Стоит апрель 1945 года, и победа над немцами уже близка: союзники уверенно продвигаются вглубь вражеской территории, и оказываемое им сопротивление становится слабее день ото дня. Это, однако, совсем не значит, что на пути к победе союзные войска не потеряют еще множество людей, и многие солдаты сознают, что смерть ждет на расстоянии вытянутой руки. Среди закаленных в бою пессимистов, каждый день ведущих ожесточенные бои во имя победы, экипаж танка, на чьем дуле намалевано слово «Ярость».
Командир экипажа, известный как Уордэдди, воевавший с нацистскими войсками сначала в Африке, а потом в Европе, преследует одну цель - выжить в войне и сохранить жизнь своим людям. Этот относительно амбициозный план оказывается под угрозой, когда к его экипажу присоединяется зеленый новобранец Норман Эллисон, никогда раньше не воевавший и еще не успевший привыкнуть к тому, что должен быстро и без колебаний обрывать человеческие жизни. Надежда выжить становится совсем призрачной, когда экипажу «Ярости» приходится принять участие в самоубийственной миссии.
Ещё до премьеры в России х/ф «Ярость» наши СМИ уже вынесли вердикт: очередная сказка про то, как американцы выиграли войну. Насколько всё это справедливо надо разбираться только после просмотра и обсуждения картины.
Самое интересное, что насчёт термина «сказка» с нами не будут спорить даже создатели. Голливуд с самого начала создавался как «индустрия снов» или «фабрика грёз», и любой нашумевший фильм, в т.ч. и блокбастер, должен быть обязательно сказкой – такова политика.
В таком случае, можно подумать, реалистичное кино вообще отсутствует в Штатах ? Вовсе нет. Такое кино есть, только оно, как правило, малобюджетное или относится к формату «другое кино», которое, разумеется, не бывает кассовым.
В таком случае, можно подумать, реалистичное кино вообще отсутствует в Штатах ? Вовсе нет. Такое кино есть, только оно, как правило, малобюджетное или относится к формату «другое кино», которое, разумеется, не бывает кассовым.
Но кино о войне разве не должно быть стопудово реалистичным или хотя бы максимально приближенным к этому ? Вообще-то это тема отдельного разговора. Наше советское киноплёночное «милитари» как раз называлось «соцреализмом», но однобокого подхода по принципу «наши победили» тоже не избежало. Ну а Голливуд совсем откажется снимать что-либо, если американцы там не побеждают. Но беда в том, что в кинопродукции США сказка давно стала явью. По-другому их зритель просто не поймёт, их пипл не схавает. Однако и наш пипл, похоже, уже тоже приучен к этому. Об этом говорят высокие рейтинги «Ярости» в интернете, но реальной картины они не отражают.
Говоря о фильме, лучше всего привести заключение самого Бреда Питта – исполнителя главной роли: «Сниматься было интереснее, чем смотреть». А это, согласитесь, самый весомый аргумент в том, что фильм отнюдь не шедевр. В интернетовских сетях «Ярость» сравнивают со «Спасением рядового Райана». Это, в принципе, в тему, однако калибр несопоставим. Тот блокбастер был оскароносным и совершенно справедливо признан шедевром. Там супер - натуралистичная сцена массового побоища при высадке десанта в Нормандии, наверное, перекрыла частную историю бойца Райана. Это всё было очень затратно по бюджету, но оправдано с лихвой, - до сих пор смотрится зрелищно и без фальши.
«Ярость», конечно, тоже блокбастер, но по своему значению будет пониже. Здесь все баталии сугубо местного значения. Небольшой немецкий город, куда входят американские танки, никак не назван и не обозначен. Получается, что все события в фильме условны, и никаких аналогий с имевшими место фактами искать не стоит.
«Ярость», конечно, тоже блокбастер, но по своему значению будет пониже. Здесь все баталии сугубо местного значения. Небольшой немецкий город, куда входят американские танки, никак не назван и не обозначен. Получается, что все события в фильме условны, и никаких аналогий с имевшими место фактами искать не стоит.
Но вот претензии к голливудским киношникам по поводу, что они постоянно убеждают своего обывателя сделать вывод: Вторую Мировую войну выиграли американцы, - думается мне, не совсем обоснованы. Они ведь не показывают, что взяли Берлин, и не отрицают очевидное – войну в основном выиграл СССР, это не подлежит сомнению. Американские кинодеятели просто любят всем напоминать, что на Западном фронте выиграли именно янки, а англичане, канадцы, французы и т.д. без них ничего бы сделать не смогли.
Поначалу фильм «Ярость» вроде как претендует на объективность. Так как кино посвящено танкистам, то в начальных титрах создатели популярно объяснили ситуацию на полях бронетанковых сражений: немецкие танки и самоходки («Тигры» и «Фердинанды») были куда лучше бронированы и оснащены, чем американские («Шерманы»). Потому-то американские танкисты несли большие потери. Справедливо подмечено, впрочем как и показано по ходу сюжета, - немецкий «Тигр» легко разделался с тремя «Шерманами», и только танковый экипаж янки под названием «Ярость» смог подбить его сзади, где тоньше броня. «Тигр» не чета «Шерману», и зрители в этом легко убеждаются.
Но если американские танкисты не могли быть на высоте по сравнению с немецкими, то каким же образом заокеанские киношники смогли прославить их подвиг ? А эта самая «глори» покроет их ближе к концу фильма, когда подбитый уже танк экипажа «Ярость», которым командует сержант с боевым погонялом Папаша (Бред Питт), на целую ночь смог задержать наступление отряда эсэсовцев(!?). Пусть у противника и не было танков, зато были фаус-патроны, и неподвижный «Шерман» немцы сожгли бы за несколько минут. Интересно, а как этот фильм восприняли в Германии ? Думаю, без восторга. Печально, но Голливуд в жанре своего «милитари» дальше «…рядового Райана» ничего выдающегося не изобрёл, а только продолжает бег на месте.
Мне вдруг вспомнилась прошлая «военная» роль Бреда Питта в фильме «Бесславные ублюдки». И, как ни странно, я нахожу аналогии, пусть не с сюжетом (куда там кому до разудалой фантазии Тарантино), но с главными персонажами – уж точно. Экипаж «папаши» - сержанта (Б.Питт) ничем по сути не отличается от мстителей – ублюдков. Они могут запросто убить пленного немца; они вовсе не рыцари по отношению к женщинам; они просто бездушные машины- убийцы. А вот в амплуа мстителей они малость сомнительны, - Германия не нападала на США, как раз всё наоборот. Ублюдком нельзя назвать только радиста – новобранца. Он отказался стрелять в пленного немецкого солдата: «убейте лучше меня», - предложил он своим коллегам. Мы знаем, что все военнопленные, независимо от принадлежности к воюющим сторонам, находились под защитой Женевской конвенции (только наш Сталин её не подписал, падла) и такая жестокость со стороны американцев выглядит отвратительной и крайне безнравственной.
Вызывающе выглядит и то, что создатели картины как бы сами признаются устами своих героев: да, мы американцы такие; мы вовсе не правильные ребята; мы не гуманисты и не рыцари; но зато мы крутые; мы всех победим, в том числе и по кассовым сборам. А бредпиттовский Папаша с крупнокалиберным пулемётом на танковой броне в заключительной развязке, - ну просто Рембо 40-х, правда с ещё более фантастическими подвигами. Чувство меры всё больше изменяет америкосам. Вот почему реалисты и серьёзные критики не уважают подобные творения, и я к ним полностью присоединяюсь.
Я готов бы даже настоять на воплощение в жизнь такой крамольной идеи: вот почему бы немцам не снять в ответ свой блокбастер о том, как они нанесли сокрушительное поражение американской армии в Арденнах в декабре 1944 г. Но все мы прекрасно представляем, что немецких кинематографистов сразу обвинят в пропаганде агрессии, а то и фашизма. Бедные современные фрицы уже изначально поставлены в такие невыгодные условия, но вот америкосам почему-то всё можно.
Не могу обозначить сей фильм каким-то рейтингом, а если я был бы кинокритиком, то поставил бы совсем немного баллов. Просто подобное кино для меня лишено особого смысла.
Хотелось бы надеяться, что может быть хоть наши киношники снимут к 70-летию Победы что-то более стоящее. Естественно, подразумеваю не в бюджетном, а в художественном плане.
Хотелось бы надеяться, что может быть хоть наши киношники снимут к 70-летию Победы что-то более стоящее. Естественно, подразумеваю не в бюджетном, а в художественном плане.
Абрамович Николай, Оренбург 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий