8 октября 2015 г.

Мой дневник "востоковеда-западника" (Николай Абрамович)

Золотая осень в Оренбурге в последние годы начинается с международного фестиваля «Восток – Запад». Только вот слово «международный» всё больше смущает, отдаёт фарсом, как и весь нынешний фестиваль...




12.09.2015 – день открытия

Фарс начинается уже с буклета, на котором видим коллаж из фото: Чехова, Пушкина, Ахматовой, Пастернака, Толстого, и сопровождающая крупная надпись на Russ/English (во как круто !) "Год литературы в России". Правда, непонятно к чему - никакой экранизации в кино-ассортименте нет и в помине. Кстати, обращаю всеобщее внимание на фестивальный подзаголовок : "Классика и Авангард", и спрашиваю : "кто-нибудь назовёт хоть один фильм за 7 фестивальных лет, который стал классикой ?".

Такого здесь нет и, в принципе, быть не может. Ещё один фарс и выпендрёж. Ну а что же "авангард" ? А вот под этим термином, как правило, скрывают любую халтуру, а это не меньше чем 90 % мусора, что идёт на фестивале "Восток-Запад". И никакой это не авангард, не надо издеваться над таким красивым словом. Открываем буклет, а там вступительное слово Юрия Берга. Наш несменяемый губернатор и "главный киновед" оперирует такими фразами как "оксюморонное название" и т.д. Вот ведь умный какой ! А далее по тексту : набившие оскомину ШОСы и БРИКСы из Уфы, пресловутый "Шёлковый путь" и т.п. Вот к этому всему наш драгоценный фестиваль и оказался косвенно привязанным. Очередной политический фарс, однако.


Вот, наконец, и фильм открытия - "Архипелаг". Его должны были представлять режиссёр Татьяна Воронецкая и три актёра. Их ждали, задержали премьеру, но они так и не явились. Не появились они и к концу сеанса. Тележурналисты "сматывают удочки" и робко опрашивают кинозрителей на камеру, но уже в коридоре к/т «Космос». Нет ни одного положительного мнения, включая моё собственное. Над всеми завис один вопрос : вообще, в жизни видели что похуже, чем такое вот эрзац-кино ? Никакого обсуждения «Архипелаг» (а к чему такое громкое название ?) заслуживать не может. А в его буклетном анонсе такие понятия как «народ» и «русская литература» (неужто это и есть привязка к году литературы ?!), оказываются на деле полным фарсом и совершенно дурацкой и неуклюжей спекуляцией.

Мы наблюдали 120 минут полной дряни, гадости и непрофессионализма, а значит и профнепригодности создателей. Больше ничего сказать нельзя. Я прямо заявил в телекамеру: «Фильм - полное дерьмо. За что нас так сильно не уважают ?» Имелось в виду и неявка создателей, - явный признак неуважения к зрителям; и демонстрация полнейшего отстоя на открытии. Молчу уже о том, что и изображение было неважнецким, - его проецировали на экран через компьютер (!?), но с нас же брали деньги за вход ! А зал был полон, ведь люди были заточены на позитив. Но в итоге : полный облом, полный провал начала фестиваля и крушение зрительских надежд. Подавляющее большинство сделало однозначный вывод : на фестиваль больше ни ногой. А Татьяна Воронецкая, оказывается, ещё и президент фестиваля !?? Ну это, извините, позор джунглям. Мы, похоже, дошли до ручки, как и наш «Восток – Запад».

14.09.2015 

Сегодня нарисовался такой «знаменитый» деятель - киновед Сергей Лаврентьев. Он представил картину «Мост на краю света» (Хорватия, Сербия, Босния), которую очень хвалил, как отличную драму о незаживших ранах бывшей Югославии. Зрители, однако, оказались другого мнения, да и народу в зале много не было. Фильм больше похож не на авторский, а, скорее, на любительский, хотя по сравнению с такой дрянью как наш «Архипелаг», это уже что-то выдающееся. Судя по историческим нюансам военных драм Югославии (они лишь упоминаются в ленте), можно сделать вывод, что фильм делался, так сказать, для внутреннего пользования. То есть, за пределами южно-славянских стран он не особо интересен и не ко времени: война закончилась 15 лет назад, а тут смотрим как «по горячим следам». 

Подозреваю, что «Мост на краю света» не удостоился чести попасть даже на фестиваль в Карловых Варах, но зато за милую душу идёт у нас в конкурсной программе. Комментировать это кино нет особого смысла, т.к. создатели даже не смогли раскрутить детективную интригу, а всё остальное просто неинтересно, серо и безлико. Но в зале, по окончании сеанса, раздались жидкие аплодисменты. Уже неплохо, по сравнению с днём открытия.


А после показа я смог отловить С.Лаврентьева и потолковать «по душам». Год назад я уже имел с ним беседу, также в стенах к/т «Космос», не зная точно о выполняемой им функции. Думал, он просто член жюри фестиваля. Я поинтересовался, почему, к нам на «В –З» привозят такую лажу как «Чапаев, Чапаев»? (ещё в 2013г.) Следует напомнить, что этот «шедевр» представлял сам режиссёр (имени его не помню), и показ был бесплатным. Тем не менее, до конца сеанса досидело меньше половины зрителей, - остальные сбежали. На обсуждении режиссёр оправдывался: да, фильм действительно не ахти какой, но лучше сделать не смогли.

В роли Чапаева был И.Охлобыстин(?!). Как говорится, без комментариев. Это «кино», конечно, не было серьёзным, но и не комедия, и вообще что-то из разряда не пришей рукав. Но… что мне сказал многоуважаемый киновед Лаврентьев: «Чапаев, Чапаев» вообще-то хороший фильм, просто ваша публика не подготовлена для такого кино». Полный абзац ! Я тогда подумал: плохо, что есть такие мутные интеллигенты, считающие себя намного выше толпы, но ведь сами они являются не иначе как извращенцами, а по сути такими же сирыми и убогими как большинство плебса из толпы, которую они так презирают.     
                     
И в этот раз я не убедился в обратном. Только теперь правильно «идентифицировал» С.Лаврентьева: он не только киновед, но ещё и директор программ фестиваля. Он лично отбирает фильмы для жюри и для зрителей. И в этот раз мы не пришли к консенсусу в ходе беседы. На мой вопрос: как можно демонстрировать такое дерьмо как «Архипелаг», как можно так не уважать нашего зрителя ? – ответ был примерно таким : этот  фильм нельзя считать дерьмом, он несёт хорошие идеи.

- Да какие же, в чём они ?!! – пытался я понять (если уж такой тупой).
- В том, что наше общество глубоко больно.

Я высказал, что мог бы и любой читатель: мы все об этом (нездоровом нашем обществе) говорим, пишем, поём и показываем уже не меньше 25 лет. И не в плане чернушного примитива, а вполне реалистично, откровенно, со вкусом и достоинством. Поэтому 3-й сорт или брак (как и хренов «Архипелаг») нам на оренбургском фестивале не нужен. 

Малобюджетное кино, также снятое одной камерой, может быть вполне талантливым. Не только фестивальные гурманы, но и немало зрителей «из масс» знают и пересматривают такие ленты как «Музыкант» (Мексика) или «Уроки итальянского» (Дания). Лаврентьев, в итоге, пытался резюмировать : сколько людей, столько мнений. Но ведь многие помнят, как начинался фестиваль 8 лет назад. И вход был бесплатным, и шедевры были, и многие из них выходили на DVD. Всё это вспоминается теперь как во сне. Почему же стало так регрессивно ? Да потому, что Лаврентьева тогда у нас не было, а значит,  фестивальное кино было более вменяемым, т.к. отбирались всё же достойные ленты.

16.09.2015

Сегодня день, наверняка, удачный. Фестиваль демонстрирует co-production России и Германии "No Comment" (Без комментариев). «Восток–Запад» уже опардонился донельзя, но на военный фильм (ну пусть хотя бы есть горячая точка) мужчины, включая меня, идут всё равно, словно по инстинкту. Но уж привыкли видеть на подобном «кино-чтиве» нечто вроде «плавающей» камеры, сюжета без начала, без конца, с чем-то непонятным посерёдке; а создатели, если что, заявят : да вы не поняли, - здесь подстрочник, а здесь не для тупых, и вообще, самое интересное нужно подразумевать за кадром. К счастью, все кто был в зале, приятно разочаровались.


«Без комментариев» представили : режиссёр Артём Темников и продюсер Ася Темникова, и заявили, что все вопросы и ответы – любезно после просмотра. Так всё и состоялось. Само название поначалу провоцировало настроиться на набор кадров, словно из какого-нибудь реалити-шоу. Но, к нашей радости, всё оказалось принципиально не так. И кинокамера рельсовая; и сюжет в рамках жанра вполне законченный, и состоящий из 2-х параллельных историй: немецкой и российской; и вообще, уровень что надо, - и так все 107 минут. На обсуждении режиссёр скажет, что отснятого материала было куда больше, но решили немного ужаться и не перегружать сюжет. Решение абсолютно верное. Если накрутили бы ленту до 2-х часов, картина могла бы оказаться в проигрыше. А так все довольны: и создатели и потребители.

Есть интересное сравнение в «Без комментариев»: при ведущей роли российской стороны, главный действующий герой всё-таки немец. Юноша Томас, неудачник по жизни и неисправимый романтик, балуется видео-камерой по принципу «сам себе режиссёр». Российский офицер, командир взвода разведки, тоже неразлучен с домашним цифровиком, но ему отделено меньше экранного времени. Оба окажутся в Чечне, в пекле боевых действий и, как говорят военные, в разных окопах. Но чего вдруг немца занесло так далеко, ведь не 41-й год ? Просто светлый и наивный Томас без памяти влюбился в девушку-мусульманку Лейлу, принял ислам ваххабитского толка, и таким образом оказался «воином аллаха», отправившись на войну с неверными. Вот уж действительно «сука-любовь» как у мексиканца Иньярриту. А в жизни всё так и бывает, и нередко. И сам режиссёр поведал нам: всё что вы видели – снято по реальным событиям. Да и вся кинолента "No Comment" смотрится правдиво, без натяжек и фарса.

И после просмотра никто из зрителей не «поймал за язык» режиссёра с продюсером, не уличил их в неискренности. Темников подробно, даже исчерпывающе ответил на все вопросы. И напомню, что аплодисменты в конце сеанса прозвучали непременно и внушительно. Ещё громче они были после ответов и комментариев создателей, ведь кинозрители прощались с ними надолго, пожелав дальнейших успехов. Кстати, как ни покажется странным, для Артёма Темникова это первый игровой фильм. Он мастер документального кино, их (док.ф.) в его багаже не меньше 15, есть и различные телепроекты. Тем лучше, что блин комом не получился, а наоборот, всё круто и здорово.

P.S.:  Режиссёр исчерпывающе ответил и на все мои вопросы. А я провокатор ещё тот, - задавал их больше всех. Так что мой ему респект.

18 сентября

Фильм закрытия «Училка» настраивал на негативные эмоции ещё до премьеры. В к/т «Космос» поставили большой рекламный щит, где актриса И.Купченко, бабушка по возрасту, красуется с пистолетом в руке. Лично у меня от такой афиши морщилось лицо. Очень немногие, и я их числе, знали откуда ушки торчат. Эта эпатажная, ангажированная «Училка» является не иначе как плагиатом французской картины «Последний урок» с Изабель Аджани в главной роли.  Этот «П. урок» выходил у нас на DVD, но в небольшом количестве, а значит, многие не видели. Самое то, что надо нашим жуликоватым горе-киношникам. Но пиар «Училки» в СМИ сделал своё дело, - народ попёр так, что за 1,5 суток до показа в «Космосе» билетов уже не было (учитывая много приглашённых халявщиков из представителей властей и прессы). А я с трудом смог взять пригласительный в к/т «Сокол» и на самый последний ряд.


Перед показом фильм представляют: режиссёр Алексей Петрухин и исполнительница главной роли Ирина Купченко. Одна характерная деталь – в зале ( а он почти полный) в подавляющем большинстве женщины, и совсем немолодые. После премьеры они просто распинались в комплементах и дифирамбах режиссёру и актрисе, типа: «Делайте ещё такое кино!». А.Петрухин обнадёживает: «Уже думаем над продолжением, будет «Училка 2». SOS! Караул! Не надо нам такой дряни, да ещё с сиквелами ! На что идут бюджетные деньги?! – Это уже мои громкие мысли про себя, а с последнего ряда я не могу задать вопросы, - их не будет слышно. 

Петрухину и Купченко с этим залом в «Соколе» явно повезло: все нужные люди сидят близко, они эту «картину» славословят, а между ними уже разыграны призы. Все потенциальные «диссиденты» сидят «на камчатке», их мнений и не нужно слышать в принципе. Но я слышал недовольный ропот, и именно среди женщин: «ужас, какая-то дикость, бредятина». К таким эпитетам полностью могу присоединиться. Мы снова увидели эрзац-кино, не выдерживающее никакой критики. Между прочим, режиссёр Петрухин, отвечая на вопросы зрителей, говорил: «В реальности такого, конечно, не было. Это фарс» (имея в виду фабулу сюжета, где учительница берёт в заложники целый класс). А наш массовый зритель (что сидел в зале) не понял, что слово «фарс» как раз и означает несерьёзность и полную неправдоподобность ленты. В итоге, получился фарс двойной: как на экране, так и в плане одурачивания простодушного зрителя.

Я смог догнать режиссёра в фойе и спросить: «Вы можете честно признаться в плагиате темы французского фильма «Последний урок» ? Петрухин ответил: «Я знаю об этом фильме. Но посмотрел его уже после того, как сам снял «Училку». Он нагло соврал, и я не удивился. Да и кинозрители, из тех кто «в теме», вряд ли чему сейчас вообще удивляются.

Круг замкнулся. Снова пришли к тому с чего начали. Наш пресловутый «Восток – Запад» в полном тупике, стагнация – 100%. Так нужен ли он нам вообще такой фестиваль дальше ? Вопрос остаётся открытым.

Абрамович Николай, Оренбург 2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий