7 октября 2016 г.

Герой Сноуден... Рецензия на фильм "Сноуден" (Snowden) 2016 от Николая Абрамовича


Середина сентября обозначилась громкой премьерой ленты Оливера Стоуна. Режиссёр-диссидент снял фильм про разведчика-диссидента. Сама постановка такого дела уже интересна.

Начнём, как ни странно, с самого конца. Когда белый американец Эдвард Сноуден представил миру всё ЦРУ и политическую верхушку страны в чёрном цвете. Президент Обама в особом представлении здесь не нуждался, он и так чёрный. А в США на национальном телевидении проходит ток-шоу, где главная тема: «Сноуден – предатель или герой?». Вот ведь в чём вопрос, чуть ли не по Шекспиру. Правда шекспировских страстей в этом политическом фильме практически не наблюдается, но мы понимаем, что в голове самого Эдварда они кипели со страшной силой, и вопрос: «быть иль не быть?», он тоже задавал себе частенько. Быть героем для мировой общественности и, в то же время, стать предателем для американских спецслужб его, в итоге, вполне устроило.

Говоря об этом кино, мы моментально скатываемся к разговорам и спорам о политике, где будут сплошь сравнения, предположения, поиски примеров. Ну, скажем, есть ли у нас свой Сноуден, т.е. из российских спецслужб, и если до сих пор нет, то почему? У нас, как правило, бывают только предатели-перебежчики, а Эдвард всё-таки идейный человек. Однако если вспомнить, то и мы чем-то похвалимся. Ведь был и есть такой человек, как бывший генерал КГБ Калугин. Выйдя в отставку уже на излёте СССР, он взял да и рассказал на телевидении о грязных методах работы чекистского ведомства, о многом другом, что упорно скрывают от населения. Результат последовал мгновенно, - его лишили всех наград и званий. Правда он не расстроился, став народным героем и депутатом Верховного Совета. А теперь Калугин живёт как раз в США и является личным врагом Путина. Ну а что, у нынешней ФСБ методы разве чистые? Справедливости ради отметим, что чистотой и стерильностью не отличается ни одна разведка в мире. Поэтому путь сотрудников всех этих заведений всегда очень скользкий. Не дай бог им в чём-то засомневаться, задуматься, и исход будет один – делать ноги.

Юный Эдвард Сноуден был законопослушным, добрым, честным и наивным гражданином Америки. А после известных событий 11 сентября 2001 он стал уже убеждённым и воинствующим патриотом. Он пошёл в американскую армию по контракту, чтобы защищать страну от потенциальных агрессоров и террористов. Готов был их мочить в сортире по-путински, если уж дядя Сэм в лице Буша-младшего не допёр до такой «крылатости». Но затем у солдата Сноудена случилась серьёзная травма ноги, следовательно, с вооружёнными силами пришлось расстаться. Однако в армии успели подметить у обычного, на первый взгляд, бойца способности компьютерного гения, предложили идти в разведку. Тут-то всё и началось: НБА, ЦРУ и прочие ведомства национальной безопасности.

Эдвард не был заурядным служащим. Он оказался не только талантливый программист, но и хакер. Добыл много ценной информации и создал несколько новых уникальных программ. Казалось бы, работай – не хочу. Продвигайся по службе, зарабатывай бабки, респект в обществе. Но со временем что-то в душе Сноудена надломилось. Чем больше он видел, тем тяжелее становилось на сердце. Сначала через монитор компьютера в on line наблюдал, как из-за одного боевика-исламиста в Ираке самолёты-беспилотники уничтожали десятки мирных жителей, а затем и другие «подвиги» разведслужб. Под видом борьбы с терроризмом ЦРУ опутало сетью электронной прослушки всё население США, и далее пошли страны Европы и Ближнего Востока.

Кто читал «Аквариум» Виктора Суворова, должен помнить слова одного полковника ГРУ: «У разведчика нет совести». Да и вправду, только наивный человек может утверждать принципиально обратное. А так как у Э.Сноудена совести оставалось всегда больше, чем холодного расчёта, то он отважился на дерзкий поступок: скачал всю секретную информацию на один чип, вставил его в кубик Рубика и вынес с территории секретной базы, ещё и ловко перехитрив охранника. А что было дальше и так все знают: тайное убежище в миссии ООН в Гонконге, аэропорт в Москве и политическое убежище в России сроком на 3 года.

Излишне напоминать как спалились штатовские службисты и неловкость самого президента Обамы. Но диссиденту от искусства О.Стоуну всё же позволили сделать такое вот провокационное для Америки кино. Это наверное, как если бы у нас разрешили снять фильм про Пеньковского – полковника ГРУ, поведавшего западному миру о советских ядерных ракетах на Кубе. Но… один момент, - Пеньковского, в таком случае, показать с положительной стороны. А также, как с ним расправились – сожгли в крематории живьём и затем показывали это как настоящее реалити-шоу (!!!) всем новеньким офицерам-разведчикам, - для устрашения. Нет, у нас такое кино невозможно в принципе. 

Но ведь американцы запустили кинопроект “Snowden”, где он, разумеется, герой положительный, а для самого режиссёра, в прямом смысле и с большой буквы - Герой. Значит в Штатах больше демократии, чем у нас? Как сказать. Вроде так, но этот фильм для американского проката сознательно укоротили на 4 минуты. И мы запросто представляем, какие сцены янки не увидели. Это то, как силовики-америкосы обнаглели настолько, что принудили самолёт президента Боливии приземлиться в Вене и обыскали на предмет нахождения на борту Э.Сноудена. А эти кадры уже целиком документальны, как и публичное выступление Эдварда в Москве.

И здесь режиссёр нас слегка заморочил. На экране мы наблюдаем : о, да тут Сноуден-то настоящий ! И сразу удивляемся – тогда почему он вдруг говорит по-русски, да ещё без акцента? Мастерство постановщика в том и заключается, как оптимально вплести документалистику в художественное произведение, и чтобы никакого подвоха не было заметно. Тем более что российский адвокат Кучерена играет самого себя, пусть в эпизодах, но мы немного теряемся, где он «в натуре», а где отрепетировал роль. А по книге-расследованию Кучерены режиссёр О.Стоун и сделал свой фильм.

Это кино длится более 2-х часов. Не сказать, что затянуто, но и не каждому зрителю покажется особо интересным. Наверное, для биографического кино-очерка про Сноудена больше подошёл бы сериал, но тогда был бы и другой формат подачи, да и финансирование скуднее. Но Оливер вполне мастерски справляется с документально-политическими блокбастерами на большом экране, делая их максимально художественными для восприятия зрителями, да ещё получая за это «Оскаров». К примеру, политическая драма для широкого проката «Джон Ф.Кеннеди: выстрелы в Далласе» (1991) является настоящей былью, идёт более 3-х часов и заслужила 2 «Оскара». Интересно, что мега-звезда Николас Кейдж в «Сноудене» оказался только на втором плане. Главную роль исполняет молодой актёр Джозеф Гордон-Левитт. По происхождению он еврей, а лицом чем-то похож на татарина. С настоящим героем повествования его роднят только очки, да и то это реквизит для роли. Ситуация понятная – для фильма нужен актёр-профессионал, а не победитель конкурса двойников. И Гордон-Левитт со своей работой справился успешно, никаких претензий к нему нет.

Эту картину определённо стоит смотреть всем. И выводы каждый сделает для себя сам. И особенно после последних выборов в России. Того и гляди, что какой-нибудь наш российский Сноуден замаячит на шпионском горизонте. Только вот разрешат ли об этом делать кино? Вопрос останется открытым.

1 комментарий: