15 мая 2014 г.

Первый трибьют Монтана. Рецензия на альбом Florence Coste et Julien Dassin - "Monsieur Montand" (2012).



«Люблю Париж в мае» - пел когда-то Ш.Азнавур, «Красавицы мая» - исполнял потом С.Лама. И вот в мае до нас дошёл, наконец, трибьютный проект под названием «Месье Монтан».

Исполнителей в проекте двое: Флоранс Кост и Жюльен Дассен. Что касается второго участника, то он нам уже знаком, как и его несостоявшийся концерт в Оренбурге. Жюльен понял быстро, что на исполнении папиных песен карьеру не построить, и занялся продюссированием. Однако к певческому делу пришлось всё равно возвращаться, - без песни карьеры артиста просто не бывает.

Как ни странно начнём с того, что есть у проекта один минус: Флоранс и Жюльен пока не являются артистами категории «А», т.е. принадлежностью к «высшей лиге» ещё не избалованы. Правда Флоранс ещё в 2007 году дебютировала как актриса в молодёжном сериале «La petite Serene», а в минувшем году отметилась в новой версии «Анжелики». В 2010г. Флоранс участвовала в лайв-мюзикле «IL Etait Une Fois…», основанном на песнях Джо Дассена, где продюсером и ведущим был Жюльен. Но всего этого было явно недостаточно для резкого прорыва вверх. Видимо поэтому Жюльен и Флоранс образовали тандем и замахнулись на трибьют самого Монтана.

Надо сказать, что решение было довольно-таки смелым. Если уместно, приведу цитату из известной комедии: «А не замахнуться ли нам на самого Шекспира?» Декларировать легко, да и Шекспир, как выяснилось, личность спорная. А в нашем случае дело шло по суровым законам богемного мира, как и шоу-бизнеса тоже. Сама персона Монтана всегда заслуживала особого внимания и пиетета не только на его родине, но и во многих странах.

Тут несколько строк надо посвятить главному виновнику трибьюта. У нас в России кто-то помнит Монтана по песням, кто-то знает по кинолентам, но всё это очень даже неполно. Ив Монтан для французов это музыка, кино, литература, юмор, политика; вообще национальная гордость и достояние IV и V Республики; вся история 2-й половины XX века. И в нашей стране его фигура тоже являлась значимой. Первая пробитая брешь в железном занавесе: 35- летний Монтан первым из зарубежных артистов посетил СССР, и люди отчётливо увидели, что хрущёвская «оттепель» действительно началась. Советские пионеры поют про «загадочный голос Монтана», его имя становится нарицательным. Но вслед за оттепелью наступили брежневские заморозки. Советские танки раздавившие «Пражскую весну 68-го», повергли в шок убеждённого сторонника лево – либеральных взглядов, каким являлся Ив Монтан. Он выступил с гневным протестом, и ещё раз подтвердил негодование в кинокартине «Признание». Результат: из первого друга страны Советов его быстро превратили в персону нон-грата. Два десятилетия наши люди не могли видеть фильмов с его участием, и слышать песни по радио. Но, как говорится «песню не задушишь, не убьёшь». Пластинки ходили на чёрном рынке за солидные денежки, а приватное прослушивание ведь никак не запретишь.

А вот как раз о песнях разговор особый. Если опросить большинство меломанов на тему: какая песня в мире самая что ни на есть популярная? – многие наверняка назовут битловскую «Yesterday». Но всё же будут не совсем правы. Придётся привести такое сравнение: у «Yesterday» известно 1100 кавер-версий, а у такой песни как «Les Feuilles Mortes» («Опавшие листья»), что исполнял Монтан – их несколько тысяч. Тут есть, правда, немалая фора: «Опавшие листья» впервые прозвучали на полтора десятилетия раньше чем «Вчера» у «Битлз», да и большинство кавер-версий звучит даже не на французском. Ещё в середине 50-х чернокожий американец Нэт Кинг Кул впервые исполнил англоязычную версию «листьев» - «Autumn Leaves», а потом пошло, поехало, поплыло, - триумфальное шествие по всей планете. От британской рок – легенды, группы «Manfred Mann» до современного итальянского тенора Андреа Бочелли. Однако, добрую половину каверов заделали, конечно же, джазмены. У них, в основном, американо – британская версия «Autumn Leaves» стала особой фишкой. А вот популярнейшая голландская джаз-певица Лора Фьюджи предпочитает исполнять эту вещь на французском, как и было изначально.

Трибьютные проекты стали особенно популярны начиная с 90-х. Ив Монтан скончался в 1991г., прожив ровно семь десятков. Но идеи выпустить альбом его каверов никогда раньше не возникало по той простой причине, что этих версий уже было немереное количество. Многие песни стали хрестоматийными и были разобраны на цитаты, в том числе и для инструментальных партий. Вот эти обстоятельства как раз и говорят о смелости наших двух героев, решившихся на проект «Monsieur Montand», не боясь вылететь в трубу. Думаю, что Флоранс и Жюльен справились неплохо. Кажется, что проще простого было бы пойти проторённым путём модного эйсида, лаунжа, или более привычного для французов piano bar и прочего релаксирующего материала. Наши ребята избежали этого соблазна, иначе мог бы получиться заурядный проходняк, и никакой сенсации. К тому же песни на обозреваемом диске относятся к периоду первой половины творчества Монтана: 1948 – 1968гг. Для неподготовленного меломанского уха данный материал мог бы показаться статичной классикой и кондовой хрестоматией. Поэтому предстояло вдохнуть в проект весь современный фреш, хотя и в определённо умеренных дозах.

Трудно сказать кто больше старался: вокалисты или музыканты – аранжировщики? Флоранс и Жюльен все 13 песен исполняют дуэтом, но музыканты сыграли 14 треков, - «Le Temps Des Cerises» дублируется ещё и в симфонической версии. А кстати, эта песня как и «Опавшие листья» входит в первую сотню лучших песен 20-го столетия во всех франкоязычных странах. Есть у них такая подборка: 100 les plus belles chansons.

Многие знают, что легендарную и непобедимую «Les Feuilles Mortes» предваряет монолог, после которого сразу идёт рефрен. В альбоме Жюльен произносит монолог вдвое короче, видимо чтобы Флоранс удалось больше слов пропеть. Стоит заметить,что раньше никто, ни на каком языке не исполнял эту песню дуэтом. А песня, между прочим, не из заурядной категории «лямур-тужур», а относится к классике шансона, где в первооснове текста классическая поэзия середины века: 

«En ce temps-la la vie etait plus belle Et le soleil plus brulant qu’aujourd’hui», - «В то время жизнь казалась самой лучшей, и солнце светило ярче чем сегодня». Да, сейчас это выглядит банальной ностальгией по прошлому. А тогда поэт Жак Превер работавший с Ивом, был первым кто написал эти строки.

Ещё у Монтана был знаменитый цикл песен о Париже (ну как же без него родного) количеством не меньше двадцати. И на этом диске представлены четыре, пожалуй самые популярные: «Sous le ciel de Paris», «A Paris», «Les Grands Boulevards», «Un gamin de Paris». Последнее название переводится как «Парижский пацан», где поётся о нарицательном Гавроше XX столетия.


Джазовую тематику, естественно, никак нельзя было обойти. «C’Est Si Bon» наверняка является самой известнейшей и самой исполняемой из всех французских джазовых мелодий. Как её обожал Луи Армстронг! Лично солировал на любимой трубе и пел своим хриплым басом по-английски. Обожала её и великая Эдит Пиаф. Интересно будет напомнить, что после войны молодой Ив Монтан начинал в труппе Пиаф, так сказать, на подхвате, на подпевках. А вот потом уже сама Эдит перепевала «C’Est Si Bon» кавером после Монтана. Казалось бы, стоит ли вообще пытаться что-то исполнять после таких мэтров? Тандем Кост – Дассен доказал, что определённо стоит, если подойти к делу с умом и сердцем. Ещё в джазовом ключе решена «La Chansonette», как и было в оригинале. Но никакого налёта старомодности мы здесь не встретим. Джаз всегда вечен и, к счастью, особенно популярен в последние лет десять, как и во Франции, и именно в молодёжной среде. Только умышленно – старомодно, в духе и стиле 50-х (но всё равно со вкусом) прикинуты наши герои на обложке и буклете CD.

Единственная вещь «La bicyclette» («Велосипед») за авторством Франсиса Лэя, автора бессмертного хита «Love Story» из одноимённой киноленты, как бы ностальгически отправляет нас в май 68-го, - как раз время создания песни. Это была эпоха вечной романтики и несбывшихся надежд бурной студенческой революции. Но символично, что молодые голоса Жюльена и Флоранс снова поведали нам об этом, с тем же задором как когда-то Монтан. Романтизм любвеобильного мая это ведь не только вчера. Это вечное завтра, и так должно быть всегда как и в песне: «j’oserai demain quand on ira sur les chemins a bicyclette».

Абрамович  Николай, Оренбург, 2014 

Комментариев нет:

Отправить комментарий