Salut Les Amoureux
03. Les Champs-Elysees
04. Salut
05. A Toi
06. Ca Va Pas Changer Le Monde
07. Si Tu T'appelles Melancolie
08. Dans Les Yeux D'Emilie
09. Happy Birthday
10. L'ete Indien
11. Il etait Une Fois Nous Deux
12. Ma Musique
13. Le Jardin Du Luxembourg


Jonathan Dassin - Jonathan Dassin (2013)

01 - Le désert 
02 - Un autre matin 
03 - Ma voisine
04 - Ma gueule
05 - Faut que je me taille 
06 - Sans raison 
07 - Pays lointain 
08 - Quand je serai grand
09 - Pourquoi faire semblant
10 - Idées noires
11 - Amnesia 

Финал ушедшего года ознаменовался выходом двух новых проектов, что стало зигзагом удачи для всех франкоманов, и поклонников творчества Джо Дассена в частности.
 Хотя разговор у нас пойдет о нескольких персонах.
 Но обо всём по порядку.

Джо вернулся благодаря Элен

Вначале собрались трое: два парня и девушка, и решили что было бы неплохо запустить проект виртуального дуэта, что стало так модно с конца нулевых. Парней звали Жюльен и Жонатан, с очень известной фамилией Дассен. Как можно догадаться, это сыновья покойного кумира. Девушку звали Элен Сегара и, как все должны вспомнить, она является звездой блистательного проекта «Notre Dame De Paris», где великолепно исполнила роль цыганки Эсмеральды, рядом с популярнейшими канадцами Гару и Д.Лавуа, и корсиканцем П.Фьёри.

Вкратце фабула события такова: Жюльен и Жонатан выступили авторами идеи и продюссерами; Элен исполнила свои вокальные партии; а вкупе с вокалом Джо Дассена на всё это действо наложилось весьма оригинальное современное звучание. Такой дуэтный проект получил название «Et Si Tu N’Existais Pas» по заглавной песне и, надо отметить, столь любимой у нас.

К счастью поклонников обоих исполнителей, этот виртуальный проект имеет ещё и видео вариант: клип на заглавную песню, а также на песни «Salut» и «Salut les amoureaux». Пока эти клипы доступны только в интернете, тем не менее есть чему удивляться и восторгаться. Дассен, как обычно в своём белом костюме, спускается по интерьерной лестнице ну прямо как живой, т.е. как будто съёмка сделана только вчера. Благо чудеса современной техники это позволяют. И Элен Сегара смотрится на пленэре так стильно и органично, что мы наблюдаем некий неоклассицизм или неоренессанс, если хотите. Это можно воспринимать как киноклассику середины 70-х, только в HD-разрешении.

Helene Segara & Joe Dassin - Et si tu n'existais pas


Современный аудио формат песен альбома значительно отличается от оригинала. Это касается и продолжительности треков, и характера аранжировок. Создатели неплохо смогли соблюсти баланс ретрозвучания со свежестью модернового саунда, и найти вполне оригинальный подход к подаче каждой песни и цельного проекта. Дело в том, что все 13 песен представленных на диске, являются вполне хрестоматийными (особенно для прожжённых поклонников Джо), и большинство из них выпускалось ещё на советских пластинках. И вот глядим на некоторые названия и думаем: ну чем же ещё нас можно удивить? – тем более вот это банальное, заслушанное до безобразия «бабье» или правильнее «индейское» лето. Однако включаем эту до боли знакомую «L’ete indien», а тут вдруг вступление, - голимый Восток! – и совсем оно не короткое как в оригинале; и братья-мусульмане, коих немерено в Париже, совсем почему-то не вызывают неприязни; и мы готовы вслушиваться и вникать в каждую ноту. И здесь не услышим столь привычной женской вокальной группы сопровождения, - весь вокализ на совести мадмуазель Элен, а рефрены исполняются вместе с Джо уже виртуально. У французов для подобных дуэтов существует термин «les duos de l’impossible». Одним словом, под это «лето» мы словим кайф, там ведь всегда стоит хорошая погода: «un automne ou il faisait beau».


А вот знаменитейший «Люксембургский сад» («Le Jardin du Luxembourg») сокращён на треть. Здесь это вполне оправдано, т.к. полная 12-минутная версия могла бы утомить слушателя. И правильно задумано, что эта песня замыкает альбом.

Моя любимая «A toi» разложена на две роли, на два полновесных вокала без всяких бэков, и звучит также замечательно. А в «Елисейских полях» - самой топовой классике шансона, Элен солирует исключительно одна. В этом случае мы как раз улавливаем всю прелесть обаяния голоса певицы, равно как и новой «полевой» версии, а для наших ушей ещё и то, как шуршит вначале трека виниловый диск. Ностальгия, однако, по аналоговой эре. И вряд ли это nostalgie когда-нибудь закончится.

Все песни на этой компиляции, за исключением этих самых «полей» («Les Champs – Elysees»), относятся к ударному 10-летию золотых семидесятых. Это бесспорно была «belle époque», это просто высший пилотаж музыкальной эры XX века, где Франция, вне всякого сомнения, являлась одной из ведущих стран.

На диске также присутствуют две хитовые, но не слишком известные среднемассовому меломану песни: «Dans les yeux d’Emilie» и «Happy Birthday». Но на данный момент это возможно и к лучшему, для просвещения и общего развития, так сказать.

Большего всего песен, а именно четыре, из альбома «Le Costume Blanc» 1975г. («Белый костюм»). Среди них и упоминаемая заглавная, и несравненная «Salut» («Привет»). С этим «приветом» у многих из нас связана вся сознательная жизнь. С этой песней изучали французский, причём исключительно добровольно: «Salut, c’est encore moi ! Salut, comment tu vas ?»

А сейчас наше отстойное телевидение, впрочем как и другие официальные СМИ, отодвинули фигуру незабвенного дядюшки Джо куда-то на задворки. Он чуть было вовсе не пропал, но теперь снова возвращается благодаря Элен. И ведь действительно, как символично звучит в этой самой «Salut» голос Дассена в повествовании от 3-го лица: «il c’est perdu, il est revenue» («он потерялся, и он вернулся»).


С почином, Жонатан !

Два года с копейками прошло с тех пор как собирался в нашу филармонию, но почему-то так и не добрался, младший сын Жюльен Дассен. Но в Москве его концерт состоялся, фрагменты были показаны по РЕН – ТВ, было интервью на радио. В целом, ничего выдающегося: Жюльен перепевал папины песни и не более того. Судя по известному афоризму про природу и детях великих, то сами понимаете чего следовало ожидать. А в интервью Жюльен отметил, что старший брат Жонатан работает юристом в солидной фирме. Ну хоть здесь всё правильно, думали мы. Нечего идти по стопам отца, всё равно не получится, как пелось в известной песне «Le chemin de papa».

И вдруг новость: в свои 35 от роду, Жонатан решил дебютировать на профессиональной сцене и выпустил альбом. Первый диск, и наверное поэтому достаточно скромный, без оглавления. Имя Jonathan Dassin на обложке, видимо и выступает в качестве названия.

Треков всего 11, а число песен 10. Меломаны, и не только они, сразу определят что голос на отцовский чем-то смахивает, да и внешность тоже. Это хорошо заметно, особенно в профиль, в клипе на заглавную песню «Le desert». Клип пока также в интернете, а можно ли считать эту песню лучшей на диске (переводится как «Пустыня»), я не уверен. Альбом хорош, в принципе, целиком. Здесь напрочь отсутствует принцип штамповок шоу-бизнеса: пара – тройка хитов и меж ними проходняк, как в нагрузку. Тут наоборот, для дебюта всё слишком уж безупречно: без крикливых или нудных вещей; кругом ощущается своя стилистика в композиции; своя манера в подаче вокала; свой почерк в музыкальном оформлении каждого трека. Дело в том, что автором музыки является сам Жонатан, а автором текстов песен – его родная тётя Рикель Дассен.

Jonathan Dassin - Le Desert


В альбоме есть песня с ощутимым влиянием latino, это «Ma voisine», и клип на эту песню тоже снят. Аранжировка «Faut que je me taille» сильно напоминает антильское рэгги, но конечно же модернизированное со вкусом. Инструментальная пьеса «Amnesia» завершающая программу, вообще в стиле лёгкого джаза, а как там солирует труба!

Однако вряд ли можно утверждать, что налицо яркая музыкальная эклектика. Здесь, как говорится, всего понемногу, а в целом вся программа не уходит далеко за рамки традиционного стиля French pop. Ориентируясь на свой вкус, я особо выделил бы «Sans raison». По всем канонам лёгкого жанра это стопроцентный хит, но как его распробует народ, покажет ближайшее будущее. Женские подпевки в этой песне так желанны и кстати: «bonsoir…d’amour…de toi…encore».

Кроме последнего инструментала, труба отчётливо слышится ещё в нескольких треках, например «Un autre matin». И представьте, - солирует на трубе сам Жонатан. Это его любимое оружие музыкальных баталий. Оказывается ещё с 13-ти лет мальчик начал выступать как музыкант-любитель в различных местных группах, играющих фолк, джаз, поп-рок. Приходилось ему и петь, и сразу на двух языках: французском и английском, которыми он владел безупречно. Но фортуна, как известно, не всегда поворачивается лицом к людям искусства, чаще, увы, наоборот. Поэтому Жонатан решил получить юридическое образование, чтобы крепче стоять на ногах на таком неспокойном рубеже веков. Но отцовские гены понемногу берут своё. Надо было однажды распрямиться от тяжести законотворчества и услышать, что труба зовёт совсем к другой стихии. Миллионы фанатов с лёгкостью могут перевесить всю пользу от скучных бумаг, актов, исков и т.д. Будем надеяться, что польза эта будет весьма продуктивной.

Абрамович Николай. Оренбург 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий