10 декабря 2014 г.

Дебют в еврокубках - 1965 год. Предисловие ...

В 1965 году киевское "Динамо" первым прорубило окно в Европу для команд из СССР. еврокубке. Но почему так поздно ? Ведь тот же Кубок Кубков, в котором стартовали динамовцы, разыгрывался с 1960 года, а Кубок чемпионов и вовсе с 1955-го....

Все объясняется до противного банальными политическими мотивами руководства СССР. Коммунистическая идеалогия не принимала возможность поражения советских спортсменов от капиталистических соперников. И долго перестраховывалась. Команда Советского Союза пропустила Олимпиаду-1948, а также футбольные чемпионаты мира 1950 и 1954 годов.

К тому же в престижном Кубке чемпионов, с момента его появления, безраздельную власть захватил мадридский "Реал" (пять титулов подряд!), которому покровительствовал испанский диктатор Артемио Франко. Как-то негоже присоединяться к такой сомнительной компании. Да еще, не приведи господи, проиграть. Вот и еженедельник "Футбол" в 1960 году (№ 4) вышел с заголовком "Унылая реальность" - это о Кубке чемпионов. Журналист писал, что стоит крепко поразмыслить, нужно ли советским командам в нем участвовать :


А ведь к тому времени один матч Кубка чемпионов на территории Союза уже состоялся ! Да-да, и не где-нибудь, а в Киеве! В 1958 году в 1/16 финала встречались "Висмут" из ГДР и румынский "Петролул". В родных Ауэ и Плоешти сыграли 4:2 и 0:2. Правило "большего количества мячей на чужом поле" введут только через семь лет, в 1958-м еще практиковали переигровку на нейтральном поле. Которым в данном случае выступил киевский стадион имени Хрущева (потом "Центральный", "Республиканский", ныне "Олимпийский"). На чужие команды собралось 40 тысяч зрителей, а "Висмут" уверенно победил 4:0.

Не играли советские команды и в Кубке Ярмарок (предшественник Кубка УЕФА и Лиги Европы), который тоже разыгрывался с 1955 года. Но это понятно: международных ярмарок в Союзе не проводили, а клубы из городов без ярмарок стали допускать в турнир позже.

В общем, тянули до 1965 года, когда в Кубок Кубков заявили киевское "Динамо" (чемпиону СССР-1964 тбилисскому "Динамо" сыграть в КЕЧ не доверили). "Мы вступаем в соревнования, условия которых, закулисная борьба и специфические тактические приемы известны нам лишь понаслышке", — говорил перед стартом тренер киевлян Виктор Маслов. Но начали за здравие — "Колрейн" из Северной Ирландии победили 6:1 и 4:0 ...

* * *

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1963 год. Часть вторая

Сезон-63 едва не стал для советских клубов дебютным в еврокубках. 
Но только "едва". Европу они для себя так и не открыли,
зато вместо нее открыли... Среднюю Азию.

ЕДЕШЬ НА СБОР - НЕ ЗАБУДЬ ВАГОН УГЛЯ

После смерти Сталина советские спортсмены активно включились в борьбу за осуществление задач, поставленных в декабре 1948 года партией большевиков - завоевать мировое первенство по важнейшим видам спорта. Дебют хоккеистов на ЧМ-54 завершился триумфом сборной СССР, два года спустя хоккейная команда выиграла олимпийский турнир, чемпионат мира и Европы. В том же 56-м со второй попытки нашим футболистам покорилась олимпийская высота в Мельбурне, через четыре года - европейская в Париже: выигран Кубок Европы. В промежутке, в 58-м, советский футбол дебютировал на мировом первенстве, и только комплекс несчастливых обстоятельств не позволил достичь пьедестала, а попадание в восьмерку сильнейших команд планеты во властных структурах страны посчитали провалом.

А турнир для чемпионов европейских стран, Кубок чемпионов (разыгрывался с сезона-1955/56), мы в упор не видели. УЕФА советские команды приглашал ежегодно, но Федерация футбола СССР с тем же постоянством от участия отказывалась, находя отговорки, не всегда убедительные. Думаю, не по собственной инициативе.

"ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОПРОБОВАТЬ ?"

Прорубить окно в Европу чиновников побудил член президиума футбольной федерации Александр Перель. 27 сентября 1959 года он выступил на страницах "Комсомолки" со статьей "Кубок европейских чемпионов и советские футболисты". Перель был убежден: участие в турнире, в котором соревнуются сильнейшие клубы Европы, принесло бы советскому футболу несомненную пользу, а высокий уровень ведущих наших команд позволял на равных соперничать с именитыми европейскими чемпионами и даже побеждать их.

Руководители федерации инициативу Переля не поддержали и по-отечески пожурили коллегу: негоже члену президиума до обсуждения вопроса в узком кругу выступать в газете. Александр Семенович к совету прислушался. Не прошло и двух лет, как он изложил свои взгляды на заседании учебно-методического совета Федерации футбола СССР. В протоколе № 8 заседания от 31 июля 1961 года записано: "Слушали. О записке т. Перель А.С. "Кубок европейских чемпионов и советские футболисты".

"Только три команды до сих пор не включились в это соревнование , - сообщил он аудитории и продолжил. - Почему не участвуют в розыгрыше Кубка спортсмены Албании и Исландии, мне неизвестно. А вот почему среди 28 европейских команд нет футболистов Советского Союза, непонятно и, к сожалению, прискорбно.

Единственным оправданием отказа включиться в розыгрыш Кубка является то, что советских футболистов не устраивает время проведения игр. Так ли это ? Действительно ли игры на Кубок проходят в сроки, которые не подходят советским футболистам ?"

Задав вопрос, оратор принялся методично опровергать ошибочный, на его взгляд, аргумент оппонентов. Игры 1/8 финала проходят с конца августа по октябрь включительно. Сроки для нас благоприятнейшие: мы полны сил, а соперники только набирают форму. 1/4 завершилась в 61-м 5 апреля (фиксированных сроков тогда не назначали. Диапазон двухраундовых встреч был довольно широк: о датах договаривались сами участники). "Здесь мы Западу в форме уступаем, - признал докладчик, - но не настолько, чтобы не участвовать в турнирах. Так как УЕФА заинтересован в нашем участии, мог бы удлинить сроки четвертьфинальных матчей", - обнадежил он собравшихся.

Дальше - веселее. Полуфиналы проводятся с конца апреля по середину мая. Правда, соперники на этой стадии сильные, но переутомлены громоздкими внутренними соревнованиями - матчами чемпионатов и Кубков своих стран. А мы к этому времени набираем приличную форму.

Финал: конец мая - начало июня. Вольный, доступный пересказ аргументов Переля: мы к этому времени как свежие огурчики, они - подобно марафонцам на финише. Заключительную часть выступления "агитатора" привожу дословно, по протоколу: "Где-то лучшие шансы у нас, где-то шансы равны, где-то лучше у них. Почему бы не попробовать ?"

ЛЕД ТРОНУЛСЯ ?

Похоже, убедил. К такому выводу склоняет содержание постановительной части. "Постановили: одобрить предложения т. Перель. Считать целесообразным участие советских футболистов в соревнованиях на Кубок европейских чемпионов и Кубок обладателей Кубка с 1962 года" (ГАРФ. Фонд 9570, опись 2, дело 2942).

Лед тронулся? Не будем торопиться. Решение футбольных деятелей с подробной аргументацией и гарантиями успеха пропускались сквозь сито спортивных и партийных органов. С маршрутом прошений с нижних этажей пирамиды к вершине и обратно я вас знакомил в предыдущих главах. Было это давно, не все читали, из читавших кто-то мог и запамятовать. Мне не доставит труда напомнить.

Федерация составляла обширную записку (так это у них называлось) с изложением истории возникновения турнира и итогов уже проведенных розыгрышей. После чего перечислялись плюсы и минусы непредсказуемого предприятия - вхождения в незнакомые мутные воды. Записка посылалась в высшее физкультурное ведомство, оттуда с дополнениями или без оных - на Старую площадь, в Отдел пропаганды и агитации. Работники отдела обращались к непосредственному своему шефу, главному идеологу страны, или кому-то из членов Политбюро с просьбой принять окончательное решение.

В случае положительного ответа письмо с соответствующей резолюцией опускалось на лифте на первый этаж, на исходную позицию. Если партаппарат возражал, сообщали по телефону о нецелесообразности сомнительного мероприятия начальнику спортивному, а тот, набрав телефонный номер Валентина Гранаткина, информировал о выраженном в святая святых мнении.

Так и случилось, потому как в 62-м советские команды вновь остались за бортом евротурниров. Причина, как мне кажется, не только в сроках, на отдельных стадиях нам невыгодных. Решающую роль сыграли, видимо, мотивы политические.

В Кубке чемпионов свирепствовал мадридский "Реал", выигравший первые пять турниров. Команда мощная, звездная, с божественным аргентинцем Альфредо Ди Стефано, венгром Ференцем Пушкашем (оба приняли испанское подданство), французом Раймоном Копа, уругвайцем Сантамария, одним из лучших в то время фланговых форвардов мира Франсиско Хенто...

"Реал" представлял страну, враждебную советской власти. Вернее, Советский Союз относился враждебно к существовавшей в Испании "фашистской диктатуре" и ее главе генералу Франко. Лишь в 1977 году, через два года после смерти диктатора, СССР и Испания установили дипломатические отношения.

В 60-е годы участие советских команд в престижнейшем европейском турнире таило большую опасность: вероятность встречи с "Реалом" была высока, а проигрыш советского чемпиона испанскому больно ударил бы (пользуюсь терминологией партаппаратчиков) "по престижу советского спорта и государства". Мне кажется, именно это обстоятельство, несмотря на решимость футбольной федерации, предотвратило вступление советских клубов в еврокубки. Гласности тогда эту историю не предали: как родилась за кулисами, так там и скончалась.

ФЕДЕРАЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ПАРТАППАРАТ РАСПОЛАГАЕТ

В 63-м была предпринята еще одна попытка пробиться в Европу. На этот раз советских граждан о планах федерации оповестили.

Во второй половине января в Федерации футбола СССР был организован вечер на тему: "Футбол минувшего года". На нем помимо специалистов присутствовали видные деятели науки и искусства, журналисты московских изданий, фотокорреспонденты... Докладчики подвели итоги чемпионатов страны и мира, рассказали о поездке олимпийской сборной в Бразилию, где нашей делегации показали документальный фильм о втором матче Межконтинентального кубка между бразильским "Сантосом" и португальской "Бенфикой". Победил "Сантос" - 5:2, в первой встрече верх тоже взяли бразильцы - 3:2, и пять мячей из восьми в ворота "Бенфики" забил Пеле. Там же руководитель советской делегации заключил договор о приобретении фильма в обмен на учебную ленту о прыжках в высоту Валерия Брумеля.

Валентин Гранаткин подробно рассказал о предстоявшем международном календаре: встречах в Москве со сборными Швеции, Венгрии и Болгарии. Не исключал возможности прибытия в страну призеров ЧМ-62 - бразильцев и чилийцев. Неизвестные мне обстоятельства такую возможность исключили, как и предполагавшийся визит в СССР бразильских "Сантоса" и "Ботафого".

Председатель федерации ответил на вопросы о вакантных должностях тренеров сборной и "Торпедо" (незадолго до этого уволили Георгия Жаркова). Гранаткин любопытство вопрошавших удовлетворил: Гавриил Качалин подал заявление с просьбой об освобождении с поста старшего тренера сборной СССР по состоянию здоровья. Принял команду его помощник Николай Гуляев (позже сборную передадут Никите Симоняну). С тренером "Торпедо" еще не определились. Кандидатуры две - Николай Морозов и Константин Бесков. Оба в середине 50-х с автозаводской командой уже работали.

Официальная причина отставки Качалина меня не убедила - видимо, ее Гавриилу Дмитриевичу навязали. Буквально через несколько дней Качалина направили в "Торпедо" - как писали газеты, "для оказания команде помощи". Здоровье позволило ему неполные два месяца готовить автозаводцев к сезону, отправиться с ними на Кипр, по возвращении продолжить работу на Черноморском побережье. Только в последних числах апреля, уже в ходе начавшегося чемпионата, поступило сообщение о назначении Николая Петровича Морозова старшим тренером и начальником команды "Торпедо". Бескову через несколько месяцев предложат должность более значимую и чрезвычайно ответственную.

Напоследок, как и положено после сытного обеда, попотчевал Гранаткин многочисленную аудиторию сладким блюдом. Его слова: "СССР предполагает выставить в 1963 году московский "Спартак" в Кубке чемпионов европейских стран, а донецкий "Шахтер" - в Кубке обладателей кубка", - вызвали бурный восторг приглашенных и утонули в громе аплодисментов. Эту историческую фразу растиражировали СМИ, не обратив внимания на осторожное "предполагает", допускавшее варианты.

Может, верхи, узнав о неудачах "Реала" в последних двух розыгрышах, заколебались, что и позволило Гранаткину предположить позитивное развитие событий. Увы, произнесенной им на вечере фразе стать исторической было не суждено. Федерация предполагала, партаппарат располагал. Сверху вновь дали отмашку.

Только в 65-м проведут рискованный эксперимент с киевским "Динамо" в самом пестром и слабом по составу турнире - Кубке кубков. Окажется он неудачным. Но не будем опережать события. Забот у нас в наступающем сезоне полон рот. Начнем расхлебывать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий