17 января 2015 г.

Программка к матчу Кубка УЕФА : Спартак Москва - Аякс Голландия 17.03.1998















Такого футбольного ажиотажа Москва не знала давно! В субботу и воскресенье тысячи людей, вытянувшись в очередь на "Динамо" чуть ли не с Белорусского вокзала, мечтали заполучить билеты на игру, которая в случае успеха "Спартака" станет исторической - впервые наша команда выйдет в полуфинал Кубка УЕФА. К тому же московская публика жаждала увидеть "вживую" легендарный "Аякс", который впервые за свою 98-летнюю историю приехал в Москву. Кстати, 98 лет голландскому клубу исполнится 18 марта, на следующий день после московской игры.

За два дня все 30 тысяч билетов, пущенных в продажу, были раскуплены. В понедельник динамовские кассы уже не работали. Их обнесли загородительными барьерами, вдоль которых стояли милицейские наряды. На всякий случай спросил у одного из милиционеров, будут ли сегодня работать кассы. Он посмотрел на меня, как на инопланетянина: "Что вы? Все билеты давно проданы". Правда, у метро "Динамо" билеты можно было купить у спекулянтов, но втридорога: на центральные трибуны - по 300 рублей, за ворота - 200 рублей (при номинальной стоимости 100 и 80).

На самом стадионе в Петровском парке кипела работа. Десятки солдат очищали трибуны от снега и льда, в подтрибунных помещениях сновали рабочие. Руководил всем Олег Точелович. За последнюю неделю директор динамовского стадиона стал весьма популярной личностью - и у руководителей "Спартака", которые общаются с ним по несколько раз на дню, и у журналистов, и у болельщиков.

- Сколько билетов продано ?

- Около тридцати тысяч. После замены скамеек пластиковыми креслами наш стадион уменьшился - он теперь вмещает 36880 человек. Мы не продавали билеты только на нижние ряды. Их оставили на тот случай, если вновь начнется снегопад. Туда с верхних ярусов будет счищаться снег. Если же осадков не будет, то оставшуюся часть билетов продадим в день матча.

- А сколько, по вашим подсчетам, было желающих попасть на игру ?


- Конечно, намного больше, чем может вместить стадион. Только на мое имя пришли письма от более двухсот различных организаций, а спартаковский клуб, говорят, вообще завален заявками.

- Не припомните, когда в последний раз был такой ажиотаж на "Динамо" ?

- Я здесь директором уже двенадцать лет, и на память приходит лишь юбилейный матч Льва Ивановича Яшина в августе 1989 года.

- Как оцениваете состояние поля ?

- Поле лучше, чем перед матчем "Спартак" - "Карлсруэ". Тогда газон был слишком жестким. Из-за мороза нам даже приходилось посыпать его песком. Сейчас поле более мягкое.

- Не боитесь, что после тренировок "Спартака" и "Аякса" его может развезти ?

- Нет. Гораздо больше я опасаюсь снегопада или мороза.

- Последняя неделя выдалась для служащих "Динамо" горячей. Интересно, сколько длится ваш рабочий день ?

- Сегодня начался в половине восьмого утра, а закончится, надо полагать, в полночь. Ныне это режим работы едва ли не всех работников стадиона. Слишком уж серьезное событие нас ждет.



ГУВД ПРИНЯЛ СТАДИОН ТОЛЬКО В 15.00

Еще за шесть часов до начала матча оставался открытым вопрос: будут ли пускать болельщиков на расположенные за воротами трибуны. В понедельник и в первую половину вторника представители московского ГУВДа запретили пускать туда зрителей до тех пор, пока трибуны не будут полностью очищены ото льда и снега. Путем героических усилий нескольких десятков солдат все работы, хотя и с некоторым опозданием, но были выполнены. Только в 15.00 ГУВД принял динамовский стадион. В противном случае "Спартак" играл бы при наполовину заполненных трибунах. Однако - из соображений безопасности - на нижние ярусы "Востока", "Запада" и "Юга" билеты так и не поступили в продажу. Лишь "Север" был забит до отказа.

На утреннем совещании с участием представителей команд обошлось без сенсаций. Делегаты УЕФА и судьи приняли динамовское поле, а вопрос с игровой формой, как и в Амстердаме, разрешился полюбовно. "Аякс" изъявил желание выйти в своих традиционных красно-белых цветах. Спартаковцы этому нисколько не препятствовали и вновь облачились в счастливую для них красно-черную форму.

Главный вопрос, который накануне матча волновал тренерский штаб "Спартака", - поправится ли травмированный Дмитрий Ананко. Он, хотя и занимался в общей группе, тренироваться в полную силу не мог - из-за болей в правой ноге, которой даже старался не бить по мячу. Весь вторник врач команды Юрий Васильков колдовал над своим пациентом - и Ананко смог-таки выйти на поле. Если бы этого не произошло, спартаковским тренерам пришлось бы использовать запасной вариант: на месте либеро играл бы Ромащенко, а роль переднего защитника выполнял бы Головской.


ТИХОНОВ ПРОПУСТИТ СЛЕДУЮЩИЙ МАТЧ

В этом розыгрыше Кубка УЕФА "Аякс" на чужих полях еще не выигрывал: в Удине - поражение, в Бохуме - ничья и даже в словенском Бранике - тоже ничья. Что теперь мешало устоять "Спартаку"? Тем более что в стартовом составе амстердамского клуба по-прежнему не оказалось Литманена, а кроме него не появились в числе 11 основных ни Витчге, ни реактивный Бабангида, вышедший из автобуса, что любопытно, с каким-то хозяйственным ведром.

Кто думал, что "Аякс" сразу возьмет быка за рога, ошибался. Не успела еще секундная стрелка проделать первые обороты, как Ширко, обыграв по пути нескольких защитников, возник вблизи штрафной ван дер Сара и после скидки Аленичева пробил в упор, что заставило кипера "Аякса" показать все свое мастерство. Следующая атака - и Тихонов на несколько сантиметров забегает в офсайд. Вот это начало !

"Аякс" недолго раздумывал над ответом - удар Горре с 11 метров был внезапным, и, попади мяч в створ, Филимонов мог не выручить. Романцев, пользуясь отсутствием Бабангиды, вернул Хлестова на привычный тому правый фланг обороны. И в первые минуты опытнейший стоппер "Спартака" был тем самым оплотом обороны, который не позволил голландцам добиться желаемого, то есть быстрого гола. Пожалуй, только раз удар Руды пощекотал всем нам нервы, но тут же здорово сыграл Титов, и публика, получавшая от игры явное удовольствие, успокоилась: "Спартак" напомнил, кто же здесь хозяин.

А когда "Аякс" попытался было взяться за дело по-настоящему, откуда ни возьмись на поле выскочила крошечная болонка, которая настолько обескуражила гостей, что те на какое-то время отказались от решительных действий.



"Аякс" событий не форсировал - слишком свежи были воспоминания о том, чего стоили ему безоглядные атаки двухнедельной давности. Разве что Блинд с партнерами по обороне то и дело выходил к центру поля, создавая некоторую плотность во владениях "Спартака". Впрочем, такая его манера была сколь современна, столь и рискованна: любая продольная передача в сторону ван дер Сара таила потенциальную опасность. Но только потенциальную, поскольку мяч у москвичей не очень-то держался. "Аякс" владел серединой поля, но в его действиях отсутствовали и скорость, и изобретательность, те черты, которые отличали команду времен Овермарса, Финиди, Клюйверта, Давидса, Зеедорфа, Кану. И спартаковцы, понимая это, расходовали силы по мере необходимости. С точки зрения турнирной стратегии действовали они грамотно, и "Аякс", лишенный оперативного простора, буксовал каждый раз, едва мяч приближался к штрафной Филимонова.

Москвичи не пропустили быстрого мяча - и одно только это обстоятельство уже придало уверенность. Выходит, конфуза, который случился два года назад во встрече "Локомотива" с "Баварией", повториться не должно было. Да какой там конфуз. Мысли о, победе гостей, которые то и дело закрадывались в наши головы, развеял рывок Бузникина, едва не вышедшего на рандеву с ван дер Саром. Но что это ? Наши защитники проморгали выстрел Олисе - и благо, что Филимонов был начеку.

"Спартак" мог забить при первом же заработанном угловом - с близкого расстояния ударил Ромащенко. А под занавес первого тайма, когда "Аякс" потерял травмированного Франка де Бура, Ширко, показалось, отправил-таки мяч в сетку. Увы, штанга. И лишь одно неприятное событие: Тихонов, жестко подкатившийся под соперника, схлопотал "горчичник", а вместе с ним дисквалификацию на следующий матч турнира.

ИГНАТЬЕВУ ПОНРАВИЛИСЬ ТИТОВ, АЛЕНИЧЕВ И ШИРКО

В перерыве по просьбе корреспондента "СЭ" первый тайм прокомментировал главный тренер сборной России Борис Игнатьев:

- Голландцам ничего не остается, как искать счастье на половине поля "Спартака". Москвичи пока дисциплинированно играют в обороне, не дают шансов для острых атакующих выпадов голландцев и в то же время проводят контратаки. По числу опасных моментов чемпионы России, на мой взгляд, превзошли соперника, хотя у нашей команды чувствуется волнение. "Аякс" пока лучше контролирует мяч, но, думаю, во втором тайме спартаковцы наладят игру в пас в середине поля и еще получат хорошие возможности для взятия ворот. Москвичи иногда слишком прижимаются к своим воротам, но это их заставляют делать игроки "Аякса", которые проводят этот матч активнее, чем игру в Амстердаме. Если "Аякс" забьет быстрый гол в начале второго тайма, это может сказаться на общем характере игры, но все равно я верю, что "Спартак" попадет в полуфинал Кубка. В первом тайме мне понравились Титов, Аленичев и Ширко.

ВЧЕРА МОСКВА ПРОЩАЛАСЬ С "АЯКСОМ"

После перерыва "Аякс" вышел на поле значительно раньше "Спартака" и, едва раздался свисток, ринулся вперед, понимая, что в атаке его последний шанс. И почти сразу же Арвеладзе, обыграв двоих соперников, ударил по воротам - неточно.

Но вскоре оказалось, что спартаковцы уже не те, какими были в первом тайме. Вперед они шли намного охотнее, и, как и в первом матче, голландская оборона стала раз за разом допускать ошибки. Когда Титов в борьбе с защитником упал в штрафной, трибуны не без оснований посчитали, что португальский арбитр должен дать пенальти - но судья не решился столь сурово наказывать голландцев, таким образом предоставив им еще один шанс. А вскоре тот же Титов мягко набросил мяч с правого фланга, и набегавший Цымбаларь в эффектном прыжке попытался в касание поразить дальний угол. Ван дер Сар уже застыл в ужасе, но мяч, на его счастье, прокатился рядом со штангой.


За полчаса до конца Мортен Ольсен бросил в бой Литманена - по сути, это был его последний козырь. Финн действительно доставил спартаковцам несколько неприятных мгновений. Два его удара едва не достигли цели, а однажды Литманен хитро и почти без разбега пробил со штрафного - тут уж настал черед блеснуть Филимонову, который в роскошном прыжке достал мяч из ближней "девятки".

Но несмотря на то, что территориальное преимущество по-прежнему было у "Аякса", "Спартак" атаковал гораздо опаснее гостей. Ван дер Сару то и дело приходилось выходить из ворот, разряжая ситуацию. А в середине тайма красно-белые создали просто-таки супермомент. Хлестов великолепно послал мяч в свободную зону на ход Тихонову, тот подал в штрафную, и выбитый защитником "Аякса" мяч опустился аккурат на ногу Кечинову. Забей он своим коронным ударом слета, получился бы гол-красавец, но мяч лишь сотряс перекладину.

Вспомнилось, что и в игре с "Карлсруэ" стойка дважды выручала спартаковских соперников. Завершилось это, как все помнят, голом Ширко. Вот и на этот раз красно-белые словно бы решили не отступать от приятной традиции. Да и неужели могли они остаться безучастными к призывам своих болельщиков распечатать, наконец, ворота "Аякса" ?

Огорчили голландцев те же игроки, что и в Амстердаме. Кечинов вывел к воротам Ширко, и тот, хоть сперва и не смог пробить голкипера, повторным ударом забил-таки долгожданный гол. Восторгу трибун, с упоением скандировавших "Россия! Россия!", не было предела.

Во второй раз победив "Аякс", "Спартак" открыл новую страницу в истории нашего футбола - никогда еще ни советские, ни российские клубы не выходили в полуфинал Кубка УЕФА. Зима в Москве явно задержалась, но 30 с лишним тысяч зрителей наверняка в этот вечер забыли о холоде. Как на полтора часа забыли о своих проблемах и десятки миллионов россиян у телевизоров.

Всех их согрел, объединил и сделал счастливыми "Спартак" - своей вдохновенной игрой, своей блестящей победой.


Память о таких матчах болельщики хранят десятилетиями. Пройдут годы, и нынешние юноши, срывавшие во вторник голоса на "Динамо" и размахивавшие красно-белыми шарфами, будут с гордостью и ностальгией рассказывать о нем своим детям или внукам. Рассказывать об игре, которая означала для российского футбола нечто гораздо большее, чем просто выход в полуфинал Кубка УЕФА - пусть даже и первый в истории наших клубов.

Разгромив с общим счетом 4:1 великий европейский клуб "Аякс", "Спартак" изменил нашу психологию. Он лишил российский футбол комплекса неполноценности, страха перед западными суперклубами. Когда в последние годы жеребьевка сводила наши команды с "Ювентусом", "Барселоной" или "Баварией", подспудной реакцией всех - болельщиков, журналистов, самих игроков и тренеров - был какой-то невольный пиетет, переходящий в обреченность. Мы воспринимали западные суперклубы, словно пришельцев из другого футбольного мира - богатого, сытого и недоступного. И победить этих пришельцев было практически невозможно.


"Спартак" сделал это - причем сделал красиво, убедительно и вдохновенно - и встал с ними в один ряд. Встал без всяких "но" и "однако" - полагаю, ни один человек, смотревший обе игры с голландцами, не посмеет заявить, что "Аякс", дескать, был "не тот". Помните, именно такие слова часто звучали после давнишних побед над "Наполи", "Реалом". "Тот" был "Аякс" - мощный и виртуозный. Просто "Спартак" был сильнее.

Силу "Спартака" признает уже вся Европа. Это заметно даже по тому, как нас судят. Прежде многие арбитры считали возможным издеваться над россиянами так, как позволяло их воображение. Потому что над слабым издеваться легко. Но вспомните - после истории со "Сьоном" засуживали нас хоть однажды? К сильным относятся иначе. И это ощущение силы - оно ведь не только теперь на один "Спартак" распространяется, но и на другие наши клубы, на весь российский футбол. После свержения "Аякса" мы перестали быть бедными родственниками в Европе.

Раньше после "запланированных" поражений от суперклубов начинались рассуждения, идущие все от той же ущербной психологии: мол, как может быть благополучным футбол, если экономика страны в запустении. Конечно, в богатой стране футболу жить легче. Но разве сводил бы футбол с ума миллионы россиян, будь он чистой проекцией экономики? А тем временем своими победами "Спартак" объединяет людей, поднимает настроение у всей страны, пробуждая такие великие чувства, как гордость за своих, патриотизм. Играй "Спартак" во вторник в Лужниках, и пришло бы 80 тысяч, а будь в Москве своя "Маракана" - пришло бы 200. На эту народную любовь "Спартак" отвечает самоотверженной игрой - иногда она получается лучше, иногда хуже, но никогда не бывает безразличной. И еще такой факт: на матч с "Аяксом" спартаковский клуб закупил для своих поклонников 36 тысяч подушек на холодные кресла стадиона.

Взгляните на снимок : сколь искренен порыв Виктора Черномырдина, обнимающего Александра Филимонова ! Когда это у нас глава правительства не просто приходил в ложу, а шел к команде в раздевалку ! А ведь если игра клуба вызывает у премьер-министра такие эмоции, то вслед за этим может последовать и реальная правительственная помощь. Нашему футболу. Всему нашему спорту.
Игорь РАБИНЕР


Комментариев нет:

Отправить комментарий