5 марта 2013 г.

Программки к домашним матчам Торпедо (Москва) в Кубке УЕФА 1992/1993


Как считают некоторые коллекционеры, на матч Торпедо - Манчестер Юнайтед было выпущено пять видов (!) официальных программ. Более того, кто-то даже их собирает, хотя, по сути, это одна программа, но с разными видами обложек. Уж не знаю кто и когда придумал считать программы с разными обложками за другой вид (внутри-то все идентично), но мне этого уж точно не понять. 

Второй вид программы к этой игре действительно был выпущен, причем очень качественный, но к футбольному клубу "Торпедо" и к стадиону "Торпедо" он отношения не имеет. Я даже не знаю продавался ли он на матче. Однако список авторов вызывает уважение (Винокуров, Соловьев, Шувалов, Щеглов и др), а также издательство - "Физкультура и Спорт".






Даже погода подготовилась к большому футболу. Торпедовцы, не говоря уже об англичанах, слывут большими любителями дождливой погоды. И прекратившийся было мелкий дождь возобновился вновь, стоило датскому арбитру дать свисток к началу встречи. И почти полные трибуны вместе с самыми что ни на есть настоящими британскими фанами, а их прибыло около двух сотен все это говорило о том, что впервые в этом году на «Торпедо» пришел настоящий футбол.

Москвичи, все-таки побаиваясь своего соперника, вместо привычных трех выставили на матч сразу пятерых защитников. Этот шаг тренеров, безусловно, сузил атакующие возможности команды. И в первом тайме запомнился разве что плотный удар из-за штрафной Геннадия Гришина. А манчестерцы до перерыва добились чуть большего. Однажды Арефьев после прострела Хьюза спас свои ворота, затем капитан «МЮ» Брюс подтвердил умение англичан играть головой, нанеся сильный удар с 15-ти метров. Впрочем, атаки «Манчестера» часто гасли еще в центре поля, в основном, из-за грубых ошибок их правого края Уоллеса. В конце концов, шотландский тренер Алекс Фергюсон решился на замену. И на поле появился знаменитый капитан английской сборной 35-летний Брайан Робсон. С его выходом атаки англичан стали более осмысленными, и еще в первой половине после подачи Гиггза сам Робсон в падении нанес удар. Но Подшивалов продемонстрировал отменную реакцию.

Если первый тайм можно охарактеризовать как равный, то после перерыва, с некоторыми оговорками, следует сказать, что игра пошла под диктовку москвичей. В самом его начале опасно выстрелил из-под ноги защитника Шустиков, но мяч просвистел над перекладиной. Затем последовал и вовсе острейший эпизод. Шустиков забросил мяч на левый фланг, Афанасьев вошел с ним в штрафную и в который раз попытался поразить цель. Мяч от ноги защитника отскочил к Талалаеву, и уже торпедовский форвард оказался с глазу на глаз со Шмейхелем. Голкипер дуэль выиграл. На том, однако, неприятности для «Манчестера» не закончились. Мяч от рук датчанина отскочил на правый угол вратарской к Чугайнову, который вовремя заметил свободного Гришина. Но тот, пробил выше ворот.

Нельзя сказать, что игра носила односторонний характер. «Манчестер» атаковал достаточно уверенно, и в некоторых эпизодах мог добиться успеха. Однажды выше перекладины нанес удар защитник Филан, затем Хьюз после передачи Гиггза с разворота пробил в угол. Дважды очень опасно атаковал Уэбб, и, наконец, на последней минуте основного времени мяч после его удара отразила штанга. Впрочем, незадолго до этого в быстрой торпедовской контратаке Чугайнов выдал ювелирный пас в центр штрафной, но Талалаев из выгоднейшей позиции пробил мимо цели.

На 89-й минуте арбитр не оставил без внимания грубость лидера атак «Манчестера» Марка Хьюза и вслед за желтой карточкой вынул из кармана красную. Однако в дальнейшем Дангаард не был последователен в своих действиях. В дополнительное время он дважды был обязан показать на 11 метровую отметку, когда защитники англичан грубейшим образом останавливали проходы Талалаева. Возможно, датский арбитр не желал раньше времени доставлять неприятности своему соотечественнику Шмейхелю.

Но дело до пенальти все же дошло. И кто бы мог подумать, что после первых двух пенальти «Манчестер» упустит победу. Ведь первый удар Борисова мастерски парировал Шмейхель, а Афанасьев попал в перекладину. В то время как англичане Инс и Ирвин не оставили Подшивалову никаких шансов 0:2. Однако затем Чугайнов, Ульянов и Арефьев трижды точнехонько посылали мяч в углы ворот Шмейхеля. Брюс и Макклейр свои шансы упустили, а Робсон, обманув вратаря, закрепил за серией из пяти пенальти ничейный счет 3:3. И тут поразил цель штатный пенальтист «Торпедо» Гришин. А Паллистер... даже не успел схватиться за голову. Обезумевшие от счастья торпедовцы уже бежали обнимать Подшивалова. «Торпедо» в 1/16 финала Кубка УЕФА.  Невероятно !!!


Когда в двухраундовых поединках европейских кубков встречаются разные по классу команды и в первом матче в гостях более слабому сопернику удается свести матч вничью, ответная игра для него после этого маленького чуда отнюдь не становится легче. И действительно, какую тактику избрать на повторную игру ? Как использовать тот минимальный шанс, который вдруг забрезжил на горизонте ?

С этими непростыми мыслями многие, думаю, отправились на стадион «Торпедо», где автозаводцы должны были выйти на поле против знаменитого «Манчестера Юнайтед». Вопрос вопросов — как будет в такой ситуации вести игру команда, которая на протяжении всего чемпионата по существу не показывала... никакой игры ? И вот игра завершена. И выводы из нее можно сделать следующие. Да, англичане, безусловно, по своим потенциальным возможностям сильнее, но в этот день и в этот час, вернее, два с лишним часа (именно столько продолжалась эта встреча) сильнее оказались торпедовцы. И прежде всего, думается, в тактике и в полной самоотдаче всех без исключения игроков.

Верно построив тактически игру в первом матче в гостях, москвичи и в повторной встрече избрали, пожалуй, единственно верный план. Дело в том, что в английском клубном футболе (мы в этом могли убедиться, посмотрев матчи на Кубок Англии в передачах нашего телевидения «На пути к «Уэмбли») явно просматривается заученность, предопределенность каждого движения игрока. Да, все английские футболисты имеют хорошую школу и отличную выучку: впечатляют их движение, темп, строжайшая дисциплина, атлетизм. Но в этой заученности нет чего-то необычного, нестандартного, всего того, что так украшает футбол. Торпедовцы как раз и превзошли соперников в том, что сумели сыграть и поумнее, и поизобретательнее их.

И если в первом тайме магия громких имен футболистов «Манчестера» в какой-то мере сковывала действия молодых автозаводцев, то во втором, сбросив с себя этот чисто психологический груз, они заиграли смелее, и сразу же выявилось их вполне определенное преимущество. Торпедовцам удалось провести три-четыре хорошие комбинации с выводом на удар Паземова, Гришина, дважды Талалаева. И если бы не отличная реакция чемпиона Европы - датчанина Шмейхеля и неточность форвардов хозяев, все могло решиться еще в основное время матча. В игре англичан запомнились, пожалуй, два момента, когда в первом тайме с пяти метров в упор бил по воротам Робсон, а во втором - метров с 20 - Хьюз. Но в этих эпизодах, впрочем, как и на протяжении двух матчей, выше всяких похвал сыграл Подшивалов.

Он же стал героем и в серии послематчевых пенальти. Помнится, летом, после жеребьевки европейских кубков, когда я зашел к нему домой и сообщил о том, кто будет соперником «Торпедо» в Кубке УЕФА, Александр, пока его жена наливала нам ароматный чай, сокрушенно покачал головой и сказал: «Ну за что же нам такое ?!». А потом на мое замечание, что, мол, набьет ему «Манчестер» штук пять, серьезно заметил: «Ну, мы это еще посмотрим». И еще как посмотрел !

И действительно, кто бы мог поверить в то, что после двух ударов, когда счет по пенальти стал 2:0 в пользу англичан, «Торпедо» сумеет добиться все-таки победы — 4:3. Этот вопрос я и задал Подшивалову после игры. «А вы знаете, — ответил он, — при счете 0:2 я как-то успокоился и отрешился от всего. Видел перед собой только мяч и знал одно: его надо взять обязательно, во что бы то ни стало. И, как видите, получилось — отразил два 11метровых. Помогло еще и то, что все эти дни перед матчем я специально с ребятами работал над пенальти. Оставался после тренировки и просил бить мне и бить, что называется, до седьмого пота. Но только я попрошу вас об одном: не пишите, что я, мол, герой матча. На поле был не Подшивалов, на поле была команда, было то, чего нам так не хватало в играх чемпионата России».

Что ж, так, наверное, и было на самом деле. Играли торпедовцы один за всех и все за одного. И теперь, я думаю, ни у кого не должно остаться на душе осадка незавершенности, недоделанности. Да, «Торпедо» в этих двух матчах показало больше характера, чем отшлифованного до блеска мастерства. Но любому болельщику, а тем более специалисту, должно быть понятно, что на данном этапе москвичи предъявили именно те козыри, которыми располагали,

Уж у кого он действительно, наверное, остался, так это у профессионалов «Манчестера», не предъявивших нам в общем-то ничего, кроме своих громких имен. Конечно, в этом по большей части «виноваты» и торпедовцы. Важно, что они не действовали по принципу «сам не сыграю и тебе не дам». Нет! Игра была мужественной, честной, и верх в ней взял тот, кто показал зрителям, что футбол красен не только атлетизмом, но и тактическим разнообразием, умением, пусть и фрагментарно, сыграть на ином интеллектуальном уровне, чем соперник. И в этом плане в этот дождливый, чисто английский вечер и были сильнее торпедовцы. Жаль только, если такая их игра останется в нынешнем сезоне лишь яркой, но небольшой вспышкой, какими были несколько ракет, пущенных болельщиками и разорвавшими на мгновение плотный туман над стадионом.










Помнится, после традиционного просмотра соперника один из тренеров «Реала» бросил фразу, суть которой, если перевести на русский, была такой: «Ну, эту команду мы съедим без хлеба!». Да, в итоге съели, но без хлеба не получилось. И лучшим подтверждением этого стал эпизод, случившийся после окончания встречи, когда все футболисты «Реала» подошли к игрокам «Торпедо» и пожали им руки, благодаря за игру и поздравляя с заслуженной победой в этом матче. А затем, празднуя свой успех по итогам двух встреч, испанцы совершили круг почета по стадиону, что, несомненно, говорило о том, как тяжело он им достался, как несладок оказался этот хлебушек.

А ведь поначалу ничто не предвещало гостям трудной жизни. У них был запас в три мяча, а спустя десять минут он уже стал равен четырем. Собственно, после этого судьба двухраундового поединка стала ясна окончательно. Что было делать в такой ситуации торпедовцам ? Да оставалось только одно, пойти ва-банк... Впрочем, мне показалось, что именно такой план хозяева стали претворять в жизнь с первых минут игры. И он был, пожалуй, единственно верным в этой ситуации, но в таком случае надо было действовать так, как действовал «Реал» в первом матче, — жесткий прессинг в середине поля и пресечение малейшей попытки соперника организовать свою контригру. Но, увы, оборона «Торпедо» — в этом сезоне самое слабое место команды, да к тому же «Реал», имея в своем составе таких диспетчеров, как Мичел, Йерро и Просинечки, без видимых усилий разбил эту нехитрую тактику москвичей, и уже на, 10-й минуте Саморано, оставшись в штрафной, хладно кровно поразил ворота Подшивалова.

Да, торпедовцам не удалось забить первыми мяч и тем самым заставить испанцев занервничать, но затем они все же настояли на своем, и гостям пришлось играть остальные восемьдесят минут серьезно и с полной самоотдачей. Буквально через две минуты Талалаев после подачи углового Шустиковым головой отправил первый мяч в ворота испанцев. Вскоре он же, выйдя один на один, мог посеять и легкую панику в их рядах, но, увы, его удар пришелся рядом со штангой. Затем из пределов штрафной прямо по центру бил Гришин, но попал во вратаря. Вслед за этим неожиданный удар Тишкова пришелся в крестовину ворот. «Реал», почуяв опасность, усилил давление в середине поля и ценой определенных усилий выровнял игру. Более того, Бутрагеньо после прекрасной передачи Мичела даже вышел один на один с Подшиваловым, но решительный бросок вперед вратаря, похоже, напугал его, и он пробил неточно.

А в начале второго тайма вновь удачливее оказались гости. Вновь расчетливая передача в штрафную Мичела, и высокорослый Йерро, с виду такой неуклюжий, сложился и в прыжке, выгнувшись по-кошачьи, головой не только достал низко летевший мяч, но и умудрился послать его в угол ворот. Казалось, торпедовцам теперь не подняться. Однако лишний раз пришлось убедиться в неуступчивости автозаводцев, в их воле к победе. Через восемь минут Тишков после навесной передачи с правого фланга выше всех выпрыгнул в штрафной и головой послал второй мяч в ворота Харо. А за тринадцать минут до конца матча 19-летний полузащитник москвичей Мурашов, придя на помощь нападающим после розыгрыша углового, также головой технично сбросил мяч в левый от Харо угол ворот. 3:2 - победа в этом матче, поражение по итогам двух встреч, но не уроненная честь команды и нашего футбола. Но, увы, это максимум того, чего они могли добиться. Все, что можно, было проиграно в первом матче.

Многие главную причину неудач «Торпедо» в сезоне видят в том, что команда-де поспешила снять с тренерского поста Валентина Иванова из-за его деспотизма. На мой взгляд, беда нынешнего «Торпедо» не в восстании против этого деспотизма, а в неподготовленности ведения игры без него. Если говорить коротко, то молодые автозаводцы оказались недостойны конечных целей своего бунта. И именно поэтому их нынешний путь в чемпионате выдался не длиннее воробьиного полета. Как-то беседуя с Валентином Ивановым, оговорюсь сразу, бесконечно мною уважаемым великим игроком, обратил внимание на одну его фразу о том, что, мол, «Торпедо» — это по сути заводская команда. Была такой рождена, такой и осталась. Прозвучало это в его устах не с горечью, а просто констатацией. Мол, поделать тут ничего нельзя — уровень не тот, и выше ей никак не прыгнуть. Ничего не возразил я тогда Валентину Козьмичу, однако потом подумал: а как же Стрельцов, Воронин, Шустиков, Маношин, Гусаров, да и сам, наконец, Иванов — они, что же, играли в другом «Торпедо», не заводском ? И разве не заводское «Торпедо» тренировал Виктор Маслов? Нет, то же самое, только люди тогда были другие, человеческие устремления и достоинство которых позволяли им в 60-е годы показывать футбол в какой-то мере сродни предъявленному миру через 14 лет летучими голландцами.

Давно известно, какова личность игрока, такой футбол он и демонстрирует. В конце концов класс футболиста определяется не только его физическим и техническим оснащением, но и, главное, его взглядами на саму игру. Таким, на мой взгляд, футбол был рожден, таким он и будет оставаться, пока существует наш мир. И не игру свою надо искать, как сказал недавно в одном из интервью Сергей Шустиков, а свое человеческое достоинство, свое крепкое, здоровое «я», которое и будет проявляться на поле, как было это в матчах с «Манчестером» и «Реалом». Защитить, однако, свое достоинство — это еще полдела, а вот постоянно показывать, что оно есть, куда сложнее. Этого экзамена молодые автозаводцы, похоже, пока не выдержали, и будет ли им судьбой предоставлена переэкзаменовка, сказать трудно. Потерять, растерять что-то очень легко, а вот найти потом крайне сложно.

Да не искать надо свою игру, ибо, начиная с 70-х годов, «Торпедо» не играло, а работало на поле, точнее, показывало, по меткому выражению нашего замечательного тренера Виктора Маслова, так называемый «пихательный» футбол, а создавать ее заново. Сможет ли это сделать нынешнее поколение торпедовцев, сказать трудно, ибо не совсем ясно, против чего все-таки восставало большинство из них — против диктата Иванова или против принципов его игры. Если только против первого, то создать что-то они вряд ли смогут, так как в их кровь влился этот «пихательный» футбол, и, чтобы от него избавиться, необходимо полное ее переливание, то есть совершенно новое поколение, взращенное на принципиально ином видении игры. Причем я далек от мысли обвинять во всем Валентина Иванова. Его тайна для меня, например, до сих пор не разгадана. Как мог Иванов-игрок, показывающий футбол умный, тонкий, зрелищный, интеллигентный, превратиться в Иванова-тренера, команда которого, увы, не радовала своей игрой глаз болельщика. «И моя ли в том вина, если это действительно так», - эти слова Макиавелли невольно приходят на ум в связи с этой тайной, а может, и личной драмой Иванова.

Справедливости ради надо сказать и то, что команда сейчас оказалась в очень сложном положении. Вокруг «Торпедо» образовалась своеобразная блокада: и финансовая, и моральная, и информационная. Если ведущие наши популярные клубы собрали в этом году под свои знамена едва ли не лучших и сильнейших игроков со всего бывшего Союза, то «Торпедо» вынуждено обходиться, что называется, подножным кормом. На сегодня, пожалуй, лишь футбольное «Торпедо» и хоккейное ЦСКА в социальном обеспечении остались на прежнем уровне. Да что говорить, если одному из ведущих игроков команды полтора года не могли дать квартиру. И потом руководство клуба удивляется, что и нынешние игроки, и бывшие, возвратившиеся из-за рубежа, стремятся в другие команды ?! Не знаю, может быть, мои слова покажутся слишком жесткими и в чем-то несправедливыми, но до тех пор, пока клуб «Торпедо» не будет перестраиваться на чисто профессиональной основе, перемен к лучшему в команде ожидать вряд ли стоит. И не возврата к прошлому надо желать руководству ЗИЛа, ибо в не скольких матчах торпедовцы в чисто творческом отношении показывали игру несомненно лучшую, чем в прежние годы, а по-настоящему повернуться лицом к проблемам команды и решать их. И тогда, я уверен, торпедовцы будут проходить такие команды, как «Реал». А если нет этого стремления, то лучше отказаться от спонсорства вовсе.

Ну, а за игру в матче с «Реалом» торпедовцев стоит только поблагодарить. Они показали все, на что сегодня способны, хотя по своим потенциальным возможностям, и в этом горчинка, способны на гораздо большее.







Комментариев нет:

Отправить комментарий