Стояла глухая дождливая ночь. Часы показывали 4:15. По скользким улицам сонного стокгольмского пригорода Хесселби пронеслись черные автомобили и остановились в парке возле гостиницы, где поселился ЦСКА. Из них вышли молодчики в масках. Запалили файеры и петарды. Минуты три Хесселби дрожал от канонады, сопровождавшейся криками и гудением клаксонов. Один файер попал на деревянную крышу, и пожар не начался только благодаря ливню. После нападения игрокам не сразу удалось заснуть. Все, чем отреагировал АИК на действия своих ультрас, - дежурные извинения. Впрочем, а что еще могли сделать хозяева ?
Теперь мне понятно, почему Швеция - обитель множества радикалов и один из мировых лидеров по числу самоубийств. Только люди весьма своеобразного душевного склада способны ежедневно пользоваться станциями метро, напоминающими пещеру летучих мышей, перемазанную красками, или со стенами, выкрашенными в зловеще-красный цвет. Когда я в первый раз спустился на Solna Central, где находится стадион "Росунда", то подумал, что досрочно попал в преисподнюю, и стал готовиться к тому, что эскалатор доставит меня прямиком в котел. Внизу, на платформе, все оказалось не так страшно - неизвестный художник изобразил на стенах леса, поля, лосей и взмывающие ввысь самолеты. Вот только почему это небо залито кровью ?..
Такой уж у города, видимо, характер. В нем нет цельности, он как треснувшее стекло. Бурные реки раздробили его на множество районов и островков. Погода меняется каждые минут двадцать - город то плачет дождем, то солнечно улыбается, а иногда, как настоящий безумец, делает то и другое одновременно. Здесь каждый кебабщик и мороженщик принимает кредитные карточки, но в метро при этом есть человек, вручную пропускающий пассажиров через турникет по предъявлении билета. В Стокгольме без долгих прощаний расстаются с великим прошлым: "Росунда", где во время ЧМ-1958 выплавлял из золота свое величие Пеле, вот-вот пойдет на снос. В конце года сборная и клуб-арендатор АИК переедут на новенькую арену. А ЦСКА может войти в историю: эта игра в случае общей победы армейцев станет для "Росунды" последней в еврокубках.
Однако плакатов с рекламой исторического матча не было даже возле стадиона. Впрочем, в этом Стокгольм категорически похож на Москву. Вчерашняя афиша в пригородном спорт-баре, где матч АИК - ЦСКА проходил под рубрикой "хоккей", оказалась цветочками. В ирландском пабе в центре города в программе трансляций на неделю значились абсолютно все игры английской премьер-лиги и встреча Лиги чемпионов "Спартак" - "Фенербахче", а вот матча с участием стокгольмской команды не было. Вживую, впрочем, на футбол, как выяснилось, ходят с удовольствием. Только через интернет, как сообщил "фан-термометр" на сайте АИК, был куплен 14801 билет.
Перед началом встречи состоялся маленький концерт. Местные болельщики исполнили песню клуба, заставив вспомнить о том, как самозабвенно шведы пели гимн своей страны на Euro-2012. "Песня про то, какие они великие и так далее", - пояснил мне коллега из Aftonbladet. Попутно на фанатской северной трибуне растянулся баннер: "Вперед, черно-желтые солдаты!" Получилось, что и с той, и с другой стороны - армейцы. Так что предстояла настоящая война. Которая, вы помните, началась еще ночью.
Перед матчем вспомнилась история: один важный госчиновник, узнав, что в сборной России по баскетболу выступает Швед, возмутился: "А что у нас, своих, русских ребят нет, что ли?!" А в составе ЦСКА есть два настоящих шведа, Эльм и Вернблум, но в состав попал только летний новичок. Преобразование Цауни из флангового хава в опорника прошло настолько успешно, что он вытеснил из основы жесткого бойца, но неумелого комбинатора Вернблума. В остальном состав красно-синих был абсолютно предсказуем: на поле вышли все сильнейшие. Или те, кто есть: впереди вновь мучился Муса. Других нападающих в распоряжении Леонида Слуцкого нет. Предполагается, что пока нет - в новостях то и дело всплывает информация о переговорах с разными форвардами.
На первых минутах любимцем местной публики стал Игнашевич, дважды выбивший мяч на трибуны. ЦСКА атаковал преимущественно правым флангом. Мариу Фернандес сновал буквально под носом у молодого тренера хозяев Андреаса Альма - бровка здесь совсем близко к скамейкам. Шведы играли жестко: уже на 8-й минуте защитник Йоханссон подбил Тошича. В ответ Фернандес на грани фола подкатился под патлатого угандийского крайка-дриблера Мартина Кайонго-Мутумбу, и внешне, и повадками напоминавшего Роналдинью. Стадион возмутился. Вообще скандинавы поразили громкостью боления. Уши закладывало не меньше, чем в безумной Греции, а песни звучали складно, как в Англии. А ведь считается, что шведы - северная, спокойная нация. Наши же доблестные фанаты, добравшиеся до Стокгольма, не придумали ничего лучше, чем ответить предложением вступить с красно-синими в интимную близость и уханием в адрес Мутумбы.
В нападении 11-кратные чемпионы Швеции уповали преимущественно на навесы, адресованные конкуренту Мутумбы по непроизносимости фамилии - атлетичному ганцу Кваме Ампонсу Карикари. Однако с верховыми мячами - и с игры, и с угловых - Акинфеев справлялся без труда. Равно как и с дальним приземленным ударом, процитирую Слуцкого, "опасного костариканца Борхеса". У ЦСКА же все атаки обрывались на стадии последнего паса или финального рывка. Сказывалась и "бездумбьевщина" - впереди армейцы открывались плоховато. В общем-то и те, и другие играли без ворот. Первый удар гостей в створ, в исполнении Эльма, напомнил подачу из подзабытой игры пионербол. Чуть позже Хонда неточным пасом на Дзагоева испортил выход три в два. На 32-й минуте Карикари отнюдь не карикатурно упал после столкновения возле Акинфеева, но отлежался, встал и пошел. Одна из армейских передач наконец-то дошла до Мусы. Тот пробил в падении и почти достал мячом до углового флажка. Гораздо опаснее выглядели моменты с участием Тошича. Сначала серб после "стеночки" оказался почти во вратарской, но в дальний угол, как и Муса, не попал. А затем откликнулся на "черпачок" Эльма - вновь чуть промахнувшись. В ответной атаке АИК прорвал левый фланг ЦСКА, но Фернандес снял мяч с головы Карикари.
Закончился тайм многообещающе : Дзагоев с линии штрафной здорово ударил правой в дальний угол. Неточно, но хотя бы опасно.
В первой половине ЦСКА владел мячом 57 процентов времени, но остроты и агрессии команде решительно недоставало. Возможно, ночные кошмары и сказались на состоянии игроков, но кому это докажешь ? Взбодриться было просто необходимо.
Они и взбодрились. Особенно Муса. Нигериец заработал штрафной почти на линии, но Эльм, хотя он однажды, по собственному признанию, забивал за АЗ какому-то шведскому клубу со "стандарта", исполнять не пошел. А Дзагоев тот блестящий удар, что нанес по воротам сборной Кот-д'Ивуара, повторить не сумел. Но в следующий раз Муса все-таки вбежал в штрафную, сыграв как раз в фирменном стиле флангового форварда, прострелил, и Хонда с пары метров катнул мяч в пустые ворота. На красно-синем секторе посрывали футболки и зажгли файеры. И тут началась обещанная накануне Эльмом заварушка. Единственную за матч реальную угрозу со стороны АИК отвел Акинфеев. Вышедший на замену престарелый капитан Чернстрем (ему 38, а в команде он 13 лет) всех перехитрил, перекрыв обзор во время штрафного. Но бил не он, а опасный Борхес. Вратарь ЦСКА сыграл блестяще.
Хозяева прибавили еще и в грубости. Жертвами жестких стыков становились Муса, Хонда, Фернандес. Пока бразильцу оказывали помощь, шведы провели маленькое собрание на тему "Что делать?" Фернандес продолжил игру, но минут через пять уступил место Набабкину. Чуть раньше Слуцкий бросил в бой Вернблума, которого арена встретила с ненавистью. Оказалось, что фанаты АИК выучили, как по-русски будет собака женского пола. И назвали так Москву.
После гола ЦСКА сделал ставку на надежность и вперед шел аккуратно. Но все равно вполне мог увеличить счет. Первый опасный прострел Дзагоева прервал защитник, второй дошел до Эльма, но швед сыграл слишком вычурно, катнув мяч пяткой в неизвестность. Джокер Гонсалес еще с одного паса Дзагоева выкрутил мяч не в ту сторону. Зато в обороне сопернику практически ничего создать не позволили. Лишь в добавленное время шальной мяч прискакал к Лундбергу, но удар отчаяния с линии штрафной вышел отчаянно неудачным.
Так российская команда выиграла первую битву аббревиатур. Наши четыре буквы сильнее трех ненаших. Даже в Стокгольме. И никакие ночные пожары помешать ЦСКА не смогли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий