29 сентября 2014 г.

Виктор - Viktor (2014) - рецензия на фильм от Николая Абрамовича


В центре сюжета история бывшего гангстера Виктора Ламбера, специализировавшегося на похищении произведений искусства. Когда-то он жил в России и с тех пор любит эту страну, а также свою бывшую сообщницу Александру Иванову. Проведя пятнадцать лет за решеткой во Франции, Виктор Ламбер возвращается в Москву, чтобы отомстить за смерть своего сына, убитого контрабандистами бриллиантов. Верная подруга Александра помогает ему в этом деле.

На днях посмотрел в кинотеатре «Космос» художественный фильм «Виктор» с Жераром Депардье в главной роли. Полный абзац, слов больше нет. Но хочется всё-таки кое-что сказать, и не только об этом фильме.

Для начала надо вспомнить как в ноябре прошлого года наши зрители в том же «Космосе» смотрели х/ф «Распутин» с тем же Депардье. Помню реакцию зрителей выходящих с просмотра: «Да…, предполагали что будет фигня, но чтобы настолько!» Спрашивается, в т.ч. и у меня самого, а какого чёрта шли ? Были некоторые банальные причины: унылая пора, наши очи ищут хоть какого-то очарования в столь же унылом «Космосе». А тут сам Жерар в роли Распутина, и несравненная уже бабушка французского кино Фанни Ардан в роли императрицы Александры(!?). Фильм оказался чисто российским, а двум иностранным звёздам (а ведь какой когда-то был их тандем в «Соседке»!) просто тупо забашляли, и видать нехило. И именно иностранным, т.к. на момент съёмок Депардье был ещё гражданином Франции, и не успел упасть в глазах наших поклонников в связи с получением российского подданства.

Про тот фильм сказать нечего, и лучше будет процитировать некоторых свидетелей 35-го Московского кинофестиваля: «Суровая поступь фильма закрытия «Распутин», смонтированного из сериала с одноимённым названием, довела до тошноты, и антидота от такого отравления ещё не придумано» (газета «Завтра» № 27, 2013г.) Целиком подписываюсь под этими словами. А у меня тогда возникла мысль: наверное Ж.Депардье сыграв в этом «шедевре», не иначе как таким образом получал законную прописку в нашем болоте, - что в кино, что в государстве одновременно. Как  же неловко это было ощущать его преданным поклонникам ! А потом было участие в сериале на ТНТ «Зайцев+1». Это, казалось, уже всё - уровень ниже плинтуса, но…

Через год появляется полнометражный фильм под названием «Виктор». В буклете под заголовком анонсировано : Франция-Россия. А ещё на картинке так томно улыбается увядающая британская красавица Элизабет Хёрли, ещё есть в титрах итальянская фамилия Маццарелла, да ещё режиссёр и сценарист какой-то Филипп Мартинес. Короче, надо было рискнуть и сходить. Разочарование было убийственным: хуже фильма ещё не видели. На контрасте пришлось даже вспомнить хоть какой-то позитив из «Распутина». Хотя бы одну правильную мысль старца Григория, высказанную Николашке Второму: не надо воевать с Германией, кранты придут Империи, тебе и твоей семье, одумайся! Действительно, разве с этим поспоришь? Наверное сам Володька Ульянов-Ленин, хорошо знавший толк в важнейшем из искусств, мог сказать бы: «Пгавильно говогите товагищ!»

Ну а что-то позитивное можно отыскать в этом «Викторе» ? Нет, абсолютно ничего. Даже если рассматривать чисто технические детали. Каждый эпизод, даже каждый кадр фильма до банальности знаком любому киноману, т.к. всё это уже видено-перевидено в криминальных лентах 80-х и 90-х, включая второсортные и третьесортные поделки. Все слова и фразы в диалогах персонажей также неоднократно звучали во множестве кинокартин, причём весьма невысокого качества. Поэтому ни одной коронной или меткой фразы в «киношедевре» «Виктор» быть просто не могло, даже для самой невзыскательной публики.

А кто же такой Филипп Мартинес, режиссёр и сценарист в одном лице ? Инициалы эти могут быть и вовсе не французскими, и скорее всего анонсирование в буклете Франции как главного производителя – не что иное как надувательство нашего брата зрителя. Думается, что этот самый Мартинес своё серое вещество долго не напрягал, а просто заложил в компьютер все крим-экшены категории «Б» предыдущих десятилетий, и выдал нечто среднее. Но вышло-то не средне, не ниже среднего, а как раз категория «Г» - полное гавно. А ведь судя по съёмкам натуры и по именам некоторых актёров, фильм получился достаточно затратным. Так как и почему такое становится возможным, и в принципе, уже в порядке вещей ? 

Но для начала, справедливости ради, надо всё-таки вспомнить, а есть ли в т.н. картине (ей богу язык не поворачивается называть это «творение» картиной) сюжетные моменты, которые можно наблюдать и не плеваться? Как ни странно, но есть. Это 2-х минутный эпизод в начале: чеченцы танцуют лезгинку; 2-х минутный эпизод в конце: чеченцы также танцуют лезгинку, только дети. Ну это, согласитесь, вариант беспроигрышный, - против фолклора не попрёшь. Не видали мы в подобном кино лезгинок ни у Балабанова, ни у Тарантино. Ну а как же основная сюжетная линия? А её, я так думаю, можно было бы уместить в 3-х минутном трейлере с небольшими комментариями. Всего-то делов: французский бандюган Виктор (Ж.Депардье), почему-то прекрасно говорящий по-русски, мстит за своего убитого сына, который был связан с московскими бандюганами и хотел их кинуть на миллион баксов. И так весь фильм – одни бандюки планомерно ловят, пытают и убивают других. Резонный вопрос: кому сочувствовать ? Может главному герою Виктору, но с какой стати ? Ведь бандит не может быть положительным героем. Не думаю, что кто-нибудь захочет привести контр-доводы на примере «Крёстного отца» или «Однажды в Америке». До этих гангстерских саг «Виктору» далеко как до другой галактики. 

Ну а есть ли в описываемом «шедевре» хоть какие-то правдоподобные кадры от которых можно не воротить нос ? И здесь что-нибудь, да отыщем. Это прежде всего живописные чеченские горы. Знаем из классики, что даже нигилист Базаров не мог не восхищаться природой. А ещё увидим не менее живописные виды города Грозный с новой гигантской, умопомрачительной по затратам мечетью и ещё более жуткими по стоимости небоскрёбами. А далее за городом видим совсем неухоженное русское кладбище. Это, кстати, единственный подмеченный момент истины. Ведь так уж повелось, что русские не нужны никому и нигде даже при жизни, а тут ещё, понимаешь, на погосте.

Ну теперь-то продвинутому зрителю становится кое-что понятно. Во-первых, зачем и на чьи деньги снималось такое псевдо-международное кино ? Во-вторых, а что хорошего можно было ожидать от Депардье ? Казалось бы, актёр мировой величины, снимавшийся у гениальных Сотэ, Трюффо, Бертолуччи, Скотта и т.д., и вот так взять и отыграть в фильме, который хуже некуда. Стыдно также за нашего Алексея Петренко (он тут во второплановой бандитской роли) когда-то сыгравшего (вот, кстати, для сравнения) Распутина в поразительно реалистичной для советского кино исторической драме «Накануне». Опять тупая банальность: забашляли и всё, актёру ведь тоже на что-то кушать надо.

Но вот интересно, а возьмём, к примеру, Михалкова или Бондарчука, они что лучше ? Да ни в коем разе. Михалков в прошлом безусловно выдающийся художник, теперь уже просто ремесленник. Ну а главный «фантомас» нашей кинотусовки Федя Бондарчук выше знаменитого клипмейкера никогда и не поднимался. И самое страшное, на мой взгляд, что никто уже не сомневается в одном – а вот если Бондарчук или Михалков захотят вдруг снять кино с бюджетом как у «Титаника», то им как, обломится ? И все мы убеждены в ответе, что без особых препятствий эти средства они получат, - деньги из наших же карманов, законопослушных налогоплательщиков. 

Но ещё страшнее, что мы все заранее будем уверены в итоге – выйдет полная дребедень, просто кинематографический мусор, но никак повлиять на это не сможем. Относительно свежий пример: вы слышали у кого-нибудь из своего окружения хоть один положительный отзыв о фильме «Сталинград»? Ответ предрешён – однозначно нет. Но 9 мая сего года всё российское телевидение, включая канал «Культура» (!?) пели дифирамбы Бондарчуку-младшему по поводу его «Сталинграда» (самого затратного в истории отечественного кино), наверное полагая, что старший Бондарчук теперь просто отдыхает навечно, и годится если что для ностальгирующих совкофилов.

Страшно представить кто и как у нас теперь командует парадом. Это в дремучей средневековой Европе ребёнок мог отрезвить взрослых на подобных перфомансах криком: «А король – то голый!» Но в «просвещённой» России трезветь уже не получается. У нас просто наступило торжество голых королей, и как следствие – полный регресс искусства. Культурно- информационное пространство зачищено и от непредсказуемых детей и от строптивых взрослых. 

Неудивительно, что подобная метаморфоза произошла и с Депардье. Сбежав от налогов на богачей в своей стране, он принял порочные правила игры в стране где богачи ни черта не платят, только жируют за наш счёт, и одновременно плюют на нас с большой колокольни. Им впору уже заказывать реквием по киноискусству, где такие ещё вчерашние мэтры как Депардье как раз могут сыграть одну из первых скрипок.

И возвращаясь к «Виктору» приходится признать до ужаса наивными и бесполезными вопросы наших зрителей : почему бы не дать этих сумм денег действительно талантливым режиссёрам как Звягинцев или Сокуров ?; а не лучше ли было потратить эти средства с другой пользой, ну что-нибудь построить, создать, учредить и т.п.? Ну а какой же в итоге рейтинг можно поставить такому эрзац-кино ? Абсолютный ноль, даже с большим минусом. Ведь всё что ниже плинтуса может быть только со знаком минус. И никому из западных звёзд никогда больше не советовал бы «прославляться» таким образом в подобных «блокбастерах»

Николай Абрамович, Оренбург, сентябрь 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий