7 октября 2016 г.

Чудо Иствуда ... Рецензия на фильм "Чудо на Гудзоне" (Sully) 2016 от Николая Абрамовича


Популярнейший актёр, а в последние десятилетия ещё и режиссёр Клинт Иствуд снял несколько необычный фильм «Чудо на Гудзоне». Эта необычность заключается в том, что фильм скорее напоминает документальный блокбастер. «Чудо на Гудзоне» кино, конечно же, художественное, снятое по абсолютно реальному происшествию и с самым минимальным полётом фантазии авторов, в плане сказочности сюжетного зрелища. Чтобы понятнее выразить свою мысль, приведу один пример.

Ровно 10 лет назад мы имели возможность видеть криминальную драму «Чёрная Орхидея». А там, кстати, в одной из ролей занят Аарон Экхарт, который в фильме «Чудо на Гудзоне» играет второго пилота Джеффа Скайльса. Так вот, в основе сюжета «…Орхидеи» лежал имевший место факт убийства голливудской актрисы. Но вокруг этого дела киношники накрутили столько фантастической отсебятины, что зритель начинает негодовать: что это вообще за бред? Ну а если в российском кино (как раз за последние 10 лет) нам указывают в титрах «по реальным событиям», то мы уже предполагаем, что ничего реального как раз-то и не увидим, - просто дурят нашего брата, только и всего.

Ну а что касается картины «Чудо на Гудзоне», то стоит, действительно, удивиться некоторым чудесам. Рекламный анонс уже раскрыл карты: о чём фильм; что должно произойти, как вполне законченное действие. Значит уже не особо-то интересно, и нет никакой интриги. Я и сам сомневался, а стоит ли вообще идти в кинотеатр? Ведь это не фильм-катастрофа, а только предотвращение катастрофы, которое случилось в Нью-Йорке 15 января 2009. Но, тем не менее, смотреть было интересно, местами даже очень. Причём, не было интригующих шоковых моментов, без которых никак не обходится голливудская фабрика. Допустим: сейчас кому-то вот-вот оторвёт голову или кто-то пойдёт ко дну реки, а его в последнюю секунду выхватывают из объятий смерти. В этом кино всё в пределах допустимой реальности, что и происходило 7 лет назад на реке Гудзон. Я, как и все зрители, рассмотрел имена создателей только в оконечных титрах. И тут, на тебе сюрприз, - режиссёр Клинт Иствуд! Так вот почему так интересно смотрелось.

Все премудрости работы и техники Иствуда надо оставить на разбор специалистам: киноведам, критикам и т.д. У зрителя всё проще – он или принимает картину, либо не принимает; хвалит или ругает. Но самым худшим здесь было бы равнодушие. Это относится к серым, посредственным лентам и таким же режиссёрам. Но только это не про Иствуда. Этот старикан в свои 86 лет вытворяет такое, что его работоспособности могут позавидовать молодые. В таком возрасте надо бы сидеть у камина и жевать барбекю, если ещё осталось чем. А Клинт никак не хочет заслуженно почивать на актёрских лаврах. На старости лет взялся за режиссуру и рулит на съёмочной площадке так же искусно, как и главный персонаж его картины – пилот Чесли Салленбергер на аэробусе  А320.

Я лично снял бы шляпу и перед Иствудом и перед реальным пилотом Сали (это сокращение от фамилии Sullenberger). Между прочим, в оригинале фильм так и называется “Sully”. И там не обнаруживается никаких потуг на показушный героизм или суперменство, без которых Голливуд, казалось бы, не может существовать. Все эти «рокки – рэмбо – орешки» никак не сравнимы с живым человеком – пилотом Салленбергером. А он-то как раз и есть настоящий герой, раз спас жизни 155 пассажиров, но вот героем сам себя не считает: «Я выполнял свою работу», - кратко резюмирует Салли. Но если для всех американских СМИ и подавляющего числа граждан он, безусловно, стал супер-героем, то нашлись тут же и те, кто решил пилота сожрать. Так бывает всегда. Те, кто ниже рангом испытывают зависть, а те, кто выше – ревность. «Ты, говорят, герой ? Так мы тебя быстро опустим с небес на землю!» - такого принципа, к сожалению, придерживаются повсеместно и, как не порочно, в супердержавах в особенности. И вот Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) создаёт комиссию, где должны поставить под сомнение адекватность обоих лётчиков.

Ну, наконец, дошли до единственной, но важной интриги: съедят высокие бюрократы героических пилотов или нет? Комиссия запустила компьютерное моделирование и с помощью живых пилотов, но уже других, доказала, что за эти 208 секунд, которыми располагали Чесли и Джефф, можно было дотянуть до аэродрома La Guardia и посадить лайнер на взлётную полосу. Тогда незачем вообще было рисковать жизнями пассажиров и садиться на воду. Правда, никто не пострадал, но мало ли? Всё равно – дисквалифицировать и наказать этих непослушных ассов ! 

И Ч.Салленбергер -  такой скромный, совестливый, во всём сомневающийся и немного неуверенный человек (а таких всегда легче прессовать) встал горой на защиту чести и достоинства, -  своего и пилота Скайльса. Всех компьютерщиков  с их расчётами он послал подальше и выплеснул железный аргумент: «А человеческий фактор вы не учитываете? Сколько времени даётся на принятие решений? – 35 секунд, - отвечают в комиссии. – Тогда смодулируйте посадку заново, только теперь за 173 секунды», - авторитетно заявил Салли. Пришлось к нему прислушаться. Новое моделирование показало аварию, а значит неизбежную гибель аэробуса. Таким образом пилоты-герои смогли «обуть» кондовых чиновников, полностью доказав свою правоту. «Знаешь, что я сейчас ощущаю? – обращается Салли к напарнику, - Как меня распирает от гордости». И зрители целиком с ним согласны, наша взяла !  

Всё достоинство и гордость Чесли Салленбергера публика могла увидеть и оценить в великолепном исполнении Тома Хэнкса. Он, несомненно, является  здесь топовой фигурой среди других артистов. А многие пассажиры, которых мы наблюдали на борту А320, даже не являлись актёрами-профессионалами. В этом и была хитрая задумка постановщиков, - добиться ощущения хроникальности. Многие зрители за пределами США вряд ли помнят внешность настоящего пилота, поэтому будут его представлять только в лице Тома Хэнкса.

В фильме всё выглядит вполне убедительно. Никаких фантастических трюков, ничего сверхъестественного. Такой немного странный блокбастер нарушает многие голливудские традиции. Салли вовсе не супермен, не «капитан Америка» из подростковых экшенов, а обыкновенный капитан воздушного судна, простой смертный человек. Ему не нужны лавры победителя. Свой подвиг он делит со всеми спасателями: береговой охраной, полицейскими, врачами. «Мы все это сделали, мы все остались живы», - делает вывод Салленбергер. А режиссёр К. Иствуд и вся съёмочная команда тоже поработали на славу. И мы премного им благодарны. Пока есть такие люди, зритель точно не разочаруется в кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий