28 апреля 2018 г.

Программка к матчу Кубка УЕФА : Лонгбю Дания - Локомотив Москва 16.09.1999


А вот это настоящий раритет ! Более того, я могу назвать ее точную рыночную стоимость - 730 долларов США ! Именно за такую стоимость она была продана (в августе 2011 года) на интернет-аукционе "Молоток". По содержанию - обычная "пустышка", но как коллекционная единица - очень редкая. Предполагаю, что в России она есть лишь у нескольких человек. 

В 1999 году у "Локомотива" еще не было такой армии болельщиков, как сейчас. И на выездные матчи выезжало гораздо меньше болельщиков. А ведь именно через них, в основном, в Россию поступают выездные программы наших команд в ЕК. Где-то я читал (источника уже не помню), что на этой игре вообще не было болельщиков из России, а несколько экземпляров программы попали в России через команду. 


Вряд ли футболисты московского "Локомотива" были счастливы, узнав, что лететь в Данию им предстоит из Внукова. Для игроков каждая минута сна в дни ранних вылетов - на вес золота, а во вторник многие к тому же бодрствовали допоздна, наблюдая за перипетиями матча Лиги чемпионов "Фиорентина" - "Арсенал". Шереметьево же, где располагается главный международный аэропорт России, неизмеримо ближе Внукова к Новогорску - временному месту жительства железнодорожников. Поэтому неудивительно, что некоторые футболисты признались: подъем им дался поистине титаническими усилиями.



Если вы думаете, что "Локо" по-прежнему живет на недавней базе сборных Союза и России, то глубоко заблуждаетесь. Юрий Семин и его игроки переехали из Баковки в Новогорск непосредственно перед матчем первого круга против "Спартака", проигранным - 0:3. В тот злополучный для команды день была прервана 11 -матчевая победная серия "Локомотива". А уж когда в следующем туре случилось поражение еще и от ЦСКА, суеверный, как и все люди футбола, Семин распорядился: с экс-базы сборной надо срочно съезжать. И хотя капитан команды Игорь Чугайнов полагает, что вряд ли именно смена базы могла столь радикально (девять побед и две ничьи в последующих 11 официальных матчах) повлиять на игру "Локомотива", но решение Семина вполне можно рассматривать как тонкий психологический ход. Пусть два поражения "Локо" пришлись на Новогорск из-за элементарного совпадения - неудачи подсознательно стали связываться командой с "несчастливой" базой.


И Семин мгновенно увез игроков на... бывшую дачу Егора Лигачева, расположенную поблизости. Принадлежит она нынче волейболистам, однако до конца сезона отдана в распоряжение железнодорожников. Футболисты отзываются о даче бывшего советского идеолога благожелательно (победы-то идут!), замечая лишь, что четырех-пяти мест для полного комфорта все-таки не хватает. Из-за этого, скажем, накануне вылета в Копенгаген повредившему заднюю поверхность бедра Зазе Джанашия пришлось спать на узеньком диванчике. "Заза, ты стал бомжем", - подшучивал над ним в аэропорту Чугайнов, на что грузинский форвард оправдывался: "Так я же не играю". Всегда неунывающего Джанашия потрясли трагические события в Москве. "Первый раз за все эти годы я боялся выходить из дома, - признался нападающий. - А уж сколько раз у меня, "лица кавказской национальности", документы проверяли - вообще не сосчитать. Но если милиционеры и гаишники средних лет меня в основном узнавали, то 18-летним курсантам приходилось долго объяснять, кто я такой и чем занимаюсь".


Если участие в матче летевших вместе с командой Джанашия и Лаврика не планировалось в принципе, то состояние Андрея Соломатина вызывало вопросы. Самый, наверное, невезучий игрок в российском футболе рассказал мне в аэропорту, что во время вторничной тренировки (Соломатин занимался в общей группе) он вновь почувствовал боль в пятке. Беспрестанные травмы Соломатина, понятное дело, расстраивают его родителей - Юрия Евгеньевича и Татьяну Алексеевну, отправившихся в Данию одним самолетом с командой. Как они рассказали, травматизм Андрея даже заставил их увести со спортивной колеи младшего сына - 14-летнего Евгения. "Что угодно, но только не спорт", - так определяет мать будущее Соломатина-младшего, но сама при этом ходит на каждый матч "Локомотива" и вместе с мужем является традиционной спутницей команды во время выездов на международные игры. Пропустили они только поездку в Рим на игру с "Лацио", когда решили посидеть с внучкой. А в Вечный город отправилась жена их старшего сына.

Помимо родителей Соломатина из родственников игроков в Копенгаген полетели отец Игоря Черевченко, а также жены Евгения Харлачева и Альберта Саркисяна. "Мы имеем право брать в поездку жен, - рассказал Харлачев. - Но существует одна оговорка : они должны жить в другом отеле". Были в чартере "Локомотива" и шестеро преданных фанатов команды. Некоторые из них начали ездить на выездные матчи любимой команды еще в далеком 1988 году, когда перед железнодорожниками были совсем другие, нежели нынче, цели и ориентиры. 

Около двух часов по московскому времени "Локомотив" приземлился в аэропорту столицы Дании и отправился в расположенную неподалеку гостиницу Radisson SAS, получив вместе с ключами от номеров брелоки с эмблемой ФК "Люнгбю". А шесть часов спустя состоялась предматчевая тренировка на одноименном стадионе, расположенном в пригороде Копенгагена.


Можете ли вы себе представить столицу европейской страны, в которой основным видом транспорта является... велосипед ? Это - Копенгаген. Необычно красивая и стильная, столица Дании поражает не только торжественной сменой караула у королевского Дворца и каналами а-ля Венеция и Санкт-Петербург, но и тысячами велосипедов, для которых на каждой улице существуют отдельные дорожки, а порой даже платные стоянки ! Причем движение двухколесного транспорта куда интенсивнее четырехколесного - в Копенгагене мне впервые в жизни довелось увидеть велосипедную пробку. В то время как пробок автомобильных там нет и в помине - как, по-моему и аварий. Настолько дисциплинированно ведут себя на дорогах датчане. А еще одна фирменная черта Копенгагена потрясла весь "Локомотив" уже в аэропорту - весь городской таксопарк состоит из одних мерседесов.

Если вы решили зайти в кафе и выпить кружку пива, то для начала внимательно посмотрите, есть ли в этом заведении туалет. "У нас разрешение на продажу пива невозможно получить, если нет туалета", - разъяснил причину отсутствия в меню ячменного напитка владелец одного из ресторанчиков. Это мне живо напомнило ситуацию во время недавнего матча ЦСКА - "Ростсельмаш", когда под предлогом запрета на продажу пива в округе, прилегающей к "Песчаной", так и не были открыты эти необходимые на стадионе заведения.


Как только выезжаешь за пределы города по направлению к пригороду, именуемому Люнгбю, начинается бесконечная череда футбольных полей. Те, что находятся непосредственно за чертой города, принадлежат клубу Б-1903, а минут через двадцать наступает черед самого "Люнгбю". Сам по себе этот крошечный городок, в котором проживает 55 тысяч человек, - с виду обычная ухоженная западная деревенька. С двух-трехэтажными домами, черепичными крышами и аккуратно подстриженными газонами. Но потом начинается нечто невероятное. Когда автобус с футболистами "Локомотива" в среду вечером перед тренировкой припарковался около стадиона, тренеры и игроки застыли в изумлении, не поверив своим глазам. "Вот о чем надо писать!" - воскликнул Юрий Семин.


Перед локомотивцами открылась целая страна травяных футбольных полей, принадлежащая ФК "Люнгбю". По самым скромным подсчетам на триста метров их длины приходилось сто пятьдесят метров ширины. Я насчитал девять пар самых разнообразных ворот - от больших футбольных до гандбольных, а количество детей, гоняющих мяч, вообще подсчету не поддавалось. Причем зачастую этих детей за мячом не было видно. "У нас начинают заниматься футболом в 5-летнем, а иногда и в 4-летнем возрасте, - разъяснил мне работник пресс-службы клуба г-н Йоргенсен. - Представьте себе: в юношеских командах "Люнгбю" тренируется тысяча мальчишек! Добавьте сюда семь команд ветеранов разных возрастов, тоже играющих на этих полях. Кстати, в одну из них входит 33-летний Микаэль Лаудруп, закончивший карьеру в большом футболе и живущий поблизости".


Игроки "Локомотива" были потрясены не менее, чем тренеры и журналисты, - они-то лучше других знают, что во всей Москве не найти столько отличных полей (тем более для детей), сколько есть в этой датской деревне. "Можно только мечтать, чтобы мои дети когда-нибудь тренировались в таких условиях, - вздыхает Руслан Нигматуллин. - Смотришь на такое - и понимаешь, почему в Дании уже третье поколение сборной играет в отличный футбол. А мы берем скорее размерами страны - где-нибудь да родится самородок. Как вон тот парень из Барнаула", - с улыбкой заканчивает свои размышления вратарь "Локомотива", кивая в сторону стоящего поодаль Алексея Смертина. Когда Нигматуллин зачарованно смотрел на бескрайние поля для юных датских футболистов, невольно вспомнилось, как за два дня до того он раз за разом бросался в грязную жижу Вратарской площадки второго поля московского стадиона "Локомотив".


Любопытно, что при столь поражающей воображение постановке работы с детьми условия для взрослых игроков и болельщиков "Люнгбю" не ахти какие. Возьмем, скажем, одноименный стадион. За 25 лет, которые он существует, арена безнадежно устарела - из 14 тысяч мест большинство, даже на одной из центральных трибун, состоит из каменных плит вокруг которых разрослись сорняки. Естественно, на эти места в дни международных матчей билеты не продаются, и максимум зрителей на еврокубковых матчах в Люнгбю - всего четыре тысячи. За сутки до игры три тысячи билетов уже было продано.

Не слишком порадовало москвичей и поле - все игроки после тренировки признали его излишне жестким. "Трава довольно редкая, а под ней - такое впечатление, что песок насыпан", - сказал Дмитрий Булыкин. Неумеренную активность во время занятия проявлял Заза Джанашия, все время веселивший одноклубников. Но даже длинные передачи, которые он делал здоровой левой ногой, не должны были вводить в заблуждение. И после тренировки, и на следующее утро на вопрос, сможет ли он хотя бы выйти на замену, Джанашия отвечал отрицательно. А вот Андрея Соломатина во время тренировки больная пятка почти не беспокоила.


Вечер среды для "Локомотива" был вновь занят футболом. Почти вся команда собралась перед большим экраном в холле первого этажа отеля и наблюдала за ходом матча Лиги чемпионов "Челси" - "Милан". А Юрий Семин, который, как известно, внимательнейшим образом следит за новациями западного футбола, был настолько погружен в игру, что даже не услышал, как трижды подряд его звала жена. Поняв, что отвлекать супруга от любимого дела бессмысленно, она ушла в номер. Любопытно, не рождались ли в голове тренера в эти минуты какие-то новые мысли о предстоящем матче с датчанами ?


Стартовый состав "Локомотива" угадывался достаточно легко - лишь в защите у Семина был выбор между Оганесяном и Черевченко. Главный тренер железнодорожников предпочел армянского легионера, обладающего большим диапазоном действий, хотя и, быть может несколько менее надежного в защите. Это ясно дало понять о том, что в стане красно-зеленых соперника не боятся: будь он более именитым, Семин на выезде наверняка предпочел бы более закрытый вариант с Черевченко. Впереди же, как и предполагалось, вышел один Булыкин. В слова Владимира Эштрекова о том, что вторым форвардом может быть Саркисян, не верилось хотя бы из-за травмы Лаврика. Кроме Саркисяна, играть на месте правого полузащитника было просто некому.

Первые десять минут несколько насторожили - но не из-за агрессивной игры хозяев, которой и не пахло, а ввиду, как показалось, отсутствия должной концентрации у "Локомотива". Даже два лучших игрока "Локо" - "великие комбинаторы" Смертин и Лоськов ухитрились за первые восемь минут отдать шесть неточных передач, дважды потеряли мяч и нанесли два удара в "молоко". Кроме Харлачева, в эти минуты из группы атаки не смотрелся никто, и оставалось надеяться на то, что долго такое не продлится. Ибо никаких предпосылок для слабой игры у "Локомотива" в последнее время не наблюдалось.


И на 14-й минуте случилось то, что сразу успокоило нервы и футболистам, и болельщикам "Локомотива", которые, к слову с первых же минут без особых усилий перекрикивали своих датских оппонентов. Первая же по-настоящему острая атака россиян завершилась голом. После навеса Лоськова защитникам с грехом пополам удалось вынести мяч за пределы штрафной, но Харлачев тут же нанес плотный удар с лета - вратарь Фальстрем отбил мяч перед собой, а помочь ему оказалось некому. Но самое поразительное в том, кто из локомотивцев первым успел на добивание. Этим игроком оказался последний защитник железнодорожников Игорь Чугайнов! Кстати, за сутки до игры я спрашивал капитана "Локо", будет ли он подключаться к атакам, и он ответил, что все зависит помимо установки от того, как пойдет игра. Видимо, Чугайнов понял, что атакующей линии своей команды настало время помочь. И эта помощь оказалась поистине бесценной.


"Люнгбю" отнюдь не ответил на гол гостей штурмом их ворот. "Локомотиву" не надо было брать власть в свои руки - она пришла к ним сама по себе. Доходило до того, что на своей половине поля железнодорожники во время атак оставляли по три человека. И это - в гостях ! А тут еще и Лоськов разыгрался не на шутку. Примерно с 30-й минуты преимущество красно-зеленых стало поистине безоговорочным. Почему же беззубо выглядели хозяева, всего несколько дней назад расправившиеся на выезде с достойно противостоявшим киевскому "Динамо" "Ольборгом", ответил сидевший рядом со мной датский журналист: "Они выглядят испуганными. Видимо, не смогли преодолеть робости перед клубом, два года подряд выходившим в полуфинал Кубка кубков".

40-я минута, казалось, вообще расставила все точки над i и в этом поединке. До того находившийся на острие московской атаки Булыкин был незаметен - то ли сам не слишком эффективно двигался, то ли партнеры не снабжали его удобными передачами на ход. Но как только это произошло, Булыкин не замедлил воспользоваться шансом. Удобно получив мяч от Лоськова, 19-летний форвард легко убежал от центральных защитников Бирна и М.Петерсена, вышел на рандеву с Фальстремом и, словно на тренировке, перебросил мяч через шведского легионера датчан - 0:2! Это был 6-й гол Булыкина в еврокубках.


Бдительность железнодорожников после второго гола притупилась, и они позволили Бидструпу нанести опаснейший удар головой в правый нижний угол. Нигматуллин на мяч среагировал, но до конца зафиксировать его не смог. Однако на помощь пришел Дроздов, и "Локомотив" ушел на перерыв с гарантировавшей, казалось, спокойную жизнь разницей в два мяча. После перерыва вместо Дроздова на поле появился Маминов, что могло говорить только об одном: Семин усиливает атаку и играть на удержание счета на собирается. Это подтверждали и первые десять минут тайма, прошедшие с полным перевесом гостей. Вначале Лоськов с 25 метров наносил пушечный удар со штрафного, но мяч просвистел чуть выше ворот. А затем Булыкин играючи ушел от троих соперников, но в решающий момент предпочел сделать пас набегавшему Лоськову. Пас, увы, получился для партнера неудобным.

Что произошло в этот момент, понять абсолютно невозможно: инициатива полностью перешла к "Люнгбю". Заводилой выступил тот самый Бидструп. На этот раз он вновь бил головой, но прямо в руки Нигматуллину. Однако все, что за этим последовало, было гораздо серьезнее. На 55-й минуте Хавлюке нанес могучий дальний удар, и мяч задел перекладину. На 57-й миниатюрный Йохансен, когда-то игравший в "Ковентри", отдал тонкий пас на выход единственному форварду хозяев Хермансену, но мяч в ногах у хозяйской "девятки" забрал Нигматуллин. И при этом получил травму - хорошо, что несерьезную. Мощнейший удар через минуту в исполнении Маглебю, и непонятно откуда взявшийся прессинг - все это говорило о том, что датчане шутить не намереваются.


Единственным, кто всерьез пытался противостоять этой стихии, был Лоськов, совершивший два перехвата. А еще однажды он поддержал прорыв Булыкина, отдал мяч Саркисяну, но скидку того на Маминова вратарь "Люнгбю" сумел нейтрализовать: удар резервиста в ближний угол был хорош и плотен, но Фальстрем был начеку. Следующий же острый момент у ворот Нигматуллина все-таки закончился голом. Йохансен подал очередной угловой, и Бидструп из центра штрафной головой срезал мяч в дальний угол. Семин мгновенно заменил Оганесяна на Черевченко - настала пора защищаться.

С этого момента острота у ворот "Локомотива" несколько спала. Железнодорожники пришли в себя, и Булыкин с Харлачевым в течение пяти минут не использовали два выгодных момента. Особенно располагавшей к голу была ситуация у Харлачева, но после комбинации с участием Булыкина и Маминова хавбек низом пробил рядом с дальним углом. За оставшееся время у "Люнгбю" был всего один реальный шанс: Анди нанес отличный удар головой после очередного углового. Нигматуллин намертво поймал мяч, летевший точнехонько в "девятку". В остальном же датчане сбились на навал, а "Локомотив" в контратаках несколько раз мог увеличить перевес. Помешала, пожалуй, нервозность.

Впрочем, болельщики "Локо" уже за несколько минут до финального свистка почувствовали, что их любимцы не должны упустить победу, и с энтузиазмом принялись скандировать: "Самый лучший коллектив - это наш "Локомотив"!" Надо отметить, что футболисты это оценили и после финального свистка дружно подбежали к сектору со своими поклонниками и поблагодарили их. Пусть "Локомотив" провел не лучший свой матч, но еврокубковая победа на выезде - это всегда победа. Как и после матча сборных России и Армении, здесь уместна фраза: "Игра забывается, результат остается".

Комментариев нет:

Отправить комментарий