В начале 90-х чиновники из УЕФА поняли, что еврокубки – не просто способ уплотнить календарь, но и отличный инструмент для зарабатывания денег путем многократного сталкивания лбами сильнейших команд континента. В сезоне-1991/92 в Кубке европейских чемпионов появилась групповая стадия, а год спустя его переименовали в Лигу чемпионов. В первом розыгрыше турнира, будто специально, случилось все, что могло случиться – сенсационное низвержение действующего чемпиона, принципиальные противостояния, скандалы и курьезы, исторические голы и финал с непредсказуемым исходом. Уже после дебютного сезона новой Лиги стало ясно – ее придумали не зря.
Московские армейцы попали в Лигу Чемпионов в качестве последнего Чемпиона СССР. К тому же, в 1991 году ЦСКА завершил сезон не просто победой в Чемпионате, а сделал «золотой дубль», выиграв летом того года ещё и Кубок СССР. Но к осени 1992 года команда претерпела значительные изменения со знаком минус. Ушёл на «повышение» (в сборную России) главный тренер той золотой команды П.Ф. Садырин, часть ведущих игроков команды уехали на «заработки» в зарубежные клубы, так что на первый свой еврокубковый матч, команда вышла в сильно обновлённом составе и с новым главным тренером. Самыми опытными из её игроков были вратарь команды Дмитрий Харин и полузащитник Евгений Бушманов, который 2 года назад в составе московского «Спартака» играл в полуфинале Кубка Европейских Чемпионов. Для большинства других игроков – это был дебют в еврокубках. Но даже для такой молодой команды исладский "Викингур" не должен был стать непреодолимым соперником. Что и произошло. 1:0 – первая гостевая победа российских клубов в еврокубках !
Программка из Исландии имеет очень простое оформление и объем 8 страниц.
В ответном этом матче, к счастью для российских болельщиков, обошлось без сенсаций - снова победа, на этот раз со счетом 4-2 и армейцы вышли в 1/8 финала Лиги Чемпионов.
По традиции, к домашнему матчу ЦСКА вышло два вида программ - Лужники и КЛС ЦСКА. И этой традиции к тому времени было уже три года. Именно в таком виде программы выходили в 1991 и 1992 годах. Ну, с лужниковской программой все и так понятно, а про вид КЛС отмечу следующее - оформление в виде книжки (16 стр), содержание с упором на информационную часть, бумага газетная, печать черно-белая.
Когда стало известно, что во втором отборочном раунде ЦСКА предстоит играть с действующим обладателем трофея, гендиректор Мурашко пообещал каждому футболисту 25 тысяч долларов за проход «Барселоны». Для постсоветской России деньги были сумасшедшие, но мысль о победе над «Барсой» казалась еще более безумной, тем более что победителей последнего союзного первенства в ЦСКА почти не осталось. Тем не менее, первый московский матч закончился вничью 1:1 – и армейцы отправились на «Камп Ноу».
В начале матча игроки ЦСКА зевнули в штрафной Надаля, через двадцать минут проспали рывок Бегиристайна, но в каком-то смысле эти два гола ничего не поменяли. «Когда играешь против команды, которая тебе процентов 30 дает владеть мячом, думаешь только о том, чтобы поймать момент и совершить быстрый переход в атаку», – вспоминал автор двух голевых передач Ильшат Файзулин. Одна такая атака удалась ЦСКА перед свистком на перерыв – пас Файзулина вспорол оборону «Барсы», а Бушманов забил эффектный гол с двойным отскоком от перекладины.
Во втором тайме «Барса» не торопилась закреплять преимущество и неожиданно пропустила после углового: навес Карсакова головой в падении замкнул Денис Машкарин. А потом Карсаков (кстати, вышедший на замену при счете 2-0 и заработавший таким образом хоккейные «плюс три») забил сам – пяткой, в шикарной скоростной контратаке через все поле. Это была не просто победа, это было столкновение разных миров – европейского гранд-клуба с легендарной игровой философией и безбашенной команды из страны, где футбол в тот момент был, наверное, одной из самых неважных вещей. Матч с «Барсой» даже не показывали по российскому телевидению...
А вот какой была реакция игроков ЦСКА: «В раздевалке сразу нашли Мурашко и потребовали свои кровно заработанные. Он был растерян, но пообещал все выплатить. Долго выплачивал, около полугода. Частями и в разных валютах». И еще: «Сыграй мы с «Барселоной» еще девять матчей, они бы нас обыграли девять раз».
Выход в групповую стадию обернулся неожиданной депортацией: за неимением годного стадиона в России ЦСКА пришлось играть домашние матчи в Германии (Берлине и Бохуме). Сначала армейцы уступили «Рейнджерс» и «Брюгге», затем сыграли вничью с «Олимпиком» на Олимпийском стадионе в Берлине (где потом марсельцы возьмут трофей), а вот во Франции случилось странное.
«Когда ехали на матч – половина футболистов заснули в автобусе. А на поле вся команда выглядела какой-то вялой. Вспоминаю, что после этого говорили, что, мол, "провезли нашу команду мордой по асфальту…" Но надо было понимать, что наши молодые ребята подверглись какому-то непонятному воздействию. Меня вызывали на заседание КДК УЕФА, но я не мог ничего доказать, ведь не было никаких фактов. А сейчас, по прошествии многих лет, этим вряд ли кто-то заинтересуется, даже несмотря на признание защитника французского клуба…» – так тренер Геннадий Костылев объяснял поражение со счетом 0:6. А вот в чем заключалось признание игрока «Марселя».
«Против соперников применяли подлые приемы. Вспомнить только, что вытворили наши боссы с московским ЦСКА ! В бутылки с водой, которые предназначались московским футболистам, тончайшим шприцем ввели какое-то вещество прямо сквозь пробки. При этом все улыбались, шутили. Потом позвали мальчишку из числа помощников и приказали ему отнести бутылки русским…» – это слова того самого Жан-Жака Эйдели, осужденного за попытку дачи взятки. Отбыв дисквалификацию, Эйдели принялся разоблачать деятельность «Марселя» под руководством Тапи и даже написал про это книгу. После поражения от «Марселя» шансов на выход из группы у ЦСКА не осталось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий