29 ноября 2014 г.

Спасение вестерна ... Спасение (The Salvation) 2014 - Рецензия на фильм от Николая Абрамовича


Джон, фермер, чья семья убита, дает клятву отомстить, выслеживает и наказывает убийцу. Его действия запускают цепочку насилия: лидер местной банды со своими напарниками решает расправиться с Джоном и его деревней.

Теперь уже редко в кинотеатре «Космос» можно посмотреть вестерн. Но чтобы новый вестерн оказался вдруг хорошим или немного стоящим, - это уж точно фантастика. К счастью, бывают и исключения. 

«Вестерн не умер !» - изрёк режиссёр фильма «Спасение» Кристиан Левринг. Теперь и мы с ним вполне согласны. А то ведь после предыдущей премьеры вестерна «Джанго освобождённый» Квентина Тарантино, мы уже решили, что жанр явно исчерпался. Но исчерпался-то, видать, сам Тарантино, а вот датчанин Левринг сделал свой европейский вестерн (кстати, редкое уже для Европы явление), всем доказав, что не только америкосы должны считаться корифеями данного жанра.

Но американские режиссёры никогда и не считались у нас королями вестерна, несмотря на то, что для них это всё родное и доступное, включая краснокожих аборигенов. Наши кинолюбители всегда выдвигали на роль лидера ковбойского жанра итальянца Серджио Леоне, а его «Плохой, хороший, злой» вообще считали эталоном. Здесь можно, конечно, поспорить - вестерны Леоне являлись в основном стереотипными штамповками, но ведь чертовски талантливо сделанными, и этого никто не может отрицать. Но С.Леоне давно ушёл в мир иной. Да наверное там уже и создатели других европейских вестернов – шедевров, как например «Шалако» или «Красное солнце» (Англия-Франция).


А тут откуда ни возьмись, вдруг такая страна как Дания, взяла и порадовала своим «Спасением». В копродукции идут также Великобритания и ЮАР, и бюджет совсем не хилый - 15 млн. долларов. Всё это здорово, всё пошло на пользу, - ведь где взять натуру для вестерна, если не в саваннах юга Африки. Актёрский состав тоже интернациональный, но европейский (вспомним, что в вестернах С.Леоне главным «гвоздём» всё равно был американец Клинт Иствуд). Тут вам и англо-французская красавица Ева Грин, и суровый на вид датчанин Мадс Миккельсен, и даже экс-звезда французского футбола Эрик Кантона (бандюган по прозвищу Корсиканец). Одним словом, смотреть есть что и есть на кого.

Известно, что вестерн это, к сожалению, самый что ни на есть заштампованный жанр в приключенческом кино. Привнести хоть какое-то разнообразие в подобной стилистике всегда затруднительно. Здесь нужен особый талант, причём для всей съёмочной группы без исключения. А вот с этим-то как раз в наши дни напряжёнка. Но в описываемой картине все кинодеятели справились успешно: от сценариста и до статистов. Стереотипности избежать целиком не удалось, да и такой задачи перед создателями, по всей видимости, не возникало. 

Всё же вестерн должен оставаться вестерном, а там уже кому как повезёт с разными вариантами и трактовкой. Вот к примеру: у Кевина Костнера в «Танцах с волками» уклон был драматический, связанный с индейцами сиу (sioux); у Клинта Иствуда в «Непрощённом» банальная, и так любимая обывателем, тема мести и защиты, показана не так уж и банально, а даже вполне реалистично и без затёртых штампов. Поэтому эти голливудские вестерны по праву считаются мировыми шедеврами, которые не угасают со временем.


В «Спасении» мы наблюдаем ветхозаветную тему мести, по принципу: «око за око». Вроде бы ничего нового не придумано. Убийцы и грабители сами должны быть убиты, а из положительных героев кто-то должен уцелеть. Иначе фильм просто лишается смысла. 

Дилемма : месть или закон ? – перед главным героем не ставится, так как служитель закона – шериф, сам подчиняется бандитам. Сюжетная линия фильма довольно проста, но это не примитивная схема. Заранее сюжет здесь не просчитывается, как и не предугадывается финал.

Этот фильм, к моей радости, лишён никому не нужной политкорректности. В очередной раз мы убедились, что Америка – страна всех людских пороков. Здесь по-прежнему убивают за горсть долларов и клочок земли, как и полтора столетия назад, по сюжету кинокартины. 

Индейцев в фильме нет, но их зловеще упоминают. Оказывается, это они отрезали язык красавице Мадлен (Ева Грин), когда она была ещё девчонкой. Мы в ужасе, - неужели краснокожие, любимые герои нашего детства, такие злодеи ? Как знать ? Разные были люди эти индейцы, впрочем как и люди повсюду. Но вот еврейскую жадность в лице гробовщика Натана, нам показали во всей красе. Этот сволочуга Натан (он ещё по совместительству и мэр городишка) стянул даже сапоги с обречённого датчанина и выгреб у него последние деньги. Но приговорённый бандитами Йон выжил, и заколотил Натана в свежий гроб. И поделом, туда и дорога !


Хэппи- энд картины оставляет зрителей довольными. Однако, этот самый happy штука весьма условная. Нефтяные скважины в заключительных кадрах могут навести на невесёлые размышления. Возможно скоро придёт новая банда, только уже в лице вполне законных олигархов, и выкупит по дешёвке земли поселенцев, а несогласных может и истребить. Штаты через это прошли давно, а мы проходим сейчас, и ещё не известно чьи бандиты хуже.

Но о грустном больше не хочется. Я бы смело поставил «Спасению» 8 баллов из 10. И хотелось бы узнать у нынешних земляков С.Леоне: они реанимировать хороший европейский вестерн вообще собираются ?

Абрамович Николай, Оренбург 2014.

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий