28 сентября 2014 г.

Век шансона. К 100-летию со дня рождения - Феликс Леклер (Felix Leclerc).


Минуло ровно 100 лет как появился на свет великий франко-канадский шансонье Феликс Леклер (02.08.1914 - 08.08.1988). Юбилей конечно виртуальный, - в живых его давно нет. Но вот его песни,  а вместе с ними всё наследие и значение – это разговор особый.

Если задать людям вопрос : что такое шансон ? Многие наверняка ответят - стиль исполнения хулиганских, кабацких или зековских песен, а попросту - блатняк. Но для многих продвинутых граждан такое опошление не лезет ни в какие рамки. Ведь они знают, что само слово «chanson» переводится с французского как «песня». Ну а стиль «шансон» - это не что иначе как авторская песня. Не только под гитару, пусть с оркестром, пусть и с применением электроники, но только по принципу авторства одного человека: стихи-музыка-пение. Этот стиль имеет ярко выраженный национальный, а точнее – региональный оттенок, во всемирном пространстве именуемый “French song”. И поют там не про волю и тюрьму (что тоже не исключается, но очень в меру), а про всё разумное, доброе и вечное. Музыкальный стиль «chanson» зародился очень давно, но живое творческое воплощение обрёл в ХХ веке. Оплотом данного направления традиционно считаются три державы: Франция, Бельгия, Канада (франко-швейцарцы пока ещё представлены слабо).

У нас речь пойдёт о ярчайшем представителе франкоязычной авторской песни из далёкой Канады, провинции Квебек. И хотя Феликс Леклер, к великому сожалению, у нас почти не известен, почтить его хоть каким-то вниманием мы обязаны по двум причинам.

Во-первых, Леклер в плеяде великих шансонье 20-го столетия был первым, пионером можно сказать. Во-вторых, лучшие песни Леклера популяризовал известный канадец Даниель Лавуа. А он-то нам как раз хорошо знаком по популярному мюзиклу “Notre Dame De Paris”. Тот самый падре Фролло, который вместе с Фебюсом и Квазимодо (соответственно Фьори и Гару) исполнял незабвенную “Belle”. 

Кстати, Лавуа и внешне напоминает Леклера. А главная заслуга в том, что Даниель блестяще исполнил роль великого квебекца в телесериале “Felix”. По словам  продюсера Мари-Жозе Реймон: «тот, кого я знала как певца, оказался актёром неординарным, замечательным». Лавуа также своим голосом блестяще исполнил в этой биографической ленте 30 песен Леклера. Все они представлены в альбоме-саундтреке “Moi mon Felix”, который вышел вслед за телепремьерой в 2005 году. Фильм можно посоветовать скачать в интернете (так как официально у нас он не издавался) и получить достаточно полное представление о жизни и творчестве Феликса Леклера.

Интересно будет узнать, что выходец из семьи канадских лесорубов юный Феликс и сам начинал свой трудовой путь как лесоруб. Гитара и сочинение куплетов поначалу были баловством, хобби. Но со временем таланты развились, привели в офис Radio-Canada в Монреале, а затем, ровно в середине века, Феликс получил ангажемент в Париже. На рождество 1950 года он даёт концерт в мюзик-холле “A.B.C.”, где вместе с ним выступают Эдит Пиаф и группа “Compagnons de la Musique”. 

Характерно, что Леклер пел в клетчатой фланелевой рубашке лесоруба, - он не признавал костюмов и галстуков. Респектабельная парижская публика была поражена, но не внешним прикидом канадца, а его исполнительским талантом, умением преподнести интересную историю в песне.

Феликс так прокомментировал потом свои первые выступления: «Прикоснувшись гитарой к Франции, я открыл для парижского варьете богатейшую песенную культуру Квебека. Страны раздавленной двухсотлетней британской оккупацией, но не сдавшейся». Из этой цитаты виден патриотический настрой  квебекского шансонье. Он не мог примириться с тем, что французская Америка остаётся в тени и периферии англо-американского истеблишмента. Но благодаря, в том числе, и талантливым музыкантам различных жанров, Квебек начнёт постепенно выходить из тени. И Леклер был одним из них и одним из первых. А тогда, в первое европейское турне, за неполные три года он дал 400 концертов по всей Франции, а также Бельгии и Швейцарии. По возвращении в Монреаль – сердце франкоговорящей Канады, его встречали как героя.

Тем временем в Европе фирма Philips выпускает дебютный диск Леклера "Mes premieres chansons" (Мои первые песни), сразу получивший признание у публики. Большим успехом пользуются песни: "Moi, mes souliers" (Мои башмаки), "Le train du nord" (Северный поезд), "Le petit Bonheur" (Маленькое счастье). Творчество этого канадца вдохнуло новую жизнь в искусство шансона, оказав влияние на начинающих французских авторов-исполнителей, таких как  Жорж Брассенс, Жак Брель, Ги Беар. Эти имена затем войдут в историю, они будут признаны великими шансонье ХХ века. А Леклер был опять-таки первым, открывшим в середине столетия реестр грандов шансона.

Потом будет много гастролей и мировых турне. Выйдет полтора десятка альбомов, где почти каждая песня - поэтический шедевр. В музыке Леклера мы иногда встретим влияние кельтского фольклора, американского свинга и блюза, даже русского романса и цыганских напевов (песня “Le Quebecois”). Здесь нет ничего удивительного - шансон 2-й половины 20-го столетия становится всё более интернациональным. Вспомните, к примеру «Две гитары» Ш.Азнавура.

Из концертных выступлений нашего героя были и исторически значимые, можно сказать эпохальные. Находясь в Париже в мае 1968 года, Леклер в числе других популярных исполнителей левой политической ориентации, среди которых были Жан Ферра, Жорж Мустаки, Лени Эскюдеро, даёт концерт в зале «Бобино» в фонд помощи забастовавшим рабочим. Власти крайне негативно отнеслись к этому действу, но теперь Леклер стал поистине народным шансонье по обе стороны Атлантики. Его песни с успехом перепевают в своих версиях Далида, Жиль Дрё и другие. 

В августе 1974 состоялось большое шоу на поле Авраама в Квебеке, куда пришло более чем 100.000 зрителей. И типично камерный "парень с гитарой", удобный для сравнительно небольших залов и площадок, каким являлся Леклер, создаёт здесь полный аншлаг вместе с другими популярными канадцами: Жилем Виньо и Робером Шарльбуа. Это событие увековечено на лайв-диске "J’ai vu le loup, le renard, le lion".

Про него говорили: не певец, а гигант. Вся творческая биография артиста - идеальное тому подтверждение. Феликс Леклер скончался в 8 часов утра 8 августа 1988 года. Какое-то магическое совпадение пяти восьмёрок. Всего им было создано 160 песен. За сорокалетнюю карьеру это совсем немного, но Феликс никогда не стремился гнаться за количеством в ущерб качеству. Его песни и стихи давно стали классикой. Тексты его песен можно встретить в школьных и университетских учебниках, а три его песни входят в число лучших за ХХ век во всём франкоговорящем мире. Но и в новом столетии песни Леклера продолжают жить. Они издаются, изучаются, исполняются всё новыми и новыми музыкантами. Шансон не ушёл в историю, его век продолжается.

                                                                             Абрамович Николай, Оренбург, август 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий