20 октября 2016 г.

Разноцветная семёрка... Рецензия на фильм "Великолепная семерка" от Николая Абрамовича


На экранах новая «Великолепная семёрка». Римейк сделан, премьера состоялась. Каковы будут мнения зрителей ? Для начала предложу сравнение. Есть такое кино с лаконичным названием “Scarface”(«Лицо со шрамом»). Есть древний оригинал, и есть римейк 1983 года с Аль Пачино. Между двумя фильмами 51 год разницы, тем не менее, оба считаются классикой ХХ века. Но какой из них лучше? Наверняка новый “Scarface”. Всё-таки режиссёр Брайан Де Пальма и актёр Аль Пачино большие и очень талантливые величины. Так бывает, и нередко, когда в сравнении многих достоинств, а также зрительских симпатий одерживают верх не оригинал, а римейк.

Ну а теперь берём «Великолепную семёрку» - 2016 и проводим сравнение с оригиналом. Между картинами 66 лет. Это очень солидно – выросло уже три взрослых поколения людей. «… Семёрка» 1960 года, безусловно, является классикой голливудского и мирового кино. А как быть с римейком – 2016, может ли он стать классикой, либо неоклассикой? Ни в коем разе. Но режиссёр такой задачи и не ставил, понимая, что нельзя замахиваться не по чину. В данном случае создатели просто отдали дань моде. А в моде сейчас снова римейки и вестерны.

Однако давайте признаемся честно: сможем ли мы нашу молодежь заинтересовать просмотром оригинальной «Великолепной семёрки»? Вряд ли. Слишком от них это далеко и архаично. А вот новую «…Семёрку» они могут посмотреть не без удовольствия. Этот фильм уже не просто жанровый вестерн, а хороший современный экшен. Но он, увы, хорошо смотрится только раз, да и в памяти вряд ли задержится надолго. Ничего великого и классического здесь не встретим, не зафиксируем. Всё банально, заштамповано и заранее предсказуемо (ну в последнем случае, по-любому, виноват оригинал ленты, а не римейк). Можно сказать, что это хорошее кино-чтиво, не более. Или просто криминальное чтиво по-ковбойски. Но отметим, что всё же есть там некий свежий взгляд, который хоть как-то скрашивает новую кинокартину.

Можно привести и социальный аспект. Мы отчётливо видим на экране, как дикий криминальный капитализм конца XIX века ( в фильме идёт 1879 год) пробивал себе дорогу в лице золотопромышленника Боуга. Беззащитные фермеры должны за бесценок продать свои земли, в противном случае будут полностью истреблены. Для устрашения Боуг даже приказал своим людям поджечь церковь. А так всё и было в истории США. Поубивали всех слабых, наивных и беззащитных, в первую очередь, включая коренное население. Таким образом «жулики, бандиты, воры всех мастей» (да как же оказался прав американо-русский шансонье Вилли Токарев!) стали хозяевами огромной страны и всех её богатств. Да и у нас в России, в принципе, всё то же самое.

Но нашлись ведь там, в прериях Аризоны семеро смельчаков, готовых рисковать жизнью, но защитить честных и бесправных фермеров от сотен головорезов, правда, за некоторую сумму в долларах. Это, наверное, уже сказка? Может быть. Учитывая, что и первая «…Семёрка» - 1960, является римейком японской чёрно-белой ленты «Семь самураев»(реж. Куросава). Я, к своему стыду, не смотрел японских «…Самураев», но предполагаю, что американский римейк далёк от оригинала Куросавы. Тем не менее, этот вестерн является шедевром, как тех лет, так и до сей поры включительно. Из семи актёров старого фильма можно особо выделить троих. Это Юл Бриннер, Стив МакКуин, Чарльз Бронсон. Никого из них нет в живых, но все они являются мировыми звёздами-классиками, поэтому обречены жить вечно.  

В новой киноленте из семи актёров можно назвать только двоих, кто хоть немного известен нашей публике. Это Дензел Вашингтон и Итан Хоук. А из семи персонажей даже не все являются ковбоями в нашем представлении: один индеец-команч, использующий только холодное оружие; другой фокусник-китаец, использующий в основном то же самое. Но самое потрясное, - центральный персонаж, он же «Охотник за головами» Сэм Чизем – негр! Его играет Дензел Вашингтон, а в старом фильме мы все помним лысого центрового заводилу Криса, роль которого исполнял Юл Бриннер. Как я упомянул, в команде смельчаков есть китаец, индеец по имени Красный Урожай, мексиканец Васкес и 3 (всего лишь три!) белых американца.

Вот так фокусы ! – удивятся зрители. Не слишком ли зашкалила пресловутая политкорректность ? Наверное, всё дело в том, что режиссёр фильма Антуан Фукуа сам темнокожий. Но это вполне нормально. И как упоминалось ранее, здесь вовсе не ставилось цели создать супер-шедевр. А может режиссёр решил просто постебаться? Этого тоже нельзя полностью исключать, но это кино всё-таки вполне серьёзное и трагичное. Такая разношёрстная и разноцветная семёрка методично делает своё «доброе дело» на протяжении 2-х часов экранного времени. Из семи крутых парней в живых остаются только три, а как помним из далёкого оригинала, - там один только Крис и выжил.

Зато бандиты полегли все, включая главаря Боуга. Во время Гражданской войны он прославился как конфедерат-расист и палач. Поэтому с ним разделалась особенно тщательно. Предсказуемость была и в том моменте, чего не было в оригинале. На стороне Боуга есть тоже один индеец из команчей. Мы уже просекаем, что наверняка наш хороший команч Красный Урожай должен будет с ним (плохим) стыкануться во время баталий и его как следует уделать. Так всё и произошло. В честном поединке Красный Урожай уделал по полной команча-врага, сказав ему на прощание: «Ты опозорил свой род».

Некой изюминкой в новом фильме можно считать один технический эпизод с многоствольным пулемётом системы Гатлинга. В вестернах такое оружие мы наблюдали крайне редко. Пулемёт «Гатлинг» производился уже после войны Севера с Югом, в боевых столкновениях с индейцами тоже использовался нечасто. И вот нынешние зрители с тревогой наблюдают, как бандитские стрелки крошат фермерский посёлок. Погибло немало людей, кто с оружием в руках был заодно с героической семёркой, а с ними даже рыжеволосая вдова Эмма, но она, к счастью, уцелела. Но пулемёт не слишком выручил бандитов. Рубаха-парень Джошуа(Крис Пратт) взорвал их динамитом, хотя и ценой собственной жизни.

В итоге «наши» победили, фермеры спасены, все головорезы и дельцы-золотодобытчики на том свете. Так всегда и должно быть в хорошем кино. Правда хорошее кино часто является сказкой, но многие зрители вовсе не против этого. Но что касается вестернов, хотелось бы, чтобы эти киносказки были более смотрибельными и менее напоминали заурядное кино-чтиво.

Комментариев нет:

Отправить комментарий