18 сентября 2018 г.

Сбылась мечта идиота ! Наконец-то я собрал полный комплект номеров газеты "Спорт-Экспресс" за самый редкий период с 1992 по 1998 годы.


Когда я вышел вчера из читального зала Российской Государственной Библиотеки в Москве именно эта фраза из романа "Золотой теленок" постоянно крутилась у меня в голове. Да-да, та самая фраза, которую произносит Остап Бендер, получив свой долгожданный миллион от подпольного миллионера Корейко. "Вот я и миллионер ! - воскликнул Остап с веселым удивлением. - Сбылись мечты идиота !" Остап вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки, ему показалось странным, что мир не переменился сию же секунду и что ничего, решительно ничего не произошло вокруг ..." 

Забавно, но ощущения я испытал точно такие же ! Люди куда-то спешили по своим делам, автобусы ехали по расписанию, продавец в палатке напротив готовил шаурму, а я сделал то о чем давно мечтал последние 20 лет, но мир не перевернулся. Один мой хороший друг, которому я сообщил эту новость, отреагировал так : "Что в этом такого ? Если тебе удалось это сделать, то почему это не может сделать кто-то другой ?". Может. Я не спорю. Но почему-то за двадцать лет так никто этого не сделал...


Напомню, что в электронном формате газета "Спорт-Экспресс" стала выходить с февраля 1999 года и весь этот архив есть в свободном доступе на различных торрентах, то есть нет проблем, чтобы найти при большом желании. Номера с 1991 по 1998 годы в электронном формате отсутствуют, но некоторые энтузиасты все же провели огромную работу по сканированию номеров с 1991 по 1996 годы и их тоже можно получить, правда не бесплатно. К тому же я и сам за этот период активно покупал их в газетных киосках, хотя случалось, что какие-то номера в Оренбург не привозили. Более того, 1993 и 1994 годы я получал по подписке. Но в 1995 году ситуация стала ухудшаться - стали привозить номера только за вторник (с субботу по понедельник они не выходили), а с лета 1996 года и их не стало. Ну а 1997 и 1998 годы - вообще считаются самыми тяжелыми в плане доставания номеров. Нет, в Москве их конечно продавали с утра и днем они заканчивались. Говорю по собственному опыту, так как осенью 1997 года и весной 1998 года я приезжал в Москву на футбол и разумеется покупал их. 

И вот за эти 20 лет до сих пор нигде и никогда номера за 1997-1998 годы не всплывали. Знаю многих своих коллег, которые их ищут, но все глухо. А они представляют большой интерес, как вы поняли из наполнения моего сайта. Также считается очень тяжелым период за первую половину 1992 года. Оно и понятно - СССР только развалился и людям было явно не до спорта. Хотя "Спорт-Экспресс" продолжал выходить регулярно. Клянусь, я вчера держал в руках эти номера, которые никогда в глаза не видел ... 26 лет !

Там подробно освещали матчи чемпионата России и еврокубков с участием не только наших команд, но и Украины, Грузии, Беларуси, Литвы, а также других стран бывшего СССР. Да что там говорить, даже про Кубок Интертото-1997 были репортажи размером с целую полосу. Сейчас безусловно "Спорт-Экспресс" скатился в унылое говно. Там не то что больше не пишут про донецкий "Шахтер" или тбилисское "Динамо", там даже отчеты об играх российских команд в Лиге Европы появляются через раз. В общем, о чем я говорю ! Если бы сейчас исчезла бумажная версия "СЭ" - этого бы никто не заметил. Не велика потеря ! Читать там в принципе нечего. Вы видели какие там сейчас отчеты о матчах не топ-команд ? Ну например "Анжи" - "Оренбург" ? Зато про "Спартак" всякого мусора выше крыши. Кто что ест, кто с кем спит, у кого мозоль на пятке натерлась ... Одному только несостоявшемуся переходу 37-летнего Джона Терри чуть ли не две страницы посвящено ! К чему вся эта "желтизна" ? Да что я повторяюсь ! Почитайте мой крик души (тут), который я написал пару месяцев назад...

Номера же за 1997 и 1998 годы мне были катастрофически нужны : во-первых - для оформления коллекции, во-вторых - оформления моего сайта. Сравнивать шикарные отчеты "Спорт-Экспресса" тех лет с убожеством из "Советского спорта" или еженедельника "Футбол" сами понимаете смысла нет. А где еще можно прочитать объективные отчеты о провале "Спартака" в Лиге чемпионов с "Кошице" ? А про переигровку со "Сьоном" ? Только "Спорт-Экспресс" и передача "Футбольный клуб" на НТВ с Василием Уткиным ! Все ! Больше нормальной спортивной журналистики в России не было ! А сейчас ее и подавно нет. Одно лизание жоп тем, кто за это платит. Хорошо еще, что хоть Уткин вернулся с "Футбольным клубом" на канале Youtube. Хотите почувствовать пропасть ? Посмотрите передачу Георгия Черданцева "После футбола" на "Матч-ТВ" ! Никакой критики, улыбки до ушей, комплименты льются ведрами, все счастливы, жизнь удалась... Наш футбол лучший в мире ! Черчесов - Бог ! Рональду и Месси тихо курят в сторонке на фоне Дзюбы ! ) 

Про то, что "Уфа" назначает тренером "физкультурника" перед стартом в Лиге Европы и лишь на 90-ой минуте забивает победный гол "гранду" из Люксембурга, тишина ! О том как "Зенит" "поимели" в Минске 0:4 тоже нашли оправдания - ну ошибся молодой Семак, с кем не бывает. Про то, что "Спартак" обосрался с "ПАОКом" говорить вообще нельзя ! Ведь "Спартак" - это священная корова, про которую плохо говорить категорически запрещено. Отмазки, отговорки, оправдания ... как повелось еще со времен Олега Романцева. Кто-то против ? Ролан Гусев выбрал не "Спартак" ? В сборную не попал ! Вася Уткин покритиковал за позор с "Кошице" ? Вечный бан и запрет на все интервью ! В "черный список" нах ...

В современном мире спортивные журналисты давно поняли что надо делать, чтобы работать без проблем и получать вовремя свою зарплату. Про это пел еще Юрий Хой в середине 90-х со своей группой "Сектор Газа" : "Надо только вовремя подлизывать попец !". Поешь дифирамбы Смолову и Кокорину - получишь шанс на интервью ! Только в чем смысл интервью в котором на каждый второй вопрос : "Чего не хватило для победы ?" отвечают : "Гола". Когда я слышу такой ответ, то задумываюсь об умственных способностях футболистов. Или это такой жесткий троллинг с их стороны ? А стандартный ответ про гол в конце игры ? Сейчас меня стошнит конечно.... "потеряли концентрацию". Похоже это единственное умное слово, которое знают наши тренеры и футболисты ) Шикарное объяснение любому поражению ! Кому нужны такие тупые интервью ? Да не концентрацию ты блять потерял, а мастерства тебе не хватило ! Тупо облажался на последних минутах и тебя переиграли. Скажи уж честно, не выгляди как дибил ! Не все же, как по мнению Дзюбы, сидят с бутылкой пива у телевизора. Есть и те кто игру смотрит и видят что ты потерял, вернее не приобрел - класс ...

Ух меня понесло в сторону ! А всего лишь хотел сказать о важности "СЭ" в 90-х годах для всех футбольных болельщиков. Ну так вот. Единственный шанс увидеть вживую эти номера 1997-1998 годов был у меня в Москве в Государственной Библиотеке, которая до 1992 года имела еще приставку "имени Ленина". В российский период ее выкинули за ненадобностью, хотя станция метро в Москве до сих пор так называется. Сколько раз я ездил в Москву на футбол, либо проездом в Европу, но времени попасть так и не выпадало. И вот наконец-то я сделал это осенью 2018 года ! 

Правда ехать пришлось не в центр Москвы, а в какую-то глухую пердь на окраине Химок - конечная станция метро "Ховрино" плюс еще на автобусе. Именно там находится подразделение библиотеки где расположен читальный зал отдела газет. Нашел время, добрался-таки, оформил читательский билет. Вроде вот оно - счастье пришло ! Но не тут-то было. Кто-то там побывал раньше меня и он явно не преследовал цели сделать копии. В первой подшивке (а в РГБ их к счастью - две) наглым образом спизжены целые номера ! Например, за 1997 год после № 102 (за 19 июня) идет сразу № 106 (за 25 июня), то есть отсутствуют №№ 103,104,105 ! Причем самый ценный из них № 105 был очень нужен, так как в нем большой отчет из Тбилиси о первом матче "Торпедо" в Кубке Интертото с "Мерани" !

Пришлось ехать на следующий день и заказывать вторую подшивку, но и там не оказалось № 103. К счастью, он не очень ценный. Зато № 105 нашелся. И я сделал копию. Таким образом, можно сделать вывод, что даже в Москве в РГБ вы не найдете номер "Спорт-Экспресса" за 20 июня 1997 года (№ 103). Его там в принципе нет ни в одной из двух подшивок ! Это плохо, так как других вариантов найти его просто не остается.

В подшивке за 1992 год другая беда ! К счастью номера там спиздить не успели. Видимо сшили газеты очень быстро, до того как начали выдавать читателям, но тем не менее нашлись мудаки, которые нужные им отчеты вырезали лезвием. На мое счастье это были не любители футбола, а любители всякой херни типа спортивной стрельбы, борьбы и метания дротиков. Поэтому испорчены в основном последние страницы почти каждого второго номера. Правда радость моя длилась ровно до начала еврокубкового сезона ! Отчетов о матчах "Спартака" с "Ливерпулем" и ЦСКА с "Барселоной" просто нет. Первые страницы этих номеров нагло вырваны ! Причем сделано это аккуратно - сначала ручкой проведено с нажимом по краю, а потом выдран листок. Следы от ручки остались, а страницы нет. К счастью, эти номера у меня имелись в коллекции, так как я их покупал в 1992 году. А тех что не было - варвары не испортили. Таким образом, используя все имеющиеся варианты (личная покупка, подписка, поиск сканов в интернете, торренты, две подшивки в РГБ) мне удалось-таки, с горем пополам, собрать единую картину за все годы и получить копии почти всех номеров газеты "Спорт-Экспресс" за весь период с 1991 по 2018 г.г.

Частично некоторые материалы я буду выкладывать на этом сайте в разделе соответствующих программ еврокубков. Остальное же останется в моей наконец-то полной коллекции "СЭ"...

2 комментария:

  1. Не знаю, обрадует ли вас моё сообщение, но, как мне удалось установить, 20 июня 1997 года Спорт-экспресс не выходил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. № 103 от 20 июня 1997 года выходил, доступен в электронном виде с компьютеров читальных залов РГБ (в открытый доступ авторские права не дают выложить). Как раз оттуда пишу сейчас )

      Там же можно ознакомиться с фрагментами номеров за 1992 год, отсутствующих в бумажном варианте.

      Удалить