23 января 2015 г.

Calogero : возвращение с фейеверком - рецензия на новый альбом "Les Feux D'Artifice" от Николая Абрамовича



Рок-звезда французской сцены Calogero, пропавший как минимум на 5 лет, триумфально возвратился с новым альбомом “Les feux d’artifice”, и начал большой гастрольный тур. 



Один нюанс: как лучше транскрибировать имя нашего героя на русский лад ? Есть 2 варианта. Можно как произносят французы: Каложеро, с характерным ударением в конце. Можно как итальянцы: Калоджеро, - так и удобней для наших ушей. Да ведь он сам и есть этнический итальянец – Калоджеро Мауричи, выросший в семье сицилийских эмигрантов, и с детства считающий оба языка родными.

Теперь главный вопрос: знакомы ли наши меломаны с его творчеством ? Безусловно. Проблема в том, что ярые поклонники музыканта никак не могут простить такого ознакомления в нашем эфире. Ещё 10 лет назад многие радиостанции начали обильно крутить хит “Face a la mer” («С видом на море»), который исполнялся дуэтом с чернокожим рэпером Passi. Любители рэпа может и порадовались, но морщились почитатели ведущего артиста. Ведь то, что исполняет Калоджеро это очень добротный поп-рок, а рэп совсем из другой оперы, и никак не должен был здесь стыковаться. Справедливости ради отметим, что бывают исключения, и в “Face a la mer” два голоса и два стиля сочетались весьма неплохо. Затем российские издатели раскрутились на выпуск лицензионного диска с этой песней. Альбом назывался проще некуда: «3» (2004), и соответствовал порядковому числу творения.

Наши меломаны опять недовольны, - почему не выпустили первые два диска ? По их мнению, альбом «3» просто выпадал из контекста основного творчества кумира. Я с этим согласен. Поэтому благодарен нашим пиратам, выпустившим несколько номерных альбомов Калоджеро. Но остаётся всё-таки сожалеть о том, что на российских просторах существует незначительное количество настоящих поклонников корифея французского рока.

Естественно, что на количество наших душ он особо не рассчитывает, и продолжает шлифовать своё мастерство как в студии, так и на сцене уже почти три десятилетия. На протяжении всех 90-х годов Калоджеро являлся постоянным участником молодёжной рок-группы “Les Charts”. Самый большой успех имел диск «Notre monde a nous”, ставший дважды платиновым по количеству проданных экземпляров.

Начало нового столетия обозначилось обновлением практически всего творчества артиста: сольная карьера, новая манера исполнения, новые содружества и т.д. Если первый альбом “Au milieu des autres”(2000) ещё не имел шумного успеха, то мюзикл “Les dix commandements”(«10 заповедей») – 2001, написанный в соавторстве с суперзвездой и композитором Паскалем Обиспо, становится бестселлером. Калоджеро прорывается за рамки поп-рока и пишет достаточно разные по стилистике песни для Флорана Паньи и Элен Сегары, Патрика Фьори и Жюли Зенати. Кроме того музыкант превосходно играет на гитаре и фоно, владеет также органом и флейтой. Как-то позже он заявит: «Я единственный во Франции бас-гитарист и певец одновременно». И это вовсе не преувеличено, если речь идёт о двух профессиональных амплуа одного человека, и работой с записью его же собственных партий – как голосом, так и на струнах. Если кто думает, что совмещать всё это не так трудно, то пусть помучается, а мы посмотрим.


2-й альбом, без конкретного названия, просто “Calogero”(2002) становится топовым на протяжении нескольких недель, а трек “En Apesanteur”(«В невесомости») получает статус французской песни десятилетия нулевых. Музыкальные критики сразу заговорили о новом феномене. Не часто бывает, когда зрители и критики так единодушны. А здесь налицо был и коммерческий успех – продано 1,5 млн дисков, и в СМИ было о чём подискутировать, в том числе и с самим исполнителем. Единогласно все выделяли синглы “En apesanteur”, “Prendre racine” и “Tien An Men”, а также великолепно отснятые клипы на них. Что касается последнего названия, это та печально известная площадь Тянь Ань Мень в Пекине, где давили танками митингующих студентов в 89-м. Но каким же вышел прекрасным и безмятежным этот клип у Калоджеро! Просто пастораль с играющими детишками, где только в конце на несколько секунд появляются танки из китайского ТВ.

Последующие альбомы “3” и “Pomme C” расширили творческие горизонты рок-музыканта. И вот 5-й по счёту диск “L’Embellie”(«Просвет») – 2009, уже не имел типично коммерческой направленности. Поэтому был неоднозначно встречен публикой и очень тепло критикой. Это была самая серьёзная работа Калоджеро за два десятилетия. Вложился, что называется, по полной. Даже написал сам текст к песне “Je me suis trompe”. Ранее, как и положено настоящему профи, он делал только музыку и аранжировки, но зато абсолютно ко всем своим песням.

Пять лет студийного молчания заставили фанатов немного поволноваться: не сдулся ли их гуру ? Хотя и не было к этому оснований, т.к. Калоджеро всегда давал серию концертов в разных странах и по разному поводу: выступления гастрольные, благотворительные, даже политические; шоу акустическое, и с симфоническим оркестром. Особо хотел бы подчеркнуть участие нашего героя в национальном благотворительном проекте “Les Enfoires”. Раз в год, обычно на Рождество, мэтры музыки и кино дают большое театрализованное представление, все средства от которого направляются в помощь малоимущим французам (вот чего бы не мешало перенять нашей звёздной тусовке). Песни Калоджеро там всегда фавориты, причём их исполняют и другие знаменитости. В этом как раз состоит эксклюзив проекта, - ведь этих версий может не быть на официальных аудио CD.

Но вот, наконец, свершилось триумфальное возвращение на рок-сцену. Выпущен 6-й по счёту, и последний на сегодняшний день, альбом “Les Feux D’Artifice”(2014) – можно перевести как «Фейеверк». Стоит ли считать этот диск лучшим по итогам года на всём франкоязычном пространстве? Не могу навязывать своё мнение, но что «Фейеверк» один из лучших, однозначно. Это то, чего от Калоджеро ждали. Рок-идол целой эпохи не имел права споткнуться, заставить сомневаться в себе. Тем более, что ныне он кумир не только молодёжи, но уже и среднего поколения. Песни всё больше проникаются социальным подтекстом.  Самый раскрученный из новых синглов “Un jour au mauvais endroit”(«Однажды в неположенном месте»), занимавший верхние строчки чартов Франции и Бельгии, повествует о печальном инциденте с убийством двух подростков в Эшироле – родном городе самого исполнителя. Остальные темы, к нашей радости, не столь мрачны, не лишены иронии и веселья. Чего стоит “Conduire en Angleterre”(«Колесить по Англии») для водителей левого руля, когда в Англии руль правый. Рок-исполнителям обычно не свойственна лирика, но она вас наверняка зацепит с первых аккордов “Avant toi”, как и в «музыкальной шкатулке» из “La boite a musique”. Титульный «фейеверк» - “Les feux d’artifice”, написанный вместе с родным братом Джоакино, завершает альбом, и как бы резюмирует весь проект. А если мы не услышали проходных или посредственных песен, значит проект удался. Если попытаться выставить оценку, думаю должно быть не меньше 8-9 баллов из 10 возможных.

Журнал «Пари Матч» посвятил Калоджеро постер под заголовком: “Le Grand Retour”, - «Большое (или великое) возвращение». По своему качеству и значению это возвращение стало, действительно, большим фейеверком, как раз в полном соответствии с названием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий