10 января 2018 г.

Убить Зои - Killing Zoe (1993) - мое мнение о фильме

Killing Zoe

Герои этого мощного криминально-психологического боевика об ограблении банка - не самые добропорядочные граждане. Они наркоманы и хулиганы, настоящие подонки, да еще и террористы-наемники. Американец Зэд (Штолц), спец по сейфам приезжает в Париж по приглашению своего друга Эрика (Англад), которого он знал еще по Штатам. Сразу после прилета по наводке таксиста Зэд снимает проститутку по имени Зои (очень симпатичная Жюли Дельпи). Они понравились друг другу, что впоследстие и спасло им жизнь. Автор сюжета и исполнительный продюсер - Квентин Тарантино. Это заметно. Поэтика подонства и полной отвязанности от морали, кровавое месиво и наркотическая истерика, юмор висельников и демоническая усмешка - фирменные признаки тарантинизма наличествуют и здесь. Снят фильм мастерски, актеры просто великолепны. Главное - отогнать от экрана детишек, кино совсем не для них...


Режиссер этого фильма, Роджер Эвэри - соавтор сценария "Криминального чтива". Именно поэтому нас с самого начала не покидает ощущение, что кино  по стилю напоминает раннего Квентина Тарантино. Эвери - давний компаньон Квентина, и вместе они писали сценарии к первым своим фильмам. "Криминальное чтиво" вышло годом позже и далее их пути окончательно разошлись, оставив эти криминальные истории сотням начинающих режиссёров в качестве шаблона. 

Фильм был снят в 1993 году, когда «тарантиномания» ещё не приобрела мировых масштабов, но, благодаря успеху "Бешенных псов" имя Квентина было уже на слуху. Благодаря этому Эвэри удалось выбить бюджет для своего полнометражного дебюта - "Убить Зои", картины, созданной по образу и подобию "Бешеных псов", с той лишь разницей, что Эвери решил показать, то, что осталось за кадром ленты Тарантино - процесс ограбления. Сам же Тарантино здесь выступил исполнительным продюсером.


В главной роли играет, как многие считают (хотя это не так), симпатяга Эрик Штольц, который внешне очень сильно напоминает Микки Рурка в его лучшие годы. Ну это тот самый чувак из "Криминального чтива", в трусах и халате, которому Джон Траволта привозит обдолбанную Уму Турман. Это и есть Штольц. Только там он весь нервный, весь на понтах, а в этом фильме - само спокойствие и размеренность.

А теперь о том, почему я с этим не согласен.  Как только в кадре появляется Жан-Юг Англад - актер, который сыграл Эрика, то Штольц сразу перестает быть главным героем. Англад, как говорится, жжот ! И тащит на себе всю вторую половину фильма, пока Штольц возится в подвале с сейфом. Посмотрите на этого наркомана и психопата внимательно (фото в самом конце). Никого не напоминает ? Да это же вылитый Горшок из "Короля и шута" ! Весь фильм меня не покидало это чувство невероятного сходства. Причем не только внешнего, но и игрой, отвязным поведением. Еcли бы кто-то решил снять ремейк этого фильма, то Горшок бы был вне конкуренции. Я очень часто представлял себе какая бы роль в кино идеально подошла Михаилу Горшеневу и теперь точно знаю, что эта - роль Эрика. Жаль, что ничего больше он уже в этой жизни не сыграет...


Это идеальный фильм про ограбление ! Очень жестокий и кровавый, без всякого налета романтики, как в "11 друзей Оушена". В "Убить Зои" нет всяких нелепых переговоров с заложниками, полицией и прочих розовых соплей. Отказался открыть сейф - получай пулю в лоб. Его все равно откроют, но потратив лишние 20 минут. Начальника кассы не жалко вообще. Только идиот отдаст свою жизнь за чужие деньги акционеров-миллионеров !

Заложник заступился за девушку ? Убит ! Короче, здесь дано понять, что грабитель не твой друг, он убьет тебя и не будет долго думать. И все это под четким контролем главаря банды в совершенно гениальном исполнении Жана Юга-Англада.

К фильму будет одна большая претензия у тех, кто привык видеть в действиях главных героев логику и смысл. Такие люди точно знают как надо освободить заложников, победить всех и спасти мир. Они же точно знают как правильно ограбить банк, но не грабят, а только дают умные советы сидя за монитором. Такая категория зрителей разнесет фильм в пух и прах, так как смысла особого в нем действительно маловато, хотя определенная логика, конечно, есть.

Какой-то лох приезжает в Париж, чтобы принять участие в ограблении банка с другом, которого не видел более десять (!) лет. При это ограбление уже на следующий день, а друг вовсе и не друг уже, а психически-неуравновешенный отморозок. Плана как такового нет и в помине. Есть лишь схема банка, которую начинают изучать, вмазав как следует разных наркотиков в огромных дозах. Что в таком состоянии вообще можно спланировать ? Как они вообще добрались в назначенный час до места не заблудившись ? Самое непрофессиональное ограбление в истории криминального жанра и не может закончиться благополучно, когда обдолбанные кретины с оружием, вместо полной концентрации, начинают травить друг другу анекдоты, а их харизматичный, но абсолютно "безголовый" главарь "валит" заложников пачками почем зря. В это время медвежатник, находящийся в полном «ахуе» от происходящего, должен еще как-то умудриться в такой обстановке вскрыть сложный сейф.  Лишь в самый последний момент Зэд понимает в какое дерьмо он вляпался и пытается исправить ситуацию в тот момент, когда это уже в принципе невозможно, если бы не счастливый билет в виде прекрасной Жюли Дельпи.

Фильм однозначно входит в тройку лучших по итогам 1993 года ! Лично я пересмотрел его с огромным удовольствием. Прямо как глоток свежего воздуха на фоне того слащавого дерьма, которое сейчас пачками завозят в кинотеатры. Увидеть сейчас рейтинг у новых фильмов выше чем 13+ уже большая редкость ! А "Убить Зои" имеет рейтинг 18+ да и то после того, как его изрядно порезали.  


Моя оценка : 10 из 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий