Мы очень любим громкие вывески. Обожаем говорить о “матчах года”, о “последних боях”, о “моментах истины”. И ведь ответная игра “Зенита” с “Бенфикой” во многом соответствовала этим затертым определениям. Когда на кону стоит достижение, ранее тебе ни разу не покорявшееся, это ли не событие ? Однако к матчу, исход которого должен был подвести важный итог, “Зенит” отнесся без фанатизма. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Три недели назад, когда петербуржцы играли в Лиссабоне, их хладнокровие скорее вызывало симпатию: молодцы, не разменивают эмоции по мелочам. Относятся к 1/8 финала так, как и должен относиться к этой стадии клуб, претендующий на нечто большее, чем просто выход из группы.
Увы, эта уверенность оказалась всего лишь имитацией. Важничать “Зениту” пока рановато. И на ответный матч он вышел со спокойствием гранда, но в результате получил граблями по лбу. “Зенит” споткнулся о соперника, лучше которого, наверное, у него быть просто не могло, и тем самым провалил очередной экзамен на получение статуса по-настоящему большого клуба.
А вот “Бенфика” аналогичную задачу выполнила - мы как-то упустили из виду, что ей тоже повезло со жребием. И она, в отличие от фаворита (а мы смели надеяться, что “Зенит” - фаворит) все сделала правильно. Именно португальцы стали богатырями Невы, сумев не только сравнять счет, но и вырвать победу. Есть соблазн назвать это поражение несчастным случаем. Но делать этого не стоит, иначе сразу начнем походить на тех, кто, совершив очевидную ошибку, все валит на обстоятельства. Согласен, мяч, который влетел в ворота Лодыгина, не был продиктован ничем - ни логикой игры, ни желанием “Бенфики”, ни какой-либо расслабленностью со стороны “Зенита”. У Хименеса получился невероятный удар - в самую девятку. И тем досаднее для нас, что Лодыгин его достал - вот только мяч от перекладины отскочил прямо к Гайтану. Жуть, как обидно. Гораздо обиднее возможного поражения в дополнительное время или серии пенальти.
Но если мыслить таким образом, то гол в первой игре - тоже в какой-то степени случайность. Немного недотерпели, чуточку недоглядели, еще что-нибудь “недо-”. В общем, везде - случай, везде виноваты не мы, а так получилось. Не думаю, что это правильный путь. Что такое достойное поведение, когда ты ошибаешься, недавно продемонстрировала Мария Шарапова. Многим другим спортсменам следует у нее поучиться - даже если ошибаешься в чем-то другом. Да и едва ли болельщикам будет легче, если мы все спишем на фортуну. Пускай в каждом отдельном эпизоде еще можно говорить о невезении, но в целом-то картина вырисовывается весьма складная. “Бенфика” оказалась командой, более готовой к четвертьфиналу Лиги чемпионов - и морально, и физически. Ее спокойствие было продиктовано вполне конкретным опытом и четким пониманием сил и возможностей. У “Бенфики” эти возможности реальны, у “Зенита” - виртуальны. И чем больше команда будет зависеть от настроения одного отдельно взятого Халка, тем дольше она будет оставаться виртуальной силой.
Что ж, судя по всему, срок годности у настроения Халка истекает летом. Уйдет Виллаш-Боаш, уйдет Витсель, и вслед за ними, похоже, куда-то отправится и бразилец. Вне всяких сомнений, сильнейший футболист нашего чемпионата, но в то же время оказывающий несоразмерное с остальными влияние на команду. У такого дисбаланса не может не быть побочных эффектов. Их негативное влияние могли бы сгладить знакомый тренер, успехи в Европе и проверенные партнеры, но скоро не будет ни первого, ни второго, ни третьего. Жаль, что у Виллаш-Боаша по большому счету не получилось в “Зените”. Жаль, что исход важных для российского чемпионата исполнителей становится еще более реальным. И, конечно, жаль, что “Зенит”, так впечатливший в Лиге чемпионов осенью, упустил отличный шанс порадовать нас и весной. Стало быть, что-то делал неправильно.
Юрий ГОЛЫШАК из Санкт-Петербурга
Всякому посоветую хоть раз да рвануть в Питер радищевским путем. Заезжая в деревни. Никакой “Сапсан”, никакой самолет не порадует так любителя приключений. Что увидишь из окна “Сапсана” ? А плетешься тихонечко на машине мимо деревень, мимо сползающих набок домишек - и видишь на этом тракте жизнь настоящую. Чуть съедешь в сторону - вот они, чудеса. Вот оно, интересное. Какой-то домик выстроен на фундаменте того постоялого двора, где заночевал Радищев. Вот другой - где от екатерининских времен сохранилось много больше.
А вот деревенька Мясной Бор - кто знает, тот мимо не проедет. Чуть поодаль “Долина смерти” - здесь произошло одно из самых страшных сражений Великой Отечественной. Полегла целиком 2-я Ударная армия, десятки тысяч человек. А генерал Власов бродил по этим лесам - чтобы несколько дней спустя сдаться в деревеньке рядом.
Неподалеку погиб под налетом 20-летний солдат, сын поэта Багрицкого. А памятник ему на деревенском кладбище оформлял сослуживец Вучетич. Это потом он станет великим скульптором - создавшим Родину-мать в Волгограде, Феликса на Лубянской площади, советского воина в Трептов-парке… Кто-то проскочит этот указатель “Мясной Бор” - и не заметит. А кто-то к Лиге чемпионов приурочит грандиозную ознакомительную часть. Сделав обычное путешествие в Питер незабываемым. Вот как я.
Город встречает противной изморосью - и я жмусь к обочине. Качу себе тихонечко. А мимо пролетают добрые питерцы - слякоть им в радость. Непогодой здесь никого не удивишь. Зато назавтра распогодится - и все внезапно успокоятся. Я, разогнавшись до 120, чувствую себя Айртоном Сенной. Самолеты жирным брюхом зависают прямо надо мной - кажется, кого-то из пилотов охватил азарт. Собирается приземляться со мной наперегонки. Но нет - вон оно, Пулково. А вот указатель - “Киккенка”… Кому ж, думаю, выйдет киккенка на “Петровском” ? Не “Зениту” ли ? Португальцы хороши ! Как же я люблю этот город, как люблю окрестности ! Какое чудо - древний Ораниенбаум. Так люблю, что останавливаюсь там на полдня - и брожу, брожу по талым сугробам. Бреду в порт, где разгружаются суда - и оторваться не могу от этой красоты. Вот корабль “Шуя”, вот ржавый ледокол “Буран”… Вот гора желтого мартовского льда у пристани…
- А вы сходите на кладбище, - внезапно окликает меня какой-то бездельник. Заметив фотоаппарат на груди.
- Господи, - отозвался я. - Зачем ?
- Там царские адмиралы. Все позабыто-позаброшено. Очень живописно. Только бронзу с памятников содрали, рядом прием вторчермета…
Я забираюсь в Кронштадт - и чувствую, как прихватывает ветром щеки. Исполнилась бы дедовская мечта, стал бы нахимовцем - держал бы здесь вахту. Замерзали бы ленточки на моей бескозырке в направлении ветра. Зато выдали бы кортик. Это плюс. Питер - совсем другой. В каждой улице, в каждом повороте. Барышни в метро достают толстенные бумажные книги - а не вздорные айпады. Слюнявят пальчик, перелистывая страницу. Я шарю глазами по сторонам - натыкаясь глазами на плакат: “Давайте говорить как петербуржцы”. А давайте! Тем более взят в поручители Горький с неуклюжей цитатой: “Слово - одежда всех фактов, всех мыслей”…
У “Петровского” то, что не всякий местный замечает, - а зоркий москвич выхватывает сразу. Наставление на часовенке: “Бога бойтеся, царя чтите”. Всякого тугодума на зебре подстегивает гневливый женский голос: “Заканчивайте переход, заканчивайте переход!” В Москве к судьбе пешехода относятся безразличнее. Португальские фанаты кучкуются под красными знаменами с птичкой. В глазах паника от питерских ветров, неулыбчивости, - но при виде русских дам опасливо оттаивают на секунду. Подмигивают. Хочется приключений, но страшно.
Блаженный, ответственный за VIP-калитку, внезапно принимается голосить при виде меня: “Все на матч!”. Шапка-петушок приподнимается на темени, как у Юрия Палыча в лучшие годы. Я смотрел на толпу, стекающуюся к “Петровскому”, - и поймал себя на забытых ощущениях. Как в юности охватывала меня дрожь за пару часов до матча - достаточно было увидеть такую вот людскую мощь, огни прожекторов. Представлял себе: вот команда выходит из автобуса, вот сидят сейчас в раздевалке, переговариваются вполголоса…
На секунду все вернулось. Та самая дрожь.
Было тревожно - не знаю, как смотрелось у вас в телевизорах, но мне на студеном “Петровском” “Бенфика” казалась командой почти образцовой. При всех своих кадровых потерях. Говорили про вратаря, троих центральных… В “Зените” отсутствовал Гарай по причине довольно странной - если верить тому инсайду, что получил прямо перед матчем. В Краснодаре внезапно охватила дрожь, приступ панического страха. Такое случается. Помню, рассказывал мне народный артист Лев Дуров про актера Мартынюка: “Стал бояться сцены”.
Наворотят ли заменившие трех центральных у португальцев - вот это вопрос! Кто-то из них начинал перекладывать мяч с ноги на ногу, играя последнего - торпедовец Александр Полукаров в такой ситуации отправлял мяч прыгать на Восточную улицу. Такие вольности обещали “Зениту” сладкую жизнь. Но недолго - ветреного португальца одернули свои же. “Характер игры таков…”, - донесся с верхнего ряда осипший голос человека с радио. Каков - хотелось бы понять. Но договаривал тот в микрофон шепотом. Как обессилевший полярник с льдины. Впрочем, все мы в этот вечер были немного полярниками.
От холода, не иначе, Элизеу начал вдруг огрызаться на самую звонкую, самую злую трибуну “Петровского”, - с той минуты освистывали его персонально. Бедолага Элизеу, почесывая ушибленное ухо, уходил к докторам. Ухо оперативно восстановили, Элизеу голосил у бровки - но арбитр о нем позабыл. Не оборачивался. Халк старался, пластался - но не получалось вообще ничего. Как и у всего “Зенита”. Был бы вял один Халк - можно было бы поступить, как с Ковальчуком. Эксклюзивный невский способ взбодрить команду.
Ветераны ленинградской журналистики, протирая заиндевевшие окуляры, кинулись в перерыве куда-то наверх. Как оказалось, за дармовыми бутербродами. Их резвости позавидовал бы Элизеу. Уж точно завидовал я, примерзший к креслу №35. На события вокруг реагировал легким поворотом головы. Кажется, издавая при этом волнующий скрип. Все мы начинали второй тайм в чем-то обновленными - Виллаш-Боаш вышел с лицом столь значительным, будто вот-вот начнет передавать сигналы точного времени. Мне тоже было что показать - пальцы замерзли в одном, экзотическом положении. Я бы назвал это положение “снежинка”. Допечатывать пламенный репортаж пришлось указательным пальцем - оттопырив его левой рукой.
- Это у нас еще грелки стоят, - указал коллега на светящийся прибор. - Но эти, кажется, только подмораживают. Вот в Эйндховене грелки так грелки…
Птичка с флагов “Бенфики” смотрела все более хищно. Как же мне хотелось, чтоб стало птичку жалко ! Но Халк заряжал чуть ли не с центра поля - и было во всем этом что-то обреченное. “Зенит” был совсем весенний. Трибуны требовали гол, позабыв про Элизеу. Пахнет жареным, что нам Элизеу ! Победа нужна ! На упущенный Дзюбой момент откликался трудовым подвигом Лодыгин, даря шанс. Но с каждой минутой на “Петровском” шансы эти уходили куда-то далеко. Таяли в ледяной темноте, как контуры Владимирского собора…
Но единственная счастливая секунда перевернула все - Жирков сделал гол “от” и “до”. Халку оставалось голову подставить. Скамейка португальцев кинулась толкать ни в чем не виноватого резервного арбитра - а главный тренер Руй Виториа шагнул в сторону нашего доброго Боаша. Что ему резервный ? Разве уровень ? И “Зенит” уже казался не таким весенним, и Халк не таким предсказуемым. Творческие личности, и даже Нету - творческая. Когда принялся юлить с мячом, обводя троих португальцев. Ломбертс смотрел на эти фокусы, выпучив глаза. “Бенфика” сжалась в почтительном недоумении. Дзюба, момент! “Петровский” аплодирует !
…85-я минута запомнится надолго и Лодыгину, и всем нам в ложе. Как тянулся вратарь “Зенита” за мячом ! Как тянул свое “гооол” португальский комментатор в микрофон ! Какой грустный, нелепый вечер…
“ЗЕНИТ” В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ ПОКИДАЕТ ЕВРОКУБКИ, ПРОПУСТИВ В КОНЦОВКЕ
До 85-й минуты матча в Санкт-Петербурге “Зенит” вел со счетом 1:0, позволявшим чемпионам России рассчитывать на дополнительное время. Однако два пропущенных в концовке гола поставили крест на надеждах питерцев. Отметим, что “Зенит” уже в четвертый раз в истории упускает на своем поле устраивающий его результат в последней 10-минутке. Ранее подобные неудачи настигали сине-бело-голубых в Кубке Интертото, Кубке УЕФА и Лиге Европы. Теперь настала очередь Лиги чемпионов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий