И ПО СТРАНАМ БЕНИЛЮКСА СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД
Ну вот и все, последний наш клуб, продолжавший реальную борьбу за один из европейских кубков, московский «Спартак», выбыл из розыгрыша. Тишина поражения — она порой красноречивее самых громких слов, сказанных в благополучные дни. Надо было видеть, что творилось на поле антверпенского стадиона после финального свистка судьи! Тысячи обезумевших от счастья фанатов, сметая на своем пути рекламные щиты, лавиной устремились на поле и вмиг заполнили его в радостных танцах. Главный тренер «Антверпена» Вальтер Меус. проведший чуть ли не весь второй тайм на ногах, одним махом забрался на заградительную решетку, которая отделяет поле от трибун, и горячо благодарил болельщиков клуба за поддержку. Лучший игрок «Антверпена», его лидер, Алекс Чернятински совершил своеобразный круг почета по беговой дорожке, осыпая окруживших его фанатов, воздушными поцелуями. А те, в свою очередь, устремились к трибуне, где сидели российские туристы, прилетевшие с «Розой ветров». Полиция, неуверенная в добрых намерениях своих земляков, оцепила подход к трибуне, но ее беспокойство оказалось напрасным: вдохновленные победой бельгийцы устроили овацию спартаковским болельщикам, тем самым отдавая дань уважения поверженному сильному сопернику, и долго скандировали «Русланд! Русланд!». Сектор с туристами из России, несмотря на горечь поражения, нашел в себе силы зааплодировать в ответ своим бельгийским «коллегам». Это надо было видеть !
Время не повернуть вспять, сыгранный матч не переиграть заново. Убежден, что доведись спартаковцам после всего происшедшего и пережитого встретиться с «Антверпеном» еще раз, их игра была бы иной. Однако футбол — наука точная, и она не признает сослагательного наклонения, здесь принято оперировать реальными цифрами. А они, как известно, оставили московский клуб, который все единодушно признавали главным фаворитом турнира, за бортом финала. Так что же произошло в четверг вечером на поле стадиона «Босейль» в Антверпене? Что случилось? Почему «Спартак» проиграл команде, никоим образом не превосходящей нашу по классу и уровню мастерства? Вопросов много, ответов пока меньше. По самым горячим следам не разложить все по полочкам, и вряд ли есть смысл делать на скорую руку какие-то глубокомысленные выводы, поэтому ограничимся предварительными.
Поражение поражению — рознь. Нынешнее от «Антверпена» из тех, что принято называть сенсационными. Для нас эта сенсация, естественно, со знаком минус, но ничего не поделаешь... Одна мудрая восточная пословица гласит: «Если что-то потерял, вернись к началу пути». «Спартак» упустил свой шанс, пожалуй, еще в Москве, когда, по логике вещей.
То, что испанцы, недовольные исходом первого матча, внесут коррективы в состав, было очевидно. Но и «Парме» не удалось выйти на ответную игру сильнейшим составом. Получил бытовую травму Асприлья (во время отдыха он порезал ногу, неосторожно наступив на осколок стекла), из-за двух предупреждений пропустили игру Ди Кьяра и Дэоратто.
Тренер «Пармы» Невио Скала заделал «бреши» следующим образом, вместо Аслрильи вторым нападающим он поставил Брулина. место которого в полузащите занял Озио. на позиции Дэоратто в середине должен был создать прочный задел на ответную встречу. Тем не менее, этого не произошло. Более того, победа с минимальным счетом 1:0 воспринималась как вполне приемлемый результат, учитывая качество игры обеих команд в том матче — далекое от лучших образцов.
Между тем спартаковцы, видимо, решили, что и «малой крови» хватит, дабы убрать «Антверпен» с дороги. И, похоже, еще больше уверовали в это в ответной встрече, после быстрого гола, красиво забитого Радченко уже на 10-й минуте. Собственно, все понимали, что «Антверпен» по любым меркам команда чуть выше среднего европейского уровня - крепко сбитая, всегда точно знающая, чего хочет, но не всегда, в силу объективных причин, способная добиться своего, воплотить желаемое в действительное. Не случайно клуб и в собственном чемпионате занимает лишь шестое место, а в Кубке кубков до матча со «Спартаком» вообще ни разу (I) не выиграл на своем поле, правда, также ни разу до матча в Москве и не проиграл на выезде. Кстати, на пресс-конференции, состоявшейся накануне игры, я спросил. Меуса об этой странной «традиции» его команды, что это за эдакая «выездная модель» наоборот? На что тренер бельгийцев с присущим ему остроумием ответил в том духе, что, мол раз мы в Москве нарушили одну из этих «традиций», то завтра нам ничего не остается делать, как прервать и другую.
Честно говоря, тогда его слова были восприняты мною не более как дежурный ответ человека, который формально не должен оставить без объяснения любой вопрос журналиста. Да и действительно, какие козыри мог предъявить Меус Романцеву? Разве что двух «тузов» — Ленхоффа и Чернятински ? Но они играли и в Москве, манера их игры, как впрочем. Северенса и Яковлевича, никакого секрета не составляла. Общеизвестно, что ни те, ни другие явно не дотягивают до уровня настоящих звезд, но чего у них не отнимешь, так это профессионального самосознания, готовности и желания доказать всем, что в Европе их недооценивают. Эдакий хороший «комплекс неполноценности», который во многом и помог им в этом матче прыгнуть выше головы, что удается «Антверпену» не часто. Хотя поначалу вроде бы все складывалось для гостей как нельзя лучше: они повели с общим счетом 2:0, забив при этом гол на чужом поле. Комбинацию начал Попов, в своем стиле он прошел по флангу и откинул мяч Онопко, тот сыграл еще дальше в центр на Пятницкого, а Андрей отдал пас Ледяхову направо. Игорь, не мешкая ни секунды, длинной диагональной передачей перевел мяч на открывшегося слева Радченко, и наш форвард аккуратно и технично перебросил его через голкипера в дальний угол ворот, поймав Стояновича на противоходе. Кто бы мог в тот момент подумать, что хозяева сумеют найти в себе силы переломить ход игры и трижды добиться успеха ?!
Тревожные звоночки уже звучали для «Спартака», когда опасно атаковали ворота Черчесова Северейн и Аенхофф. которые, несмотря ни на что, рвались и рвались вперед, зажигая тем самым своих партнеров. Несколько раз москвичам повезло, когда непростительно грубо ошибался в обороне Чернышов, но, к счастью, его успевали подстраховать то Онопко. то Хлестов, или «вопрос закрывал» четко действовавший Черчесов. Однако на 36-й минуте и они все оказались бессильны после того, как мяч попал в спину Чернышова (в момент атаки соперника по центру штрафной наш либеро почему-то оказался лицом к своим воротам - мягко говоря, нонсенс!), и Чернятински повторным ударом вколотил его в «девятку» - 1:1.
На первый взгляд ничего страшного не произошло — за оставшееся время хозяевам нужно было забить еще два гола и не позволить сделать этого «Спартаку», что казалось маловероятным. Но тут захромал и вынужден был попросить замену Попов, а сразу вслед за ним та же картина с Радченко - оба до сих пор никак не оправятся от старых травм. Вышедшие вместо них Гашкин и Бакшеев. конечно же, еще не готовы играть на таком высоком уровне, просто в силу недостатка опыта и мастерства. И вот тут-то и надломилось что-то в игре «Спартака»...
В перерыве матча свое мнение об игре высказал приехавший из Парижа посмотреть на своих бывших одноклубников Александр Бубнов: «Хозяева ничем не удивили — вся их игра как на ладони. Все, что они могут предложить в качестве аргументов в свою пользу, — это борьба, борьба и еще раз борьба. За каждый метр поля, за каждый мяч — в этом их единственный шанс. А вообще нынешний «Спартак» должен обыгрывать такие команды без вопросов. Но допускаю, что если вдруг «Антверпену» удастся забить второй гол, нашим ребятам придется нелегко. Инициативу отдавать нельзя ни в коем случае, для «Спартака» это может быть чревато крупными неприятностями. И еще — я поражен откровенно слабой игрой Чернышова, пора бы ему унять дрожь в коленках...».
Бубнов как в воду смотрел. На 65-й минуте блеснул индивидуальной техникой Яковлевич: в штрафной он подработал себе мяч и с полоборота нанес удар в ближний угол при полнейшем попустительстве наших защитников, словно завороженных немудреными финтами югослава. Но и это был еще далеко не конец. Хотя, как признается потом, уже в самолете, Олег Иванович Романцев. Именно тогда ему стало ясно, что сегодняшнему дню суждено стать черным для «Спартака». Правда, на 70-й минуте вполне мог опровергнуть это скорбное предчувствие главного тренера Пятницкий, когда, отобрав мяч у того же Яковлевича, вышел один на один с вратарем, но не смог перехитрить Стояновича — тот каким-то чудом среагировал на «расстрельный» удар и НОГОЙ отбил мяч на угловой. А не забил сам — получи гол в свои ворота.
Эта древняя футбольная формула до сих пор работает почти безотказно. О третьем решающем голе в спартаковские ворота наверняка еще долго будут спорить, его будут обсуждать, ругать судью или соглашаться с ним. Возможно, даже «Спартак» направит протест в УЕФА. Но все это — размахивание кулаками после драки, поезд уже ушел. Пенальти, назначенному португальским арбитром Короаду. предшествовала целая чуть ли не детективная история.
За 15 минут до конца матча, когда игра шла в районе правого фланга атаки хозяев, в спартаковской штрафной вдруг обнаружился поверженный на газон Чернятински. Он лежал, а точнее, катался (надо понимать, от боли) по траве и всем своим видом показывал, какая у него ужасная травма. Он корчился, закрыв руками лицо, и его партнеры, разумеется, привлекли к нему внимание главного арбитра, который следил за игрой. Тот остановил матч, подошел к нападающему, посмотрел на его «мучения», но решения никакого не принял: он не видел, что же произошло в штрафной, ведь игра шла совсем на другом участке поля. Бельгийцы что-то яростно доказывают, призывая в свидетели ближнего бокового судью. Главному ничего не остается делать, как направиться к своему помощнику за консультацией. В ходе ее де Кастро отчетливым жестом показывает арбитру матча — был удар в лицо. Короаду тут же достает красную карточку и предъявляет ее... Онопко! Потом снова направляется на «совещание» к боковому коллеге, а еще через минуту встает на 11-метровую отметку - пенальти !
Фантастический случай, какого я еще не встречал: судья, не видевший нарушения правил своими глазами, со слов помощника назначает столь суровую меру наказания! Причем, почти уверен, эпизод столкновения в штрафной толком не видел, и де Кастро - игра шла у его бровки, и он тоже, не отрываясь, следил за мячом. Но с трибуны-то мы видели, что Чернятински «повздорил» с Ивановым, а боковой судья указал главному почему-то на нашего капитана, который в итоге был удален вообще ни за что... Пенальти. Гол. 1:3. «Спартак» вдесятером, и десять минут до конца. Конца пути «Спартака» в нынешнем розыгрыше Кубка кубков, который так хорошо начинался матчами с люксембургской, английской и голландской командами и так печально закончился в последней из стран Бенилюкса - Бельгии.
Отдадим должное хозяевам: они сражались в этом матче до конца и своего добились. Гости же выглядели излишне самоуверенными поначалу и растерянными "после второго пропущенного мяча. Тем не менее все российские журналисты в ложе прессы сошлись на том, что матч не столько выиграл «Антверпен», сколько проиграл сам «Спартак». Проиграл в очередной раз, обжегшись на элементарной недооценке противника. Парадокс, но для москвичей действительно, чем более именитый соперник перед ними, тем лучше. «Антверпен» таковым не является, и никакие призывы тренеров отбросить даже малейшие шапкозакидательские настроения ни к чему так и не привели. Хотя на словах все футболисты в один голос утверждали, что о недооценке соперника речи быть не может, на деле оказалось иначе...
Жаль, если нынешнее поколение «Спартака» так и останется для всех нас поколением нереализованных потенциальных возможностей. И все-таки, переживая обидную неудачу в полуфинале, не забудем о том, что за последние годы эта команда принесла болельщикам куда больше радостей, чем огорчений. А проигранный полуфинал должен послужить хорошим уроком на будущее, дабы не повторять несколько раз одну и ту же ошибку. Для «Спартака» любое поражение — это всегда трагедия, подобное же поражение от ничем не примечательного соперника горько вдвойне. Но жизнь ведь на этом не кончается. Футбол оптимистичен по своей сути, он всегда оставляет шанс на будущий успех. Впереди у «Спартака» Кубок европейских чемпионов, а значит, все начинается сначала...
Юрий ЮДИН, специальный корреспондент «Футбола».
Позднее к Фредрикссону добавился португалец Жорже Корроаду, которого хотелось ненавидеть еще больше, чем шведа. Потому что матч "Антверпен" - "Спартак" поверг в шок миллионы, и не один российский школьник вроде меня провел тогда ночь в слезах - не в силах смириться с чудовищной, как тогда казалось, несправедливостью.
Подумалось: неужели и с Корроаду та же история - и "преступление" в Антверпене тоже миф ? Как выяснилось - да. Уже, увы, ушедший от нас Андрей Иванов действительно ударил бельгийца в своей штрафной, пусть мяч в этот момент и был за ее пределами. А по букве футбольных правил - это пенальти. Но техническая ошибка Корроаду, показавшего красную карточку не Иванову, а Виктору Онопко, и то, что этот момент не попал в трансляцию, и позволило родиться истории, передающейся болельщиками "Спартака" из уст в уста.
Спорт-Экспресс от 06.06.2013 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий