23 ноября 2016 г.

Папаша Кассель празднует полтинник... 23.11.2016 года знаменитому французскому актёру Венсану Касселю исполняется 50 лет !


Полвека - это солидно. Это когда говорят, что лучшая роль - уже была, и впереди вряд ли ещё что-то там проблещет. Однако, наш Венсан не поддаётся никаким определениям и прогнозам. Берём последний его фильм, выпущенный на лицензионном DVD, - «Мой король», и на обложке видим цитату из британского журнала Variety - «лучшая роль Касселя». Причём фильм практически рядовой, каких много, хоть он и с Каннского фестиваля. А преданные поклонники заявляют, что у Касселя есть роли куда лучше, глубже и драматичнее. И тут они, возможно, правы. Но что интересно, - 10 лет назад, после фильма «Шайтан» тоже можно было услышать мнения, что именно эта его работа и есть самая лучшая. Притом, что тот фильмец был столь неоднозначен и эпатажен, а респектабельная критика разносила его в пух и прах, но вот докопаться с претензиями до актёрского таланта Касселя никак здесь не получалось ! Его игра всегда убедительна, даже более чем, и равнодушными никого никогда не оставляет.

У Венсана нет плохих ролей, хотя очевидно и то, что иногда бывают не очень качественные картины, не очень талантливых режиссёров. К этой проблеме можно отнести проект «Враг государства №1» (2008). Фильм, состоящий из 2-х частей, наверняка задумывался как национальный бестселлер, а в итоге получился заурядный биографический триллер. Сценарист Дафри и режиссёр Ж.-Ф.Рише просто решили адаптировать для кино дневники французского гангстера №1 – Жака Мерина, не сказав при этом ничего нового, не показав нам чего-то необычного.

А вообще Венсан Кассель один из немногих самородков (если не единственный), кто сокрушительно опровергает, казалось бы, аксиому : на детях гениев природа отдыхает. Его отец Жан-Пьер Кассель был великим актёром, прежде всего театральным, но немало ролей сыграл и в кино. Но мы-то знаем, в первую очередь, Касселя-младшего. В этом, правда, виноваты перекосы нашего кинопроката, оставлявшего вне поля зрения талант Жан-Пьера. Но можно же опросить массу зрителей за рубежом, да и в самой Франции. И мнения большинства будут однозначны : Венсан никогда не являлся тенью или копией своего отца, так как он сам - большая и неповторимая индивидуальность.

За последние 20 лет перед нашими глазами пробежала вся трансформация киноролей и всей киноиндустрии с участием Касселя. Кинотеатры, видео-прокаты, DVD-диски, сети интернета. Незаметно выросло целое поколение и мы видим, как вроде бы ещё вчера, кумир молодёжи Венсан, теперь уже сам стал папашей для новой генерации молодых людей. Помню, как после рекламы на ТВ фильма «Доберман» (был 1998 год), молодежь раскупила все видео-кассеты в городе за два дня. Прошли годы, и вот теперь мы наблюдаем Касселя в роли Лорана, отца очаровательной Мари (Алис Исаз), в картине «Этот неловкий момент». Зрители не могли не заметить, как Венсан изрядно поседел. Ну, уж действительно, папаша. А он ведь и вправду отец двух прекрасных девочек, мама которых - Моника Белуччи.

Ах да, Моника… «Синьора совершенство», - иначе не назвать. Эта франко-итальянская история любви и супружества длилась почти 20 лет. Началось всё на съёмках фильма «Квартира» (1996) и казалось, эта Storia d’Amore будет длиться вечно. Но семейная идиллия дала трещину. Как прокомментировал сам Венсан : «Нас многое связывает, мы преданы друг другу, но более нет никакой необходимости быть вместе и считаться парой. А тогда уж лучше парой больше не считаться».

Сам Кассель никогда не сходит с обложек глянцевых журналов и рекламных брендов. Хоть вроде и не супер-красавец, но всё же чертовски привлекателен для слабого пола, и совсем не слабо харизматичен. Мы часто привыкли видеть Касселя обаятельным именно в отрицательных ролях, и как метко резюмировал он сам : «В своих фильмах американцы всегда дают мне роли подонков. Но я мщу им : делаю своих подонков круче, чем их герои». Хотя мы знаем и о приятных исключениях, как например, мистический вестерн «Блуберри», где роль смелого и справедливого шерифа стопроцентно выигрышная и, само собой, положительная. 

Но вот какой интересный диалог промелькнул в уже упомянутой ленте «Мой король» : 
- А ты не мерзавец ? – осторожно интересуется любимая (Э. Берко).
- Ну что ты ? Я король мерзавцев ! – иронично отвечает возлюбленный (В. Кассель).

«Обаятельный мерзавец» - можно ли навесить такой ярлык на кино-имидж Касселя ? Наверное, если только с дружеской иронией, не иначе. Уместнее было бы дать определение «брутальный красавец». Такие разные роли: от еврея-гопника Винса в ленте «Ненависть» (1995), до респектабельного отца семейства в «…Моменте» (2015), - так только мог сыграть актёр, живущий на стыке противоречий, в том числе и в реальности. Однажды его спросила русская журналистка Е.Смолина : 
- Слушайте, вы такой милый, а вас всё время занимают в ролях каких-то бычар.
- А вы уверены, что я такой милый ? – смеётся Кассель - Какими бы воспитанными мы ни были, в нас всё равно живут гнев, ревность, злость. В кино можно всему этому дать волю.

Венсан давно является одним из самых интернациональных актёров Франции. Недаром американцы называют его главным иностранцем Голливуда. А в Англии его почему-то любят задействовать в ролях русских бандитов («Порок на экспорт»). Но сегодня он разрывается уже между тремя континентами - старушкой Европой и двумя Америками. Такой вот непростой поворот судьбы, и как любит говорить сам Кассель : «Я парижанин до мозга костей. Но моё сердце разделено надвое, и я тот, кто всё время уезжает». Он очень привязан к Нью-Йорку, где живёт его мама, а его нынешнее ПМЖ, как ни странно, в Рио-Де-Жанейро.

Вспомним, как недавно мы удивлялись : а что он делает в фильме «Рио, я люблю тебя» ? А начиналось всё, когда новый президент Олланд напугал всех богатых французов, что будет драть три шкуры с тех, у кого больше миллиона евро. Нуворишей нам, понятное дело, не жалко, но творческие личности тоже ведь могли пострадать. Одна такая крупная и тучная знаменитость, как Ж.Депардье, обозначилась у нас в лесах Мордовии. А шустрый, моложавый Кассель, вначале было захандрил, затем развёлся с Моникой, - и прямиком в Рио. Можно сказать, осуществил розовую мечту Остапа Бендера, так как имел миллион не в рублях, а в евро, а то и не один.

К тому же у Венсана нет никаких неудобств, включая языковой барьер. Он свободно владеет португальским, также как и английским, итальянским. А боевое искусство бразильцев - Капоэйра, знаменитый актёр начал осваивать ещё в Европе, и уже давненько. В Бразилии только что закончились съёмки эпического фильма «Большой мистический цирк», где Венсан Кассель играет одну из главных ролей. Вот где ему пригодились занятия в цирковой академии, которую он заканчивал в юности, не желая идти по стопам отца (в театр и кино). Но… какие там ещё могут быть цирковые трюки на пороге 50-летия ?! А для Венсана это не вопрос. Именно ему принадлежит, ставшая крылатой фраза: «Если много и постоянно пользоваться своим телом, перестаёшь его замечать».

Рио всегда так прекрасен со своими пляжами, мулатками и капоэйрой. Тем не менее, франкоманы и все почитатели Касселя могут спать спокойно, - он не оставляет надолго родной Париж и национальный кинематограф. Совсем недавно была интересная работа во франко-канадском проекте «Это всего лишь конец света». Критики сразу заметили подвох, - брат главного героя фильма вылез на первый план. Да ничего удивительного как раз и нет, если за роль взялся Венсан. Он, видать, настоящий космополит, но с сугубо галльскими корнями, а потому хорошо знающий толк в самом массовом виде искусства.

И напоследок, ещё одно правило В.Касселя: «Кино надо снимать так, чтобы после него не хотелось продолжить вечер в Макдональдсе». Гениально ! Нашим кинематографистам тоже неплохо бы учесть.

Николай Абрамович, г.Оренбург, ноябрь 2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий