30 ноября 2016 г.

Один мужчина, одна женщина, и полвека на экране... Фильму "Мужчина и женщина" (Un homme et une femme, 1966) в этом году исполнилось 50 лет.


Он - мужчина, профессиональный автогонщик. Она - красивая, умная женщина. У каждого из них есть свое прошлое с привкусом печали. Теперь ОН и ОНА глубоко одиноки, и мир воспоминаний владеет ими больше, чем мир обыденной реальности. Случайная встреча, неожиданно сильное, волнующее чувство вырвет героев из холодных лап одиночества. Новая близость, хрупкая и неуверенная, не сразу подарит им простое счастье, на тернистом пути, к которому нужно будет найти немало смелых ответов на труднейшие вопросы бытия…

Anouk Aimée
Да, ровно 50 лет уже набежало легендарному фильму Клода Лелуша “Un Homme Et Une Femme”(«Мужчина и женщина»). Теперь самое время подвести итоги. 

Казалось бы, а что там легендарного ? Обыкновенная житейская история: мужик с бабой случайно встретились, подружились, затусовались и т.д. Таких историй миллионы и многие из них заурядны. К тому же, если французский лаконизм названия тщательно перевести на русский лад, то знаете, что получится? – «Один какой-то там мужчина и одна какая-то женщина». Такая вот жуткая неопределённость. А вот если определённо перевести заглавие «Мужчина и женщина» на французский, то будет уже не совсем как в оригинале, а вот так: L’Homme Et La Femme. Простите за такой ликбез, но здесь, по моему мнению, важен любой нюанс.

Так вот, нашёлся в середине 60-х один такой мужчина из киношной тусовки, который заурядную историю показал нам совсем не заурядно. То есть из чего-то  неопределённого смог сделать весьма качественный продукт. А это стоило больших трудов, напряжения, нервов и даже трагического драматизма. Этого месье звали Клод Лелуш. Он был детищем новой волны – Nouvelle Vague, но не стал в ней заметным явлением, как-то не вписывался и всё тут. Они, эти «волновики», начиная с Годара, предпочитали сложное простому, наводили тумана на зрителей и любили морочить им головы. Но сам Лелуш тоже обожал нестандартные подходы, однако… Фильм “La Femme Spectacle” (1963) не вышел в прокат, а “Les Grands Moments” (1965) - «Знаменательные моменты» провалился. Режиссёр всерьёз подумывал о самоубийстве. Но и вся «новая волна» в середине 60-х, набрав обороты, выдохлась, и стала уходить в историю.

Совершенно случайно, как утверждал сам Клод, пришла идея нового фильма, который должен быть скроен совсем по другому принципу. Просто однажды он увидел, как по пустынному зимнему пляжу разгуливала женщина с мальчиком и собакой. История стала как-то придумываться сама и домысливаться на ходу: «Я уже видел, как фильм развёртывается на экране моих мечтаний. Название возникло само собой, мне даже не пришлось его искать. Это самое простое и самое банальное название на свете, элементарное как любовь: «Мужчина и женщина».

Новая волна умерла, а Лелуш остался жить и совсем не пожалел об этом. Одержимость новизны дала новый импульс к жизни, чудовищной силы творческий порыв: «Он ещё не существует, и всё-таки я уже знаю, что это фильм о моей жизни». Теперь дело было за малым – найти средства для новой картины. Несмотря на то, что во Франции существовал фонд поддержки молодых режиссёров, денег удалось наскрести немного. И то, весь кредит надо было с лихвой вернуть после прокатных сборов. Когда выяснилось, что на выделенные средства даже не получится сделать всю киноленту цветной, то исчезли все потенциальные продюсеры. 

Клод не на шутку озадачился: вот ведь опять везёт как утопленнику. Но Лелуш не был бы Лелушем, если бы не смог найти выход из положения. Этот хитрый, умный и чертовски талантливый еврей понял, что придётся быть не только режиссёром и сценаристом фильма, но и взять на себя функции продюсера и даже оператора! Благо опыт съёмок рекламных роликов имелся, что называется, из первых рук. К тому же не было дорогой осветительной аппаратуры, и имелась самая простая камера в распоряжении киногруппы. Поэтому, думаю, не стоит большим почитателям этой картины искать особо гениальные решения подсветок, ракурсов, звуков, да и вообще каждого кадра. Тем более, там нет никаких спецэффектов. Ну, разве только немного повзрывали пиротехники. Всё было проделано весьма простецкими способами, но благодаря всем без исключения создателям, вышло всё очень даже не по-простому, а в итоге, чего скромничать – почти гениально. Вопрос с цветностью ленты тоже решили оптимально: натурные съёмки сам Лелуш делал в цвете, а интерьерные – чёрно-белыми. «Если мне чуть- чуть повезёт, будущие зрители фильма увидят в этом приёме оригинальное художественное новшество». 

Так всё и случилось. А везти режиссёру стало так, будто с неба валило. Что ни говори, но для зрителя главное – актёры. Как они сыграют, как себя преподнесут, так люди и примут это кино. Импозантная аристократка Роми Шнайдер отказалась от главной женской роли сразу. Ну а зачем ей работать с неизвестным режиссёром ? Тогда Лелуш осторожно обращается к Анук Эме, которая мало того, что красавица, но и звезда, да и снималась у самого Феллини. И вдруг… Эме соглашается! А восходящая звезда экрана – истинный гасконец Жан-Луи Трентиньян согласился на главную мужскую роль за скромный гонорар, даже не прочитав сценария. Он уважал неординарных режиссёров, а критиков и киноведов любил куда меньше. Ну а с третьей по ранжиру ролью – каскадёра Пьера, было уже совсем просто. За неё взялся друг К.Лелуша – Пьер Бару. Он был всего лишь журналист, а ещё поэт и музыкант, но это поначалу у него скорее проходило как хобби. Как актёр П.Бару тем более  любитель, но в фильмах Клода это было уже 3-й его работой. Всё же, какой-никакой, а опыт.    

Jean-Louis Trintignant
Ну, и наконец, как любили у нас петь, - «какая песня без баяна» ? В самой Франции, правда, свой родной инструмент – аккордеон. Режиссёр как никто лучше понимал: для хорошей мелодраматической истории очень важна музыка. Однако, в отличие от актёров, любой маститый композитор за предложение скромного гонорара сразу пошлёт подальше. И вдруг, откуда ни возмись, появился один скромный, неразговорчивый «маленький человек с аккордеоном за спиной». Имя человека – Франсис Лэй. Нельзя сказать, что он совсем не был известен. Он даже успел поработать композитором у Эдит Пиаф в последние годы её жизни, и именно Пиаф напророчила ему большое будущее. Но пока Лэю уже за тридцать, а славы нет. А он, между прочим, ровесник Мишеля Леграна, следовательно, лет на пяток постарше Лелуша. Но за плечами Леграна есть «Шербурские зонтики» и кое-что ещё, а к Ф.Лэю такое счастье пока не привалило, да и киномузыку он никогда не делал.

Лэй дал скромное согласие режиссёру и, уже покидая студию, вдруг произнёс :
- У меня есть кое-что, но я не вполне уверен, что это подойдёт.
- Неважно, - сказал Лелуш. – Сыграй всё-таки.

И Франсис Лэй сыграл, да так, что уже 50 лет не может остановиться. Великий режиссёр и великий композитор сразу же подружились, хоть о своем величии ещё не подозревали. С тех пор все саундтреки к фильмам К.Лелуша – дело рук и ума Ф.Лэя.

Итак, всё отснято, смонтировано, озвучено, лента запущена в прокат. И каков же был успех? Мы хорошо знаем, что оглушительный. Золотая «пальма» в Каннах; «Оскар» как лучшей зарубежной картине и два «Золотых глобуса» в США; ещё куча различных номинаций по всему миру на самые престижные премии. Прокат фильма в СССР – отдельная история. В Москве очередь начиналась от садового кольца и до кинотеатра «Мир» тянулась несколько сот метров. Впечатляет? Сейчас и представить невозможно такого ажиотажа вокруг какого-нибудь блокбастера или супер-эпатажной картины. Не то время, увы, да и не то место, если говорить о нынешней России. Есть ещё один нюанс. Учитывая, что западные фильмы демонстрировались в нашей стране не ранее чем через 2 года после оригинальной премьеры, то от Москвы и до самых до окраин «Мужчина и женщина» начали шагать  летом 1968 года. 

Шествие было победным и нескончаемым. Даже 20 лет спустя, в конце 80-х эта картина снова имела большой успех в СССР. А тогда и я уже смог её посмотреть. Не скажу, что прямо-таки обалдел, так как был ещё глупым студентом, но и забыть такое кино оказалось невозможным. И именно наш русский перевод надолго врезался в память. И знаете, если потом были засмотрены поэтапно: показ по ТВ; видео-кассета; DVD-диск, - и что интересно, – везде перевод был разным, но всё равно – самый лучший дубляж был на советском экране! За те двадцать лет, что у нас, что у них фильм не утратил актуальности. И Клод Лелуш решил вдруг соблазниться сомнительными голливудскими веяниями – созданием сиквелов.

И вот в 1986 году выходит «Мужчина и женщина 20 лет спустя». Лучше  бы он этого не делал. Фильм ругали так же истово, как хвалили первый. И было ведь за что. Причём нельзя было докопаться с критикой к музыке того же Ф.Лэя. Она была абсолютно новой, современной и на уровне. Но так бывает, и нередко, когда саундтрек лучше самой картины. Одна радость, что неудачный сиквел не сгубил оригинала. Такие киноленты не горят, как и рукописи, и пылью истории не покрываются.

Со временем  ленте “Un Homme Et Une Femme” приписали больше заслуг чем, наверное, полагалось. Для шедевров это вполне нормально. Однако нельзя не учитывать, что картина стала во многом рубежной, как для Лелуша, так и для французского кинематографа. Режиссёр основал и отточил подлинно свой авторский стиль, с которым не расстаётся и поныне. Франция в то время прощалась с последней эпохой рэтро. Чёрно-белые «нуары», невзыскательные комедии, наивные экранизации  сошли с экрана навсегда. Начиная с 66-го года, жизнь в кино потекла по-новому, более цивильно.  
Конечно же, немало фильмов, достигших полувекового юбилея, заслуживают отдельного внимания и почтения. Здесь вопрос уже сугубо предпочтительный для каждого зрителя. Но всё же объективность диктует нечто своё: отметьте этих «Мужчину и женщину», поздравьте с полтинником, а потом вспомните и о других тоже.
Абрамович Николай, г. Оренбург, 2016     

Комментариев нет:

Отправить комментарий