23 января 2015 г.

30 лет «Извозчику»... Александр Новиков (материал Николая Абрамовича)

Александр Новиков дал серию юбилейных концертов, посвящённых выходу его первого альбома «Вези меня извозчик».


Помню как в юности во дворах мы до дыр заслушивали кассеты с «Извозчиком» на советских магнитолах, не подозревая, что наш уважаемый Шура Новиков уже мотает срок. Сарафанное радио донесло информацию уже потом. Но мы недоумевали: как так, он же не уголовник, почему, за что? «У нас найдут за что» - отвечали те кто постарше.

«Я с ними столько страху натерпелся, что за неделю выучил УК» - пелось накануне, и от первого лица в знаменитой «Я вышел родом…» За пять с половиной лет усиленного режима в лагере Ивдель на севере Свердловской области у Новикова было безгранично времени для овладевания УК СССР на зубок. Но главное в лагере – выжить; остаться, по возможности, человеком; найти время для собственного творчества, если, конечно, оно (творчество) у тебя имеется. Александр находил и время и возможность. «Лучшие лирические песни я написал в карцере» - скажет он потом.

А что за стилистика исполнения у нашего героя, ведь как и подобает настоящему парню с гитарой, он наверняка бард ? Отчасти да, но в целом нет. Его книга и одноимённый диск «Записки уголовного барда» имеют скорее иронический подтекст. Может Новиков эстрадник или рок-музыкант ? Ни тот и ни другой. Он, наверное, всё-таки шансонье, только русский. Это редкий для наших исполнителей термин. Учтём также, что находящийся в ранге «шансонье» должен ещё иметь широкую популярность в народе, в то время как барды существуют практически в каждом городе, только с разным калибром своего мастерства и известности. А вот красивое словечко «шансон» для нас давно не редкость, и порядком натёрло уши. Действительно, этим благородным французским термином у нас вдруг взяли и обозначили блатную и даже зэковскую песню. Сам же Новиков считает, что стиль его песен это просто «городской роман» (не путать с термином «романс»).

Но тут появилось ещё одно модное понятие – формат. В эфире соответствующего формата существует канал «Радио шансон» и телепроект «Шансон года». Александр не отказывается выступать в этих программах, но от блатных шансонников старается дистанцироваться, равно как и от дамско-угоднических стасиков и трофимов. А дамы его любят и так. Признаются в любви на концертах, дарят цветы и поцелуи, терпеливо выстаивают очередь за автографами.

Остаётся интересный вопрос: почему у нашего уральского шансонье Новикова хронологические отсчёты идут именно с «Извозчика»? Ведь его профессиональное творчество началось всё равно пораньше. Естественно, что лучше всего может ответить только сам автор, а мы лишь домысливаем и предполагаем. Может дебютный альбом, как бывает у некоторых, так и остался лучшим в дискографии артиста? Думаю, всё же нет. Да ведь и диска-то, как такового «в натуре», даже не было, а всего лишь плёнка на бобине, писанная на 2-х канальном (!) катушечном магнитофоне, с которой потом и разошлись тысячи и миллионы копий по всей стране, и тоже практически подпольно! Надо признаться, что немного сыроват был ещё этот материал, учитывая техническую сторону музыкальных аранжировок, да и качество звукорежиссуры тоже. А что вы хотели? Это же кустарная подвальная запись, - подпольная в прямом смысле слова.

Но чтобы официально записать и выпустить в тираж виниловый диск на фирме «Мелодия» не могло быть и речи. Уже в следственном изоляторе Александр увидел заключение так называемой экспертизы по своим песням: «… Песни А.Новикова пропагандируют аморализм, пошлость, насилие, издевательство над национальными меньшинствами, алкоголизм, воровские традиции, глумление над социалистическим строем, подрыв основ идейно – коммунистического воспитания…» Как будто писал какой-то сталинский инквизитор. Разница лишь в том, что при усатом Ёсике приговор был бы секир – башка, а тут червонец «строгача». И на том спасибо.

Но вернёмся, так сказать, к раскладу магнитоальбома по полочкам. «Вези меня извозчик» был первым и, действительно, невообразимо ярким в творческой биографии Александра. Далеко не всегда и не у всех бывает такой дебют. А здесь произошёл настоящий прорыв: сразу миллионы слушателей и одновременно почитателей. Кстати, если вспомнить первые магнитоальбомы Розенбаума или Лозы, то и там заметна схожая с «Извозчиком» бесшабашно-хулиганская тематика. Но, согласитесь, они ( эти альбомы), по сравнению с новиковским дебютом, просто отдыхают. И не случайно Розенбаум надолго открестился от своих ранних записей, а Лоза, уже практически вышедший в тираж, иногда возьмёт да исполнит на концерте всеми забытую «Девочка в баре». Но разве можно забыть новиковскую «Помнишь, девочка?...» Многие знают её наизусть, как и остальные 17 песен с первого альбома. Является ли заглавный трек «Извозчик» лучшей песней из них? Вовсе не обязательно. Просто эта песня стала визитной карточкой исполнителя, всегда узнаваемой с первых аккордов.

Весной 1990 года Александр вышел из заключения и принялся за новое исполнение и запись теперь уже своего первого винилового диска «Вези меня извозчик». Песен, правда, стало вдвое меньше, - винил не резиновый, не растянешь. Зато остались, по замыслу Новикова, самые значимые. В их числе: лирико –ностальгическая «Улица Восточная»(слова к ней были написаны ещё в юности); задорно – боевая «Город древний»(посвящённая родному Екатеринбургу); и, конечно же, разухабисто – озорная «Я вышел родом из еврейского квартала»(хотя наш Саня чистейший славянин).

Новиков не сломался в неволе. Поэтому не любил скулить о загубленных молодых годах, а остался таким же неисправимым оптимистом как раньше. Он вышел из лагеря совсем не озлобленным на советскую власть, и первую же песню «Товарищ Генеральный секретарь» посвятил М.С.Горбачёву. Александр позитивно оценивал ветер перемен (ещё бы, отсидел-то всего полсрока!), но в отличии от немецких «скорпов», видел кое-что ещё и ведь предостерегал же: «Благой порыв дать волю всем ворам, не означает скорый выход в море…» Песня вошла во 2-й по счёту альбом «Ожерелье Магадана», вышедший в том же 1990г. На диске не услышим никакой тюремно – воровской «романтики». Только трагические моменты российской истории XX столетия, и тема запоздалой реабилитации узников Гулага, как в тексте самого «Ожерелья»:

« С опозданьем на полвека – лучше всё ж, чем никогда.
Арестованная память, ты свободна. Ты свободна!
Грусть валторновая, вздрогни и всплакни, как в день суда».

С тех пор вышло немало альбомов весьма разного содержания. Такая пёстрая тематика: от политики и до романтики, от грусти и тоски до веселья и гротеска. Есть два диска целиком состоящих из песен, положенных на стихи Сергея Есенина, - любимого поэта уральского шансонье. Александр Новиков трижды бывал с концертами в Оренбурге. Последний раз аж десять лет назад, на 20-летие «Извозчика». С большим удовольствием ждём его приезда к нам снова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий