12 сентября 2018 г.

Рецензия на книгу в двух томах А.В.Григорьева "Тысяча побед и одно поражение команды ЦСКА в футбольных программках 1938-2015".


Признаюсь честно, что когда я увидел это издание в продаже примерно год назад, то был поражен. Невероятно ! Каталог всех программ ЦСКА, да еще в таком оформлении ! Но цена остановила от быстрой покупки. Я бы еще отдал 2000-3000 рублей, но 6000 рублей - это уже перебор. В итоге я почти год на него смотрел и ждал когда цена хоть немного упадет. Но она оставалась неизменной все это время. Лишь недавно, оказавшись в Москве, я нашел на "Авито" предложение за 4500 рублей и решился-таки на покупку. Сумма все равно для меня не маленькая, но к решению меня подтолкнул один момент. Дело в том, что я собирался сходить 23.09.2018 года на матч ЦСКА - "Спартак" Москва, но когда увидел цены на билеты, то понял, что за такую цену я лучше куплю себя крутую энциклопедию в двух томах, а матч спокойно посмотрю и по телевизору. Цена не самого хорошего билета (на углу поля) составляет 3000 рублей, про центральные места я даже не говорю. Нет уж, спасибо, сами ходите за такие цены. А я лучше уж куплю себе нечто гораздо более ценное...


К сожалению, я нигде не нашел хоть какую-то информацию об этом издании. Поэтому покупал практически вслепую. Сразу скажу, что разочарование мое было очень большим. Нет, потраченных денег я конечно не жалею. Это все равно лучше, чем потратить их на полтора часа матча российского чемпионата, но предостеречь всех остальных, кто решится на покупку я просто обязан. Поэтому и пишу эту рецензию. Безусловно, скажем спасибо Григорьеву А.В. за его титанический труд, но осталось недоумение : зачем вкладывать столько труда, времени и средств, чтобы на выходе получилось непонятно что ?

Начну с самого важного - это не каталог программ ЦСКА за весь период. Да, книга состоит из обложек программ, но систематизации в ней нет никакой. И обложки программ там не все. Больше половины нет. Я долго пытался понять, что хотел добиться автор и спустя пару часов до меня дошло. Ответ кроется в названии книги - "тысяча побед" ! В энциклопедии опубликованы обложки только к матчам ЦСКА, в которых они выиграли ! Ну и какой же это каталог ? Пропущены все обложки к матчам, которые завершились вничью или поражением армейского клуба. Ну ладно. Не каталог, но уже хоть что-то. Хотя полноценность уже полностью утеряна. Ведь в футболе есть место и поражениям, да и вообще когда листаешь сезон, то вспоминаешь как удачные, так и не удачные отрезки. Да и программки все собирают по сезонам, а не выбирая только победы. Короче говоря, больше половины программ в издании просто нет ! А это провал. Пользоваться этим двухтомником как каталогом уже нельзя, а в чем тогда его смысл ? Вспомнить победы ЦСКА ? Ну так для этого есть подшивка газеты "Спорт-Экспресс". Открывай любой год и читай отчеты и победах любимой команды. 


Ну так ладно. Это еще половина беды. Начал автор за здравие, а заканчивал уже за упокой. Почему-то программкам за 30-ые, 40-ые, 50-ые годы уделено очень много внимания - аж по две страницы, но когда дело подошло к самому интересному для меня российскому периоду - с 1992 года автор стал шлепать по три программки на страницу без всякого текста. То есть до 1992 года все очень подробно и качественно (тексты из программ, задние и внутренние страницы), а потом видимо возникло желание побыстрее уже все закончить и пошла гонка по принципу "и так сойдет" - три обложки на страницу. Разумеется только к победным матчам. Так я думал... Но не тут-то было ! Автор и тут начал халтурить - начались пропуски программ даже к победным матчам ! Какой логикой руководствовался автор выбирая ту или иную обложку ? Непонятно ! Например, 1992 год. Выиграли 9 апреля у "Текстильщика" - обложка есть. А вот 12 апреля выиграли у "Факела" - обложки нет ! И как это понимать ? Мало того, что каталог неполноценный, так еще и победы в нем "урезать" начали. Короче говоря, российский период сделан на отъебись и это самое печальное, так как лично для меня он гораздо ценнее 50-ых и 60-х годов, которые мне нахрен не нужны.


Но и это еще не все ! Больше всего меня шокировало то, что в таком солидном издании (а по качеству печати, скажу я вам, претензий вообще нет никаких) нашлось место всякому "альтернативному" мусору да еще и в таких больших количествах. Я, конечно, не такой крутой коллекционер, как автор этой книги (у меня нет программ 30-50-х годов), но уж в российском периоде я разбираюсь не хуже, а то и лучше его. 

Иногда он честно пишет, что это "неофициальный журнал", как в случае с "пираткой" к матчу "Палермо" Италия - ЦСКА 2010, которую состряпали на Украине. Правда некоторых это все равно не остановило и какой-то чудик из Костромы на "Фаворите" выставил это пиратское "говно" за 16 тысяч рублей, видимо начитавшись этот так называемый "каталог". Ну и как теперь этому человеку объяснить, что цена этого "мусора" максимум 100 рублей ? При этом Григорьев честно внизу сделал приписку "неофициальный", то есть не обманул никого.

Но честности я радовался недолго. Ровно через две страницы такое же "дерьмо" к матчу "Анортосис" - ЦСКА (сделано на Украине) опубликовано уже без всякой приписки. Как это понимать ? И это при том, что на Кипре к этой игре была выпущена официальная программка ! Почему вместо официальной программы он вставляет картинку "пиратки" ? Этим решением он полностью обесценивает свой титанический труд. Как нормальные коллекционеры должны к этому относится ? 

Дальше - больше ! Без всякого зазрения совести к матчу "Бешикташ" Турция - ЦСКА 2009 выставлен убогий "левак", сделанный каким-то турком-самоучкой на домашнем принтере. Этот факт знают даже начинающие коллекционеры. Как его может не знать такой "мэтр" как Григорьев ? Могу и дальше продолжать. Зачем так не уважать коллекционеров и вставлять в каталог подобное "дерьмо" ? Хотите еще примеров ? Пожалуйста ! "Интер" Италия - ЦСКА 2011 опять "пиратка" из Украины, но приписки внизу об этом тоже нигде нет. Обман чистейшей воды ! "ПСЖ" Франция - ЦСКА 2004 - убогий французский "левак". Ему место только в мусорке. Но в книге ему выделено почетное место.

Ну и напоследок самое страшное ! Обложки "к только победным матчам" - мы кое-как пережили, отсутствие обложек к некоторым "победным матчам" - тоже, "пиратки" и "левак" к матчам, где не было программ - снова "сглотнули". Окончательно меня добило то, что даже к матчам к которым выходили официальные программы, Григорьев зачем-то вставляет обложку убогой черно-белой "пиратки", сделанной на ... печатной машинке ! Например, возьмем матч ЦСКА - "Ростсельмаш" 1998 года. К матчу была выпущена нормальная официальная программка, но вместо ее обложки мы почему-то видим какое-то "авторское говно", выпущенное тиражом 40 экземпляров под авторством некого В.Колесниченко. Это еще что за херня такая ? Зачем Григорьев подобным действием по сути "закапывает" свой труд в землю ? К чему эта подмена понятий ? Вот возьмет начинающий коллекционер эту книгу в руки, увидит эту обложку и будет думать, что к матчу с ростовчанами была именно такая программа. Да и вообще в период конца 90-х Григорьев просто каким-то наглым образом сует в книгу этот альтернативный "мусор" от Колесниченко ! Из этого я делаю только один вывод - они либо друзья, либо вместе этот шлак тиражом 30-40 штук штамповали в 90-х годах.


Коллекционеры программ ЦСКА еще не передумали покупать эту книгу ? Ну тогда я сообщу (уж за период-то 1990-х и 2000-х я ни в каких советах "авторитетов" не нуждаюсь, так как и сам прекрасно владею всей информацией) специально для них, что к матчу ЦСКА с "Зенитом" 24.05.1997 года вы не увидите в книге обложки официальной программы - вам предложат убогую "альтернативку" на черно-белом ксероксе от ... угадайте кого ? Разумеется от товарища Колесниченко ! А может вы ждете официальную программу к домашней игре с "Тюменью" 03.06.1998 года ? Обломитесь, друзья ! Опять альтернативный "мусор" ! Ну про автора даже не удобно писать. Вы и так догадались кто он... )

Ну а о том, что к товарищеским матчам ЦСКА выходят программки вы тоже не знали ? Открою секрет. Я тоже не знал, а оказывается - выходят ... тиражом 30 экземпляров на черно-белом ксероксе за авторством любителей-самоучек. И ведь кто-то берет этот убогий шлак в коллекцию ! Ну а уж после такой "рекламы" в такой солидной книге за ними наверняка начнется настоящая охота.

Ну а в 1999 году Григорьев даже самого себя переплюнул ! Вместо нормальных обложек официальных программ там больше половины "пиратского" дерьма. Зачем выкладывать этот мусор, когда были нормальные программы ? Это касается матчей с "Черноморцем" 15.05.1999, "Сатурном" 23.06.1999, "Ротором" 27.05.1999, "Динамо" Москвой 30.10.1999... Правда теперь в этих "пиратках" стало аж два автора. Видимо В. Колесниченко один не справлялся и добавился какой-то А. Зайцев, плюс тираж вырос до 150 штук. И ладно бы еще эти "альтернативки" были интересные, эксклюзивные по содержанию. Так нет же ! Стандартный набор фраз "ни о чем", кочующий из программы в программу. В чем смысл таких изданий, если они не лучше официальной ? Ну для создателей понятно в чем - такие люди просто получают от процесса удовольствие. Вряд ли на этом можно заработать. Ну сделал для себя, для друзей. Это нормально. Кто из нас по молодости не пытался сделать программку ? А вот для создателя книги это серьезный "косяк". Ну ведь серьезные коллекционеры должны же делать различия между официальной программой и "любительщиной" !

У меня вообще закралась такая мысль, в самом конце просмотра книги, что Григорьев ставил свой целью не создание каталога (впрочем эта надежда умерла еще на первых страницах, поэтому не буду повторяться), а рекламу "альтернативных" программ выпущенных на Украине и своими друзьями в Москве. Иначе я ничем не могу объяснить логику того, что вместо официальных программ опубликован какой-то "мусор". Я еще допускаю такой момент, что коллекционеры иногда берут "пиратку" в коллекцию, когда не было официальной программы, но зачем умышленно этой книгой вводить людей в заблуждение ? Период с 1992 по 2015 год представлен в данной книге просто ужасно. А это самый интересный для меня период. Остается только порадоваться, что в 60-70-х годах еще не было "пиратских" программ. Иначе даже представить страшно сколько этого мусора вывалилось бы на нашу голову в этой книге.

Вообще идея у Григорьева была шикарная и многообещающая, вот только жаль, что реализовать ее он толком не смог...

1 комментарий:

  1. Спасибо за Ваш комментарий.
    Наверно, он будет интересен, примерно, такому же количеству людей, что и тех что купили книгу, не смотря на ее дороговизну (правда, напечатать ее стоит еще дороже, такие сегодняшние реалии). Наверно, будут те, кто не дочитает Вашу "рецензию" до конца, как и те кто не станет смотреть книгу полностью. В целом, эта тема интересна сотням, а что-то делают в этой области единицы, остальные "критиканствуют".
    Цели при создании этой книги было три и все они были достигнуты. Цели, чтобы книга понравилась лично Вам не было по определению. Уж, извините.

    ОтветитьУдалить