14 апреля 2016 г.

Последний император итальянского кино... Бернардо Бертолуччи - 75 !


75 лет уже как исполнилось Бертолуччи. До круглого юбилея совсем недалеко, да вот только не каждый до него доживает. Поэтому настало время многое подытожить.

Гениальный режиссёр Бернардо Бертолуччи обессмертил себя уже при жизни. Он занял, наверное, недосягаемую высоту и какое-то совершенно особое положение в кинематографе. Феномен Бернардо объяснить непросто, видимо потому, что он слишком талантлив и универсален. Б.Бертолуччи не только режиссёр, но ещё журналист, поэт, писатель и кинокритик. И для того, чтобы понять его как личность, вам придётся просмотреть все 25 его кино-работ и прочесть все литературные творения. А ведь есть ещё выступления на фестивалях, пресс-конференциях и просто интервью. Но вот проблема – на русский язык  мало что переведено. Тогда остаётся прочесть хотя бы его книгу «Моё прекрасное наваждение», 2012 года издания. Исследовать его творчество, поверьте, очень интересное занятие. Читайте, смотрите, наслаждайтесь, делайте выводы.

«Каждая моя картина – возвращение к поэзии», - любит говорить Бернардо. Он ведь сам поэт, но своими работами в кино хвастать не любит, хотя ему-то как раз и есть чем. Его кино-поэзия это свой язык, своя манера подачи, свой кино-почерк. Все работы режиссёра чем-то похожи, и в то же время они очень разные. Сложно представить, что «Трагедию смешного человека» и «Последнего императора» сделал один и тот же человек. Это, между прочим, кардинально отличает Бертолуччи от других мэтров итальянского кино: Феллини, Висконти, Антониони. Эта троица, дошедшая, условно говоря, до императорского звания в кинематографе, всегда была узнаваема по своим шедеврам, особенно Феллини с незаменимым композитором Нино Рота. Все они, к сожалению, один за другим ушли из жизни ближе к концу прошлого века, и все они были широко известны далеко за пределами родных Апеннин.

Здравствующий, к счастью, Бертолуччи остался единственным и, наверное, последним императором кинематографической Италии. Это вполне афористично прозвучит по аналогии с его картиной «Последний император»(1987), и за что был вручён ему «Оскар», причём не для иностранцев (что и в то время было очень трудно и почётно заполучить), а самый что ни на есть голливудский. Просто ещё в золотые 70-е Бертолуччи понесло покорять неведомые дали и выси, так что он ушёл далеко в отрыв от своих земляков. Это вовсе не означает, будто бы Бернардо обставил многих итальянских режиссёров по уровню профессионализма. Но он одним из первых инициировал широкомасштабные мировые проекты как внутри Апеннинского полуострова, к примеру «Двадцатый век»(1976), так и в других странах и континентах. Своего блистательного эпического «…Императора» он снимал на американские деньги, причём в Пекине! Китайцы впервые сделали исключение для иноземца, пустив его в знаменитый Запретный город – бывшую вотчину императоров Поднебесной. Да если бы вы знали, через какие ещё исключения приходилось проходить нашему Бернардо.

В 1973 году по решению итальянского суда была сожжена киноплёнка фильма «Прощальное танго в Париже». Одну копию решено было оставить как вещественное доказательство, а негатив смог заныкать втихаря сам режиссёр и контрабандой вывезти во Францию. Но как такая экзекуция с искусством могла произойти в демократической стране? Вообще-то неудивительно. Италия в то время была последним оплотом католического консерватизма. Не могли римские судьи и прокуроры мириться с присутствием матерщины и мазохизма в одной ленте сразу. Сейчас мы их понимаем. Тем не менее, Бертолуччи не пытался зарабатывать дешёвую популярность с помощью эпатажа, ведь по-любому почти каждый его фильм может считаться шедевром.

Знаменитая фраза режиссёра: «В моём кино нет никаких посланий», - удивила многих. А зачем, спрашивается, ты тратишь средства и плёнку, если не несёшь никаких идей и не учишь народ уму-разуму ? Мы традиционно ещё продолжаем ждать от кино глубокого смысла и нравоучений для зрителя, а Бертолуччи отказывается нам пудрить мозги. Его принцип вполне уложится в простую присказку: умный промолчит, дурак не догадается. Да ведь любой человек, если задумается, найдёт немало идей и смысла в картинах Бернардо. Есть в них понемногу и народная мудрость, и высшая философия, есть цитаты великих мыслителей. Но сильно напрягаться никому не следует, а просто смотрите его фильмы целиком, и они вряд ли сотрутся из вашей памяти. Настанет время и захочется их снова пересмотреть. 

И в XXI веке знаменитый итальянец не перестаёт нас потрясать. «Мечтатели»(2003), снятые в Париже, - это, скажу вам, нечто удивительное. Гениальный мэтр здесь впервые прибёг к самоцитированию, и Жан-Пьер Лео из «Прощального танго…» вдруг мгновенно состарился на 30 лет в образе директора Парижской синематеки. Здесь у Лео всего лишь эпизод, но он, наверное, единственный актёр, отметившийся у Бертолуччи дважды (обычно такое не практикуется). Кстати, «Мечтатели» сугубо молодёжный фильм, а ведь режиссёру было 62 года! Ну а если взять последнее творение «Ты и я», то это тоже молодёжная картина по своей направленности и чисто итальянская по изготовлению. И опять-таки трудно представить, что автору уже перевалило за 70. 

Удивительным образом происходит и совпадение вкусов – фильмы Бертолуччи одинаково нравятся любителям что арт-хауса, что мейн-стрима. Но ведь великое кино и должно быть на все вкусы и на все времена. Да и сам Бернардо, благодаря своим творениям, должен (и будет) жить вечно – per l’eternita (итал.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий