Жан-Мишель Жарр наконец-то выдал новое творение – альбом “Electronica 1 – The Time Machine”. Если учесть, что фанаты ждали этот релиз 8 лет, то оправдались ли их радужные ожидания? Безусловно, и на все сто !
Между прочим, перерыв в 8 лет ещё не самый длинный. У другого французского музыканта Дидье Маруани, лидера знаменитой группы Space, интервал между последними дисками был 12 лет, и не сказать что они стали мировыми бестселлерами. Этот не очень весёлый факт говорит о кризисе музыки вообще, и электронной в частности. Регулярно штампуют новые работы разве только клубные ди-джеи, но в таком формате, согласитесь, талант Бетховена не нужен вовсе. А с талантливых композиторов и спрос совсем уже другой. И такой человек как Ж-М Жарр, создавший «Кислород» и «Магнитные поля», просто не имеет права на халтуру. Он работает по принципу: редко, но метко.
Гений инструментальной музыки Жан-Мишель Жарр на нашем пространстве непростительно долго оставался, в прямом смысле, за кадром. Начиная с советских времён, многие документальные фильмы и телепередачи сопровождала музыка Ж-М Жарра. Ни о каком авторском праве речь, разумеется, не шла, только полное и наглое пиратство. Единственная в СССР фирма «Мелодия» решила было выпустить хоть одну лицензионную пластинку легендарного француза, но… развалилась вместе со страной. Только в 1997 году положение удалось исправить, и Жан-Мишеля пригласили в Москву. На Воробьёвых горах он давал грандиозное шоу, приуроченное к юбилею столицы – 850 лет. Присутствовало 3,5 миллиона зрителей ! Это был абсолютный рекорд Гиннеса, до сих пор не побитый никем. На VHS и DVD этот концерт выйдет под названием “Oxygene Moscow”, а некоторые его поклонники станут иронично величать своего кумира Иван Михалыч Жаров.
Кстати, наблюдая фамилию музыканта, некоторые интересовались: а такой композитор как Морис Жарр, кто ему будет, не родственник ли? Настолько родственник, что даже родной отец. «Доктор Живаго», «Горит ли Париж ?», «Красное солнце» и многие другие кино-шедевры Европы и Голливуда оформлял своей музыкой Морис Жарр. Но как же быть с присказкой о природе и детях гениев ? Просто Жан-Мишель взял и полностью её опроверг. Ученик может превзойти учителя, как и сын отца. Так было с Бахом и Штраусом, так произошло и с нашим героем. А саундтрек, тем не менее, у него тоже есть, написанный ещё в молодости, но очень нехилый: “Les Granges Brulees” (1973).
Я вообще склонен считать Ж-М Жарра современным Моцартом и, думаю, не слишком хватанул. Если внимательно отследить его творчество, то видно, как уже начиная с альбома “Zoolook”(1984), концепция композитора стала немного меняться. Меньше стало «шлягерности», а основные темы стали удлиняться и звучать будто электронные симфонии. В музыке подобного формата такое было впервые. Про обилие пиратских озвучек уже говорилось, но и когда музыка Жарра просачивалась к нам на радио-частотах или попадала на кассеты, то многие спрашивали с любопытством и восторгом: ух ты, а это кто ?! Его композиции приписывали (от незнания) группам Space и Kraftwerk, Вангелису и Клаусу Шульце. Никто и представить не мог, что всё это сочиняет и исполняет один человек, начиная с клавишных инструментов и синтезаторов, и заканчивая мини-компьютерами. Человек-оркестр, как его впредь и назовут. Классическую музыку Жан-Мишель тоже обожает, но исполняет её только в своих версиях и на живых концертах. Предпочтение отдаёт Антонио Вивальди.
Концерты Ж-М Жарра это не только лазерные и цвето-звуковые перфомансы. Это ощущение вечного праздника. Каждый зритель считает, что присутствовал на историческом событии, и это не преувеличение. Жан-Мишель не практикует гастрольный тур или чёс, его шоу в каком-либо городе или стране случается только в единственном числе. Многие помнят, как всё началось в далёком Шанхае осенью 1981. Жарр был первым европейским музыкантом, посетившем Китай после смерти Мао. Чтобы не пришлось долго описывать, как ликовали китайцы, для которых это было, действительно, событием века, лучше всего просмотреть видео-фильм “The Concert in China”. В начале нового столетия состоялся ещё один визит в поднебесную. «Пекинский концерт»(2004) повторил успех того самого «шанхайского», но превзойти его было уже трудно. Эпоха всё же сильно изменилась.
Но live-концерты Жан-Мишеля по-прежнему являются супер-экслюзивом. В Мексике он давал перфоманс «Затмение» у подножия пирамиды ацтеков, а в Польше на судоверфи Гданьска, к юбилею профсоюза «Солидарность». В Париже музыкально-театрализованное слайд-шоу “Tolerance” развернулось у основания Эйфелевой башни, а в Монако у княжеского дворца. Но однажды Лондон встретил французских гостей неприветливо – сильным ветром и дождём со снегом. Однако концерт отменять не стали. Жан-Мишель со своими музыкантами задали жару, и этот лондонский “Jarre-Live” до сих пор считается одним из лучших. Вот уж действительно, не бывает плохой погоды. Некоторые из этих выступлений дублируются в аудио-формате, но их обычно не включают в основную дискографию, которая у Жарра и так немаленькая.
“The Time Machine” уже 18-й альбом по счёту. Как и многие, он по-своему уникален. Это коллаборация с 15-ю представителями мирового мейнстрима, хотя и очень разными в отдельности. Здесь впервые мы слышим вокал, а не вокализ как ранее. Порадуемся пению Лори Андерсон в треке “Rely On Me”. Это её мистический обволакивающий голос радовал наш слух в альбомах “Zoolook” и “Metamorphoses”(2000). Присутствует и женская банда из Лондона Little Boots с треком “If..!” Остальные голоса на диске принадлежат сильной половине, включая дуэт электронной психоделики Air “Close Your Eyes” и французский бэнд M83 “Glory”.
Чисто инструментальных композиций чуть больше половины – 9 из 16. Но именно они делают погоду, сохраняя творческий престиж Ж-М Жарра. Пусть никого не удивляет, что рядом со знакомыми инициалами JMJ на многих треках стоят имена участников коллаборационного проекта. Автор музыки всех вещей всё равно сам Жан-Мишель, остальные лишь корректировали аранжировки. По обложке и буклету можно сходу узнать мэтров электронного жанра. Это западно-берлинская команда Tangerine Dream и американская Moby, сольные исполнители Винс Кларк (экс- Depeche Mode) и Армин ван Буурен. Титульный трек “The Time Machine” сделан в союзе с немецкой группой Boys Noize. Молодой французский ди-джей Майк Леви, известный как Gesaffelstein символизирует связь поколений в треке “Conquistador”. Он всегда называл Ж-М Жарра классиком и пионером электронной музыки, а «пионер», в свою очередь, заявил: «Я хотел поработать с человеком его поколения. Его музыка отличается мгновенно узнаваемым звучанием».
Когда меломаны дойдут до финальной композиции “The Train & The River”, то немало удивятся: а что здесь делает Ланг Ланг? Этот китайский пианист совсем не близок к электро-звучанию, но, видимо, один раз решил попробовать. И что же из этого вышло? Как всегда – высший пилотаж. На другой результат в работе с Жан-Мишелем лучше не рассчитывать.
Альбом “The Time Machine” делался в течении всего года. География звукозаписывающих студий поражает: Париж, Берлин, Вена, Лондон, Амстердам, Лос-Анджелес, Нью-Йорк. Короче, полный интернационал. Первый проект электронного содружества удался на славу. Но что значит цифра «1» перед названием диска? В таком случае, будет и второй? Хотелось бы верить, будем дожидаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий