Речь пойдёт о трех кинолентах с одинаковыми цифрами - 44, которые вышли на мировые экраны в 2015 году. Однако они стали нежелательными для России, - их сразу "завернули" к показу в кинотеатрах, нет их пока и на DVD. Осталась единственная возможность - интернет...
Лучший из трех запретных кинофильмов - эстонский «1944» (реж. Элмо Нюганен). Сама дата-заголовок лаконично говорит о содержании : освобождение Эстонии от немецко-фашистской оккупации. Но… тут не всё так просто. Начнём с того, что наши квасные патриоты сразу забили тревогу, зачастую отказываясь даже смотреть это кино. Как тут не вспомнить Жванецкого советских времён: «Давайте спорить о фильмах, которые мы никогда не видели, о книгах, которые никогда не читали…»
Это к тому, что наша общественная мысль возвращается, точнее её силком возвращают, чуть ли не в те годы, какие указаны в фильме. И вот кто-то узнал, что кинокартина якобы про эстонскую дивизию «Ваффен СС». Всё - SOS, караул, как такое стало возможным ?! Но сначала, советую всё-таки смотреть, а уже потом кипятиться.
Следует указать на международный рейтинг IMDB - почти 8. Значит это не сомнительная поделка, допустим, как польский х/ф «1920», а серьёзное кино. Здесь мы видим эстонцев воюющих с обеих сторон : и в дивизии СС и в Красной Армии. Показаны и народные ополченцы, однако, и они против Советов. Эстонцы с разных сторон баррикад сражаются отчаянно. Это ясно и из военной хроники, - маленькую Эстонию освобождали почти полгода : с июля по ноябрь 44-го. Трагедия эстонского народа заключалась в том, что для них компания по освобождению от немцев являлась продолжением своего рода гражданской войны, начатой в 1940 году, после советской оккупации Прибалтики. Комментарии на сей счёт есть в начале титров, как и к злополучному пакту Молотова-Риббентропа, по которому Гитлер согласился отдать Сталину Финляндию и страны Прибалтики. Финны, тем не менее, смогли отстоять свою независимость ( «Зимняя война» 1939 – 40 гг.), эстонцы нет.
Что интересно, среди эстонских бойцов-красноармейцев были солдаты 1939 года призыва (ещё независимой Эстонии), как например сержант Еге – персонаж фильма.
- Почему вы не оказали сопротивления русским ? – спрашивают его.
- Наверное, были слишком дисциплинированные, ждали приказа, - отвечает сержант. – Через пару месяцев не поняли как сами вдруг стали красноармейцами.
Среди молодых легионеров SS, мобилизованных немцами, тоже были люди, ставшие затем бойцами Красной Армии. Но были и эсэсовцы-добровольцы, как ефрейтор Карл, воевавшие до последнего. У него угнали в Сибирь родителей и сестру, и было бы странным, как хотели бы наши патриоты, видеть его среди советских бойцов, бегущих на врага с криками: «За Родину, за Сталина!» Такие близкие нам понятия как Родина и патриотизм, - стали слишком разными для эстонцев, разделённых Сталиным на два враждебных лагеря.
Стопроцентно отрицательный герой в фильме это « особист». Он эстонец, капитан Советской армии. Этот противный, отвратительный толстяк приказал сержанту стрелять в эстонских подростков в немецкой форме, которые сдались добровольно. «Я не стану стрелять в детей», - ответил сержант, и особист тут же убивает его из табельного «ТТ». Зависла напряжённая пауза, бойцы думают кто будет следующий ? Но нашёлся, слава богу, смельчак, русский по национальности, - уложил особиста с одного выстрела. Мы смотрим и думаем : эх, если б так всегда было на самом деле, а не только в кино. Сейчас и в некоторых российских фильмах особистов показывают главными врагами Красной Армии, но вот убивать их у нас не решались. Да они сами в бой-то и не лезли, а только чинили расправы в тылу.
Теперь надо бы отметить художественные достоинства «1944». Батальные сцены - а это основное, что должно захватывать в военной картине, показаны мастерски и достаточно зрелищно. Этого никто не может отрицать. Все боевые эпизоды отсняты как в реалити-шоу, без спецэффектов, замедленных кадров и комбинирования. Кое-кто замечает, что «горячим эстонским парням» ещё далеко до Голливуда, да и до нашего военного кино не очень-то близко. Оно всё так, но будем учитывать, что в маленькой Эстонии нет гигантского кинобюджета и размашистых павильонов, и рассчитывают они только на самих себя. Для эстонцев этот фильм всё равно что блокбастер, хотя до самых крутых высот может и не дотягивает. Но надо ещё учесть, что их кинематограф только сравнительно недавно начал вылезать их небытия и разрухи, связанных с распадом СССР. Латыши и литовцы так вообще продали всё имущество и территорию своих киностудий барыгам-капиталистам, и простились со своим кино навеки. Эстонцы, отдадим им должное, смогли сохранить родной кинематограф, как национальное достояние. А сейчас их фильм «Мандарины» даже претендует на «Оскар» для иностранцев.
Следующий фильм «Город 44» снят в Польше. Сразу можно догадаться, что речь пойдёт о знаменитом и трагическом Варшавском восстании лета 1944 года. Требования к польскому кино у нашего зрителя всегда были высокие. Ещё бы ! Есть ли те, кто не помнит в советском прокате : «Новые Амазонки», «Ва-Банк», «Дежа Вю» и т.д. ? Но вот не стало советского проката и исчезло великое польское кино, впрочем, как и наше.
Новая картина «Город 44» также, малость, разочаровывает. Думается, что могли бы поляки снять и покруче и поинтереснее, благо хорошая школа имеется. А так, фильм вроде неплохой, но более подходит для телевизионного кино, нежели для полнометражного. Нам кажется, что количества боевых сцен недостаточно для 2-х часовой ленты, Голливуд бы им в помощь. Но поляки, к их чести, обошлись исключительно собственными силами. Да в принципе, если сильно не придираться, то сойдёт. Зрители из увиденного больше всего запоминают кровавый дождь после взрыва госпиталя. Не могу сказать, насколько возможно такое в реальности, но смотрится жутковато.
Так в чём «крамола» этого кино по поводу непопадания в наш прокат ? Видимо из-за отношения поляков (как в кинокартине, так и в современной политике) к Красной Армии, которая сильно подвела их, не придя на помощь во время восстания. Однако создатели фильма как раз подошли критически к руководителям восстания из Армии Крайовой, которые абсолютно не согласовывали свои действия с советским командованием, думая, что всё получится и разрешится в пользу повстанцев, если русские уже на подходе. «Два-три дня и всё закончится», - хвалятся поначалу бойцы Армии Крайовой. Чем всё закончилось мы знаем : фашисты жестоко подавили восстание и разрушили почти всю Варшаву. Эту же картину наблюдаем и в фильме.
Главный герой - молодой поляк Стефан примкнул к восстанию, польстившись на популистские воззвания вожаков. А в итоге, он потерял всё. Немцы убили его мать, младшего брата, подругу, а то, что дом сравняли с землёй, уже не выглядит на этом фоне самым страшным бедствием. Стефан весь разбитый и надломленный гневно вопрошает одного из командиров : «Зачем вы это сделали, зачем всё это было ?!» Хэппи энда в такой драме, конечно же, быть не может, ладно хоть главный герой остаётся в живых, хоть и весь израненный.
Третий фильм «Номер 44» американо - европейской копродукции, в нашем прокате обломили перед самой премьерой. Фильм был официально закуплен, дублирован, анонсирован к показу, но… Есть у нас такой деятель - тихий очкарик и по совместительству министр культуры Владимир Мединский. Поверьте, моя едкая ирония обоснована более чем. Я, будучи историком, крайне удивлялся, ну просто волосы дыбом вставали от той ахинеи, что нёс Мединский на всех телепроектах, включая «Исторический процесс». Он был ещё не министр, а «скромный» профессор истории, но его бредятина пришлась как раз ко двору, где решили следовать порочной формуле Брежнева и Суслова : зачем нужна правда, если она невыгодна ?
В итоге Мединский стал министром, и вред теперь приносит во сто крат больший : он ввёл цензуру везде, в том числе и в кинопрокате. Мы уже забыли о таком понятии, думали, что регресс невозможен. Однако я уже напоминал, в какие годы мы вернулись и, похоже, всё наследие хрущёвской оттепели и горбачёвской перестройки накрылось медным тазом. Так что бойтесь тихих очкариков !
Но надо пару слов сказать и о фильме. Удивитесь, но как ни странно, я согласен с тем, что «Номер 44» не следовало пускать на наши экраны. Но прежде всего, его не стоило закупать за границей и готовить к запуску в кинотеатры, т.к. фильм неинтересный и очень примитивный.
Это не просто штамповка, а кинематографический брак. Знаю, что поклонникам Тома Харди и Гари Олдмана стыдно за своих кумиров, как и мне за Венсана Касселя. Ну мне «повезло» чуть больше, - у Касселя второй план, но ведь всё равно получилась полная лажа.
В интернете этот фильм не приобрёл бы никакой известности, если бы не запрет Мединского, невольно делающего такие поделки популярными, по аналогии с запретным плодом. Но в чём же у этого «номера» криминал, не прошедший нашу цензуру ? Конечно же в «чернушном» освящении наших доблестных карательных органов. Как жаль, что до сих пор не изобрели машину времени. А то я бы отправил в это «героическое прошлое» самого Мединского, да ещё в ведомство другого «славного» очкарика – Л.П. Берия. Что бы они сделали с таким вот коллегой ? Наверное, сразу приговорили бы как гнилого интеллигента, космополита и двурушника. В этом, думаю, никто не сомневается. А нам остаётся колесить и дальше по просторам интернета, выискивая интересное андерграундное кино, пока всемирную паутину у нас ещё полностью не зацензурировали.
Абрамович Николай, Оренбург 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий